- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева Е.А. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей
русского языка и литературы
Руководитель ШМО
_________ И.Г.Яншаева
протокол №____
от «____»___________ года
Согласовано
Заместитель директора
________ М.В.Петрова
«_____»_________201__год
Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ № 32»
________ З.Я.Ишбаев
Приказ о введении в действие
№ ___от «___» августа 201_года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Родной (русский) язык и литература»
9 класс (г)
на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5- 9 классы». Автор: Р.И.Альбеткова// сб. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. - М.: Дрофа, 2008
Составитель: Алексеева Е.А.
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих программы общего образования (приказ МО РБ от 29.04.2015 г. № 905) и учебного плана МАОУ «СОШ № 32» (приказ от 31.08.2015 № 603) на 2015-2016 учебный год и
Программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5- 9 классы». Автор: Р.И.Альбеткова// сб. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. - М.: Дрофа, 2008.
Общая характеристика предмета.
Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова - и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности - рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка - всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова. Говоря: русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения - как явления словесного искусства.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями учащихся, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый - начальный этап, первоначальные сведения о словесности - 5-6 классы, второй - более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова - 7-9 классы.
Подзаголовок «От слова к словесности» свидетельствует о том пути, которым учащиеся идут в освоении учебного предмета: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем - произведение как результат употребления языка. Поэтому в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком - к смыслу, идее произведения словесности.
Цели и задачи.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи. Назовем важнейшие из них.
1. На уроках родного языка и литературы учащийся изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов - все, что выработано народом, - творцом словесности - на протяжении веков его развития.
2. На уроках родного языка и литературы, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, учащийся овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи.
3. На уроках родного языка и литературы учащийся учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Изучение родного языка и литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; развитие представления о том, что такое автор, рассказчик, развитие умения самостоятельно различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, умения понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
Воспитание высоконравственной личности, приобщение к ценностям национальной и мировой художественной
культуры, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, развитие речевой культуры, готовности к сотрудничеству. Интегративный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на школьников, развивая их познавательные и творческие способности, активность, помогает всестороннему развитию личности, формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения, пробуждения у учащихся потенциала языкового творчества, поиска своих собственных языковых форм, конструирования текста. Эта программа предполагает развитие художественно - творческих способностей учащихся. У учащихся должно быть сформировано умение, обеспечивающее самостоятельное освоение художественных ценностей и должно быть выработано чувство эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МАОУ «СОШ №32» на 2014-2015 учебный год предмет «Родной язык и литература» изучается в объеме 2 часа в неделю, рассчитан на 33 учебные недели, что составляет 66 часов в год.
Содержание предмета.
№
Раздел, тема
Кол-во часов.
1
Материал словесности
1
2
Средства изобразительности
14
3
Жизненный факт и поэтическое слово
7
4
Историческая жизнь поэтического слова
12
5
Произведение искусства слова как единство художественного содержания его словесности
17
6
Произведение словесности в истории культуры
11
7
Повторение и обобщение
4
Итого
66
Содержание курса.
1.Материал словесности (1ч)
2 .Средства изобразительности(14)
-Эпитет
-Сравнение и способы его словесного выражения
-Параллелизм.Развернутое сравнение
-Олицетворение
-Аллегория.Символ
-Гипербола.Фантастика.Гротеск
-Парадокс.Алогизм
-Бурлеск. «Макаронический стиль»
3.Жизненный факт и поэтическое слово(7ч)
-Прямое и поэтическое значение слова
-Направленность слова на субъект и объект
-Идея произведения
-Прототип и литературный герой
-Точка зрения писателя
-Точка зрения автора в лирике
4.Историческая жизнь поэтического слова(12ч)
-Принципы изображения действительности и поэтического слова
-Этикет и канон
-Старославянский,древнерусский церковнославянский языки
-Система жанров и особенности языка произведений классицизма
-Новаторство Г.Р.Державина
-Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма
-Изображение жизни и слово в искусстве романтизма
-Романтический стиль А.С.Пушкина
-Полифония
5.Произведение искусства слова как единство художественного(17ч)
-Художестенный образ
-«Приращение смысла»слова
-Эстетическая функция языка
-Хронотоп
-Герой эпического произведения
6.Произведение словесности в истории культуры(11ч)
-Традиции и новаторство
-«Вечные»образы
-Нравственные проблемы в искусстве слова
7.Повторение и обобщение(4ч)
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русской словесности учащийся должен знать/понимать:богатство лексики русского языка;особен-ности употребления лексики русского языка;средства художественной изобразительности и их роль;эпические жанры народной словесности и особенности и их языка;особенности языка эпических,лирических и драматических произведений;уметь:определять лексическое значение слова;определять виды лексических единиц;находить в текстах и определять роль изобразительных средств;различать жанры народной словесности;пересказывать прозу;работать со словарями;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Литература.
Для учащихся:
Учебник - Альбеткова Р.И. «Русская словесность», М., «Дрофа», 2007 г.
Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Учебное изд. / А.Т.Арсирий; Под ред. Л.П.Крысина. - М.: Просвещение, 1995
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка / О.С.Ахманова.- М.: Рус. яз., 1986с.
Баранов, М.Т. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / М.Т.Баранов, Т.А.Костяеева, А.В.Прудникова. - М.: Просвещение, 1989. - 288с.
Русская словесность. От слова к словесности. 9 кл.: рабочая тетрадь / Р.И.Альбеткова. - 6-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2011.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка.
Для учителя:
Программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5- 9 классы». Автор: Р.И.Альбеткова// сб. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. - М.: Дрофа, 2008.
Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 2007
Альбеткова Р.И. Русская словесность. 9 класс. Методические рекомендации, 2006 г.
Интернет-ресурсы.
Культура письменной речи gramma.ru
Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru
Мир слова русского rusword.org
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты character.webzone.ru
Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru
Мир слова русского rusword.org
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» ropryal.ru
fcior.edu.ru
school-collection.ru
rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
КОНТРОЛЬ
Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин контролируется в течение года. По родному языку и литературе организуется текущий и итоговый контроль. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных разделов программы. Творческие работы. Сочинения. Изложения. Комплексный анализ художественного текста. Устный рассказ по картине. Контрольные работы. Выразительное чтение лирических и прозаических произведений. Контрольные работы - 3. Сочинения - 4 кл.
№
Тема урока
Кол-во.
ча
сов
Дата
по плану
проведения
Корректировка даты
Примечание
1
Своеобразие материала словесности.
1
Средства художественной изобразительности.
14
2
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.
1
3
Эпитет в стихах М.Ю.Лермонтова,А.С.Пушкина.Стиль писателя.
1
4
Значение сравнения и параллелизма.Развернутое сравнение.(по произведениям Пушкина,Лермонтова)
1
5
Олицетворение,аллегоия и символ в произведении словесности(по произведениям Лермонтова,Тютчева)
1
6
Гипербола и фантастика в произведениях Салтыкова-Щедрина,Гоголя
1
7
Парадокс и алогизм в произведениях русской литературы.
1
8
Гротеск и его значение.
1
9
Бурлеск и «Макаронический» стиль.
1
10
Р/р Творческая работа№1(рассказ по собственным впечатлениям с использованием бурлеска или «мкаронического» стиля).
1
11
Этимологизация и внутренняя форма слова.
1
12
Ассоциативность в стихах Пушкина.
1
13
Квипрокво как изобразительное средство.
1
14
Р/р Написание этюда по репродукции картины.
1
15
Контрольная работа №1 по теме «Средства художественной изобразительности»
1
Жизненный факт и поэтическое слово.
7
16
Прямое и поэтическое значение слова в стихотворении Лермонтова «Парус».
1
17
Предмет изображения,тема и идея произведения.(Произведения Пушкина,Лермонтова).
1
18
Прототип и литературный герой.
1
19
Способы выражения идеи в различных родах словесности.
1
20
Художественная правда.
1
21
22
Р/р Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
2
Историческая жизнь поэтического слова
12
23
Изображения действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе.
1
24
Язык словесности 18 в.Повести петровского времени.
1
25
Теория трех штилей М.В.Ломоносова.
1
26
Новаторство Г.Р.Державина
1
27
Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.(Карамзин «Бедная Лиза»)
1
28
Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.Поэтические открытия В.Жуковского.
1
29
Р/р Художественный анализ стихотворения В.А.Жуковского «Море».
1
30
Романтический стиль А.С.Пушкина.
1
31
Язык произведений реализма.(по произведениям Гоголя,Пушкина)
1
32
Авторская индивидуальнось.
1
33
Повторение темы «Историческая жизнь поэтического слова».
1
34
Контрольная работа №2 по теме «Историческая жизнь поэтического слова».
1
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.
17
35
Произведение словесности как явление искусства.Эстетический идеал.
1
36
Художественный образ.
1
37
Р/р Составление рассказа по собственным впечатлениям.
1
38
Художественная действительность.
1
3940
Словесная форма выражения художественного содержания.
2
41
Время и пространство как художественные образы.Хронотоп.
1
42
Хронотоп в сказке и эпическом произведении.Дом в повести Толстого «Детство» и дом Плюшкина «Мертвые души».
1
43
Хронотоп в лирическом и драматическом произведениях.(Грибоедов «Горе от ума»)
1
44
Своеобразие изображения человека в эпическом произведении.(Гоголь «Мертвые души»)
1
45
Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания.(Лермонтов «Бородино»).
1
46 47
Р/р Сочинение-анализ любимого стихотворения.
2
48
Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.(Фонвизин «Недоросоль»).
1
49
Р/р Работа над текстом драматического произведения.Характеристика героя.
1
50
51
Контрольная работа № 3 по теме «Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения».
2
Произведение словесности в истории културы.
52
Взаимосвязь национальных культур.
1
53
Р/р Сравнительный анализ текстов.
1
54
Развитие словесности традиции и новаторство.
1
55
«Вечные образы».Онегин в 19- 20 веках.
1
56
Новая жизнь типичных героев.
1
5758
Р/р Сочинение(новая жизнь типичных героев).
2
59
Значение художественной словесности в развитии языка.
1
60
Нравственные проблемы в искусстве слова.Главное значение искусства слова.
1
6162
Р/р Сочинение. «Какое из современных произведений словесности произвело на вас сильное впечатление».
2
Повторение изученного в 9 классе
4
63
Язык как материал словесности.
1
64
Повторение.Стилистические пласты языка.Формы словесного выражения.
1
6566
Повторение.Средства художественной изобразительности.
Повторение.Текст:признаки,структура,качество.
1