- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Развитие речи. Виды рассуждения. (с использованием краеведения)
Развитие речи. Виды рассуждения. (с использованием краеведения)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жукова О.Л. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. РАССУЖДЕНИЕ
-
Оргмомент
-
Сообщение темы и цели урока:
-знать…
-уметь
-развивать
3.Слово учителя
Сегодня весь урок вместе с нами на уроке незримо присутствует поэт и писатель нашего края Александр Егоров. Большая часть текстов, которые я вам предложу, являются отрывками из его автобиографического романа «Таежный затворник». Я надеюсь, что вы внимательно вчитаетесь и вслушаетесь в эти строчки, и насладитесь красотой природы, которую он воспевает.
4. Беседа.
- Какие типы речи вам известны?
- Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? О том , почему вы поступили именно так , а не иначе?
5..Работа над текстами из книги А.Егорова «Таежный затворник».Задание : определи тип текста .
Алгоритм объяснения :
1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)
2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)
3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)
4.Вывод.( Следовательно…. Значит… это текст….
В первый ясный день нашего пребывания В Развилках жара чувствовалась еще до полуденной поры…Правда, это был не сухой , изнуряющий зной. Влага смягчала солнечные лучи, и земля нежилась, радовалась светлому половодью, отдыхала…
…Без Родины невозможно жить. Она всегда с нами, во всем нашем существе, в каждом сокровенном уголочке памяти. Мы можем не произносить о ней высоких слов, но всегда, в крутые минуты жизни, когда нам становится больно или тяжко, она встает перед глазами в своей пронзительной ясности и необозримой силе…
…Березы, прихваченные первыми заморозками приближающейся осени, светились чистым червонным золотом; багрянцем и притушенным пестрым пурпуром пылали кусты рябины, черемушника и осинника; и на этом светлом и ярком зареве привядшего леса особенно четко выделялись черно - зеленые, острозубые гребешки пихтачей…
…Звезды, точно разбросанные по черному небосклону , как зерно, пригоршнями, светились густыми гнездами и редкими неровными гроздьями, сияли ярко и ясно, будто их только что чисто промыли. А кромка восточного горизонта неба , как бы притаяв ,уже млела в голубом отсвете: оттуда скоро выплывет луна…
Сенька глядел на страшную клыкастую пасть медведя, на его злые и тоскливые глаза . Прицелился. Кажется, хорошо прицелился. Под ухо. Плавно нажал на спуск, и ружье от мощного заряда так толкануло Сеньку в плечо, что он чуть не опрокинулся назад. Выстрел оказался роковым для косолапого. Он весь разом обмяк и беспомощно ткнулся носом в снег…
6.Беседа:
- А каким видом текста вы пользуетесь во время спора?
- Что такое спор? (По толковому словарю С. И. Ожегова, спор - словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.
- А когда ссоритесь?( По толковому словарю С. И. Ожегова,ссора - это словесная перебранка)
7. Работа с текстами. Обыгрывается сценка:
1) Прослушайте .(Захар и Максим). Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?
Дядя Федор говорит:
- Корова государственная. Значит, и теленок государственный.
А кот не согласен:
- Корова действительно государственная. Но все, что она дает, - это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?
- Государственный.
- Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?
- Мороз наш. Мы его для мороза и берем.
- Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.
- Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.
- Выступление уч-ся
2) Прослушайте. (Костя и Никита) Что это: спор или ссора? Обоснуйте.
Проходящий мальчик задевает плечом другого.
- Не цепляйся!
- Кто цепляется?
- Ты цепляешься!
- Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!
- Я цепляюсь?
- Да. Ты!
- Да знаешь... Знаешь ты кто? - толкает его.
- Ты сам! - и тоже толкает.
3)Вывод: чем спор отличается от ссоры?
4)Формативное оценивание : уч-ся высказываются.
8. Творческая работа.
- Попробуйте о чем-нибудь поспорить.
Учащиеся в парах выбирают предмет спора и обсуждают его. Затем некоторые из них представляют спор классу. Остальные обсуждают плюсы и минусы каждого спора.
9.Проблемная ситуация
- Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение?
(Каждый спорщик ведет рассуждение.)
- Расположите элементы рассуждения в нужном порядке: вывод, тезис, аргументы.
- Поясните каждый элемент.
9.Объяснение нового материала. Виды рассуждения : Р - объяснение, Р - доказательство , Р - размышление,
Рассуждение - такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения. Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводится ряд аргументов, фактов, примеров. В заключении делается вывод.
Схема построения текста - рассуждения.
Тезис, Доказательство , Вывод. Тезис - это основная мысль сочинения, утверждение, которое будет доказываться. Тезис и вывод могут совпадать друг с другом, и тогда выделяются только две части: тезис и объяснение или объяснение и вывод. Если вывод, к которому пришёл автор рассуждения, повторяет тезис, то нет необходимости его повторять. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден. В доказательстве используется 3-4 аргумента, редко больше. Мостиками, соединяющими первые две части рассуждения, будут слова - связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Следующие две части рассуждения будут связывать такие слова: поэтому, следовательно, итак, таким образом
В рассуждении - объяснении излагается объяснением, какого - то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.
Рассуждение - доказательство позволяет установить истинность того или иного явления. Книга - друг или враг?. Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждения - утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждения - опровержения (доказывается ложность). Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему, которых должно быть не меньше трёх, а может быть и больше.
Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга.
10.Творческая работа. По заявленной теме определите вид рассуждения :
Компьютер - друг или враг?.Д Почему опадают листья?О Слово «бег» - имя существительное?Р Почему карандаш так назвали?Р Хорошо учиться - это плохо или хорошо?Д Почему зимой холодно?О
11.Работа над текстами из книги А.Егорова «Таежный затворник».Задание : определи тип текста - рассуждения.
- Почему не лаяла Дамка, когда подходил волк к окну? - начал размышлять юный пасечник. - Не видела она его что ли? Не может того быть…Привидился он мне что - ли? Но ведь я не спал..Я встал, приподнялся, и тогда увидел его..И зубы, эти зубы…Я и теперь не усну, буду сидеть всю ночь…р
-(Зэки притаились под окном.) Что теперь делать? Бежать? Но куда? И как? Рядом вся забинтованная, крепко спала Дамка. Она должна была спать 24 часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить спасшую меня собаку? Одну в доме? Нет, нет! Спасаться - так вместе, погибать - так вместе.р
-Война! Господи! Господи! Да что же теперь будет? Мужиков всех заберут, а мы да дети работать будем. И себя прокормим и солдат наших, иначе как же, иначе кто же нас защитит. Война проклятая столько горя принесет, но мы все выдержим! О
- Говорят: невозможно в несколько секунд вспомнить, что происходило с тобой в течение длительного времени. Нет, такое возможно. Бывает, память твоя вдруг высветит и чередой пропустит десятки картин: и березу твоего детства, и проводы на войну. И и первые потери друзей… И силы поднимутся в тебе с новым напором, мысль заработает в бешеном, в ускоренном темпе…Д
12.Подведение итогов.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Что такое рассуждение?
2. Какие виды рассуждения вы знаете?
3. По какой схеме строится рассуждение-доказательство?
4. Что такое рассуждение-размышление?
5. Что такое рассуждение-объяснение?
Схема построения текста - рассуждения.
Тезис Доказательство Вывод. Тезис - это основная мысль сочинения, утверждение, которое будет доказываться. Тезис и вывод могут совпадать друг с другом, и тогда выделяются только две части: тезис и объяснение или объяснение и вывод. Если вывод, к которому пришёл автор рассуждения, повторяет тезис, то нет необходимости его повторять. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден. В доказательстве используется 3-4 аргумента, редко больше. Мостиками, соединяющими первые две части рассуждения, будут слова - связки: потому что, так как, оттого что, ибо. Следующие две части рассуждения будут связывать такие слова: поэтому, следовательно, итак, таким образом
В рассуждении - объяснении излагается объяснением, какого - то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? Почему опадают листья? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.
Рассуждение - доказательство позволяет установить истинность того или иного явления.Например , Книга устарела или по-прежнему современна?. Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждения - утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждения - опровержения (доказывается ложность). Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему, которых должно быть не меньше трёх, а может быть и больше.
Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: экспозиция (подведение к проблемному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.
1.В первый ясный день нашего пребывания В Развилках жара чувствовалась еще до полуденной поры…Правда, это был не сухой , изнуряющий зной. Влага смягчала солнечные лучи, и земля нежилась, радовалась светлому половодью, отдыхала…
…Без Родины невозможно жить. Она всегда с нами, во всем нашем существе, в каждом сокровенном уголочке памяти. Мы можем не произносить о ней высоких слов, но всегда, в крутые минуты жизни, когда нам становится больно или тяжко, она встает перед глазами в своей пронзительной ясности и необозримой силе…
…Звезды, точно разбросанные по черному небосклону , как зерно, пригоршнями, светились густыми гнездами и редкими неровными гроздьями, сияли ярко и ясно, будто их только что чисто промыли. А кромка восточного горизонта неба , как бы притаяв ,уже млела в голубом отсвете: оттуда скоро выплывет луна…
Сенька глядел на страшную клыкастую пасть медведя, на его злые и тоскливые глаза . Прицелился. Кажется, хорошо прицелился. Под ухо. Плавно нажал на спуск, и ружье от мощного заряда так толкануло Сеньку в плечо, что он чуть не опрокинулся назад. Выстрел оказался роковым для косолапого. Он весь разом обмяк и беспомощно ткнулся носом в снег…
2.- Почему не лаяла Дамка, когда подходил волк к окну? - начал размышлять юный пасечник. - Не видела она его что ли? Не может того быть…Привидился он мне что - ли? Но ведь я не спал..Я встал, приподнялся, и тогда увидел его..И зубы, эти зубы…Я и теперь не усну, буду сидеть всю ночь…р
-(Зэки притаились под окном.) Что теперь делать? Бежать? Но куда? И как? Рядом вся забинтованная, крепко спала Дамка. Она должна была спать 24 часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить спасшую меня собаку? Одну в доме? Нет, нет! Спасаться - так вместе, погибать - так вместе.р
-Война! Господи! Господи! Да что же теперь будет? Мужиков всех заберут, а мы да дети работать будем. И себя прокормим и солдат наших, иначе как же, иначе кто же нас защитит. Война проклятая столько горя принесет, но мы все выдержим! О
- Говорят: невозможно в несколько секунд вспомнить, что происходило с тобой в течение длительного времени. Нет, такое возможно. Бывает, память твоя вдруг высветит и чередой пропустит десятки картин: и березу твоего детства, и проводы на войну. И первые потери друзей… И силы поднимутся в тебе с новым напором, мысль заработает в бешеном, в ускоренном темпе…Д
Алгоритм объяснения :
1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)
2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)
3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)
4.Вывод.( Следовательно…. Значит… это текст….
Алгоритм объяснения :
1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)
2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)
3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)
4.Вывод.( Следовательно…. Значит… это текст….
Алгоритм объяснения :
1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)
2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)
3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)
4.Вывод.( Следовательно…. Значит… это текст….
Алгоритм объяснения :
1.Назови предполагаемый тип речи.(Это текст -…)
2.Докажи свое предположение.(Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где?кто? куда?когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)
3.К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)
4.Вывод.( Следовательно…. Значит… это текст….