Конспект урока Мотивы поведения героев повести Выстрел А. С. Пушкина, 6 класс

Повесть " Выстрел" с удовольствием школьники читапют, в ходе урока ребята стараются  ответить на  вопросы о смысле жизни :" Смысл жизни – добиться превосходства над всеми. Цель жизни –месть." Ценность человеческой жизни невысока. Произведение не столько о самой дуэли как таковой, а о всей жизни главного персонажа, которая так или иначе оказалась посвящена желанию отмщения. Мы говорим о том, как важны для Пушкина такие понятия, как «дом», «семья», «семейное счастье». Обратите внимание , с чего на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме « Мотивы поступков героев повести А.С.Пушкина «Выстрел».

6 класс

Сиволапова Елена Васильевна ,

учитель русского языка и литературы МБОУ Зимовниковской средней общеобразовательной школы №1

Урок

Встреча с Пушкиным-прозаиком из цикла « Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Тема: Мотивы поступков героев повести.

Класс: 6

Вид урока: урок-исследование

Тип урока: комбинированный.

Место урока в системе уроков по теме: 3-й урок по теме «А.С.Пушкин «Выстрел».

Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение ».

Использованные приемы:

-синквейн;

-эссе;

Цель урока: Высказать свое понимание художественного смысла произведения

Задачи урока:

образовательные:

- Довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения;

- Развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы;

- Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки поиска ответов на поставленные вопросы, прежде всего, в самом тексте произведения.

развивающие:

- развитие навыков монологической речи;

- развитие навыков парной и групповой работы;

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

_ формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Оборудование:

компьютерная презентация, учебник, тетради, повесть А.С. Пушкина Выстрел».

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, на прошлых уроках мы начали знакомство с Пушкиным-прозаиком из цикла « Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Мы прослушали аудиокнигу в исполнении Сергея Юрского (2007г.)

(Запись даты, темы урока в тетради)

- Цель нашей работы - разобраться с причинами поступков героев и ответить на главный вопрос: Почему Сильвио отказался от дуэли с Р. и от выстрела на первой дуэли с графом?

Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

Начнем с проверки знаний.

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса , постановка собственных целей обучения.

Вопрос учителя:

- Сколько частей в повести?

- Ответы учащихся - (2 части)

Вопрос учителя:

- События переданы в хронологическом порядке? (Нет.)

Давайте расположим события в хронологическом порядке.

Зачем понадобилось автору изменить порядок повествования? ( В этом интрига, загадка. Один из признаков романтизма.) Проверим правильность наших рассуждений

Групповая работа. Предлагаем обучающимся составить характеристику героя. При этом важно поговорить о времени, месте действия и возрасте героя.

1 группа. (о месте)

-Что значит слово «Местечко»?

- Можно ли по нему определить, где стоял полк?

Дадим слово подготовившим индивидуальное задание. Слова повествователя - подполковника И.Л.П., открывающие повесть, задают атмосферу невыносимой скуки.

Местечком в Польше, на Украине и в Белоруссии назывался поселок с торгово-ремесленным населением около 2-10 тысяч человек ( обычно 4-5 тысяч).

Комментарий к слову жид, жидовский: общепринятое в России почти до 20 века наименование евреев. Слово «жид» не несло в себе никакой отрицательной эмоциональной окрашенности и происходит от того же слова, что иудей. Только в конце 19-начале 20 в. Оно приобрело в антисемитских кругах бранный оттенок. Местечковые евреи занимались преимущественно торговлей и ремеслом ( портные, сапожники), держали трактиры или шинки.

2 группа. Вопросы учителя ( возраст героя)

В повести - гибель Сильвио в сражении под Скулянами, которое состоялось 17 июня 1821 года.

Первая дуэль с графом должна была состояться в 1814году, вторая - через 6 лет, т.е. не позднее лета 1820 года ( времени, когда помещики уезжают из города в имения).

3 группа.  (о времени)

Возраст назван «ему было около 35 лет». Но герой живет в местечке примерно 6 лет. К какому моменту времени относится указание на возраст, сказать трудно. Важно, что офицерам он казался стариком. Он значительно старше армейских офицеров, значит, опытнее.

Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия - через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом

4 группа. (о жилище)

Слово «бедность» и однокоренные с ним несколько раз встречаются в бедном местечке. Пистолеты названы « роскошью». Стены источены пулями « в скважинах, как соты пчелиные». О литературных пристрастиях свидетельствуют собранные им книги.

3) ПРИЁМ « Корзина идей»

Проверка знаний содержания повести с одновременным заполнением листа ватмана. Пишет учитель или учащиеся ( по ситуации).

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

Примерные ответы учеников

1.Комментарии «глазами пушкинской эпохи»

2.Офицер Р. Наносит Сильвио оскорбление действием, т.е.тяжкое, влекущее за собой дуэль.

3.Разочарование повествователя в Сильвио не отменяет интереса к нему.

4.Эпизод прощания с офицерами

5.Рассказ Сильвио о дуэли с графом:

Версия1. Сильвио лжет, пытаясь оправдаться перед отъездом в глазах апологета.

Версия2.Сильвио рассказывает правду, потому что ему дорого повествователь и он хочет, чтобы тот судил о нем справедливо.

(Возможны другие варианты ответов)

5) ПРИЁМ «Логические цепочки»

Анализ эпизода первой дуэли: Сильвио человек тяжелый и мрачный, не богат и всего в жизни добивается, полагаясь только на самого себя. Из обедневшей дворянской семьи.

Граф - аристократ (ему не нужно доказывать свое право быть первым - оно есть у него от рождения)

Вывод: конфликт в «выстреле» - конфликт аристократа и плебея.

Анализ эпизода второй дуэли:

Графу дуэль с Сильвио не нужна, он не дает повода.

Сильвио нарушает правила, относится к дуэли кАк к высшему суду, который должен восстановить справедливость. Ему не нужна смерть графа, он желает унизить его, чтобы тот испытал страх. Сильвио бунтует против традиций, против света, который предпочитает богатых и знатных тем, кто своими собственными усилиями пробивается наверх.

ПРИЁМ таблица « Ключевые слова о героях»

Обучающиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах.

Учитель опрашивает школьников, а затем заполняет такие же графы на доске, опираясь на высказывания учеников.



Сильвио

Граф

Угрюмость, крутой нрав, злой язык

Загадка, почему он ушёл в отставку

Жил бедно и расточительно

Упражнялся в стрельбе, был искусен

Никогда не участвовал в разговорах о дуэли

Не стал вызывать оскорбившего его офицера на дуэль

Мотив: месть, одиночество

Женился, счастлив в браке

Принимает гостей с видом открытым и дружелюбным

Разговор его свободный и любезный

Обходились как с добрым соседом

Совестно вспоминать дуэль

Чувствует вину перед Сильвио

Принимает месть Сильвио как наказание за грехи молодости

Боится за жену, чувствует перед ней ответственность

Мотив: счастлив, есть, что терять


III. Стадия осмысления.

Цели: . Работа в группах. Каждая группа получает исследовательское задание по анализу своего героя. Нужно проследить по тексту, записать информацию в бланках о том, что представляет собой герой в начале повести и какова его судьба в финале. Каждая группа заполняет таблицу. Ребята зачитывают свои записи. Делаем обобщение

( Возможно использование других приёмов)

Вопросы к классу:

1. Можно ли было избежать конфликта?

2. Как изменился Сильвио за 6 лет ожидания мести??

3. Что вызвало осуждения Сильвио?

IV. Стадия рефлексии

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Приём «Синквейн»

Правила написания синквейнов :

  1. В первой строчке тема называется одним словом.

  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

  3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

  4. Четвертая строчка - это фраза , показывающая отношение к теме.

  5. Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Образец синквейна :

Прощение

Доброе чистосердечное

Понять Простить Принять

Быть благородным в жизни

Мудрость



Зависть

Злобная Безотчётная

Терпи Живи Трудись

Месть ведёт к саморазрушению личности

Одиночество

Слово учителя Чему учит нас А.С.Пушкин? (Мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким людям).

Этапы работы над темой урока:

- Что было легко? - Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Какие же чувства пробуждает в нас чтение повести А.С.Пушкина «Выстрел»?



© 2010-2022