Рабочая программа по родному (русскому) языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

русского языка и литературы

Руководитель ШМО

_________ И.Г.Яншаева

протокол №____

от «____»___________ года

Согласовано

Заместитель директора

________ М.В.Петрова

«_____»_________201__год

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 32»

________ З.Я.Ишбаев

Приказ о введении в действие

№ ___от «___» августа 201_года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Родной (русский) язык и литература»

9 класс (г)

на 2015-2016 учебный год.


Рабочая программа составлена на основе Программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5- 9 классы». Автор: Р.И.Альбеткова// сб. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. - М.: Дрофа, 2008



Составитель: Алексеева Е.А.


2015



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих программы общего образования (приказ МО РБ от 29.04.2015 г. № 905) и учебного плана МАОУ «СОШ № 32» (приказ от 31.08.2015 № 603) на 2015-2016 учебный год и

Программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5- 9 классы». Автор: Р.И.Альбеткова// сб. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. - М.: Дрофа, 2008.


Общая характеристика предмета.

Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова - и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности - рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка - всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова. Говоря: русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения - как явления словесного искусства.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями учащихся, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый - начальный этап, первоначальные сведения о словесности - 5-6 классы, второй - более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова - 7-9 классы.

Подзаголовок «От слова к словесности» свидетельствует о том пути, которым учащиеся идут в освоении учебного предмета: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем - произведение как результат употребления языка. Поэтому в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком - к смыслу, идее произведения словесности.






Цели и задачи.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи. Назовем важнейшие из них.

1. На уроках родного языка и литературы учащийся изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов - все, что выработано народом, - творцом словесности - на протяжении веков его развития.

2. На уроках родного языка и литературы, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, учащийся овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи.

3. На уроках родного языка и литературы учащийся учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.

Изучение родного языка и литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; развитие представления о том, что такое автор, рассказчик, развитие умения самостоятельно различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, умения понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.

Ценностные ориентиры содержания предмета.

Воспитание высоконравственной личности, приобщение к ценностям национальной и мировой художественной

культуры, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, развитие речевой культуры, готовности к сотрудничеству. Интегративный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на школьников, развивая их познавательные и творческие способности, активность, помогает всестороннему развитию личности, формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения, пробуждения у учащихся потенциала языкового творчества, поиска своих собственных языковых форм, конструирования текста. Эта программа предполагает развитие художественно - творческих способностей учащихся. У учащихся должно быть сформировано умение, обеспечивающее самостоятельное освоение художественных ценностей и должно быть выработано чувство эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МАОУ «СОШ №32» на 2014-2015 учебный год предмет «Родной язык и литература» изучается в объеме 2 часа в неделю, рассчитан на 33 учебные недели, что составляет 66 часов в год.

Содержание предмета.

Раздел, тема

Кол-во часов.

1

Материал словесности

1

2

Средства изобразительности

14

3

Жизненный факт и поэтическое слово

7

4

Историческая жизнь поэтического слова

12

5

Произведение искусства слова как единство художественного содержания его словесности

17

6

Произведение словесности в истории культуры

11

7

Повторение и обобщение

4

Итого

66


Содержание курса.

1.Материал словесности (1ч)

2 .Средства изобразительности(14)

-Эпитет

-Сравнение и способы его словесного выражения

-Параллелизм.Развернутое сравнение

-Олицетворение

-Аллегория.Символ

-Гипербола.Фантастика.Гротеск

-Парадокс.Алогизм

-Бурлеск. «Макаронический стиль»

3.Жизненный факт и поэтическое слово(7ч)

-Прямое и поэтическое значение слова

-Направленность слова на субъект и объект

-Идея произведения

-Прототип и литературный герой

-Точка зрения писателя

-Точка зрения автора в лирике

4.Историческая жизнь поэтического слова(12ч)

-Принципы изображения действительности и поэтического слова

-Этикет и канон

-Старославянский,древнерусский церковнославянский языки

-Система жанров и особенности языка произведений классицизма

-Новаторство Г.Р.Державина

-Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма

-Изображение жизни и слово в искусстве романтизма

-Романтический стиль А.С.Пушкина

-Полифония

5.Произведение искусства слова как единство художественного(17ч)

-Художестенный образ

-«Приращение смысла»слова

-Эстетическая функция языка

-Хронотоп

-Герой эпического произведения

6.Произведение словесности в истории культуры(11ч)

-Традиции и новаторство

-«Вечные»образы

-Нравственные проблемы в искусстве слова

7.Повторение и обобщение(4ч)



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения русской словесности учащийся должен знать/понимать:богатство лексики русского языка;особен-ности употребления лексики русского языка;средства художественной изобразительности и их роль;эпические жанры народной словесности и особенности и их языка;особенности языка эпических,лирических и драматических произведений;уметь:определять лексическое значение слова;определять виды лексических единиц;находить в текстах и определять роль изобразительных средств;различать жанры народной словесности;пересказывать прозу;работать со словарями;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Литература.

Для учащихся:

Учебник - Альбеткова Р.И. «Русская словесность», М., «Дрофа», 2007 г.

Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Учебное изд. / А.Т.Арсирий; Под ред. Л.П.Крысина. - М.: Просвещение, 1995

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка / О.С.Ахманова.- М.: Рус. яз., 1986с.

Баранов, М.Т. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / М.Т.Баранов, Т.А.Костяеева, А.В.Прудникова. - М.: Просвещение, 1989. - 288с.

Русская словесность. От слова к словесности. 9 кл.: рабочая тетрадь / Р.И.Альбеткова. - 6-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2011.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка.

Для учителя:

Программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5- 9 классы». Автор: Р.И.Альбеткова// сб. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. - М.: Дрофа, 2008.

Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 2007

Альбеткова Р.И. Русская словесность. 9 класс. Методические рекомендации, 2006 г.



Интернет-ресурсы.

Культура письменной речи gramma.ru
Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru
Мир слова русского rusword.org
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты character.webzone.ru

Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru

Мир слова русского rusword.org

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» ropryal.ru

fcior.edu.ru

school-collection.ru

rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

КОНТРОЛЬ

Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин контролируется в течение года. По родному языку и литературе организуется текущий и итоговый контроль. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных разделов программы. Творческие работы. Сочинения. Изложения. Комплексный анализ художественного текста. Устный рассказ по картине. Контрольные работы. Выразительное чтение лирических и прозаических произведений. Контрольные работы - 3. Сочинения - 4 кл.





Тема урока

Кол-во.

ча

сов

Дата

по плану

проведения


Корректировка даты

Примечание

1

Своеобразие материала словесности.

1


Средства художественной изобразительности.

14

2

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.

1

3

Эпитет в стихах М.Ю.Лермонтова,А.С.Пушкина.Стиль писателя.

1

4

Значение сравнения и параллелизма.Развернутое сравнение.(по произведениям Пушкина,Лермонтова)

1

5

Олицетворение,аллегоия и символ в произведении словесности(по произведениям Лермонтова,Тютчева)

1

6

Гипербола и фантастика в произведениях Салтыкова-Щедрина,Гоголя

1

7

Парадокс и алогизм в произведениях русской литературы.

1

8

Гротеск и его значение.

1

9

Бурлеск и «Макаронический» стиль.

1

10

Р/р Творческая работа№1(рассказ по собственным впечатлениям с использованием бурлеска или «мкаронического» стиля).

1

11

Этимологизация и внутренняя форма слова.

1

12

Ассоциативность в стихах Пушкина.

1

13

Квипрокво как изобразительное средство.

1

14

Р/р Написание этюда по репродукции картины.

1

15

Контрольная работа №1 по теме «Средства художественной изобразительности»

1


Жизненный факт и поэтическое слово.

7

16

Прямое и поэтическое значение слова в стихотворении Лермонтова «Парус».

1

17

Предмет изображения,тема и идея произведения.(Произведения Пушкина,Лермонтова).

1

18

Прототип и литературный герой.

1

19

Способы выражения идеи в различных родах словесности.

1

20

Художественная правда.

1

21

22

Р/р Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

2


Историческая жизнь поэтического слова

12

23

Изображения действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе.

1

24

Язык словесности 18 в.Повести петровского времени.

1

25

Теория трех штилей М.В.Ломоносова.

1

26

Новаторство Г.Р.Державина

1

27

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.(Карамзин «Бедная Лиза»)

1

28

Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.Поэтические открытия В.Жуковского.

1

29

Р/р Художественный анализ стихотворения В.А.Жуковского «Море».

1

30

Романтический стиль А.С.Пушкина.

1

31

Язык произведений реализма.(по произведениям Гоголя,Пушкина)

1

32

Авторская индивидуальнось.

1

33

Повторение темы «Историческая жизнь поэтического слова».

1

34

Контрольная работа №2 по теме «Историческая жизнь поэтического слова».

1


Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.

17

35


Произведение словесности как явление искусства.Эстетический идеал.

1

36

Художественный образ.

1

37

Р/р Составление рассказа по собственным впечатлениям.

1

38

Художественная действительность.

1

3940

Словесная форма выражения художественного содержания.

2

41

Время и пространство как художественные образы.Хронотоп.

1

42

Хронотоп в сказке и эпическом произведении.Дом в повести Толстого «Детство» и дом Плюшкина «Мертвые души».

1

43

Хронотоп в лирическом и драматическом произведениях.(Грибоедов «Горе от ума»)

1

44

Своеобразие изображения человека в эпическом произведении.(Гоголь «Мертвые души»)

1

45

Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания.(Лермонтов «Бородино»).

1

46 47

Р/р Сочинение-анализ любимого стихотворения.

2

48

Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.(Фонвизин «Недоросоль»).

1

49

Р/р Работа над текстом драматического произведения.Характеристика героя.

1

50

51

Контрольная работа № 3 по теме «Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения».

2


Произведение словесности в истории културы.


52

Взаимосвязь национальных культур.

1

53

Р/р Сравнительный анализ текстов.

1

54

Развитие словесности традиции и новаторство.

1

55

«Вечные образы».Онегин в 19- 20 веках.

1

56

Новая жизнь типичных героев.

1

5758

Р/р Сочинение(новая жизнь типичных героев).

2

59

Значение художественной словесности в развитии языка.

1

60

Нравственные проблемы в искусстве слова.Главное значение искусства слова.

1

6162

Р/р Сочинение. «Какое из современных произведений словесности произвело на вас сильное впечатление».

2


Повторение изученного в 9 классе

4

63

Язык как материал словесности.

1

64

Повторение.Стилистические пласты языка.Формы словесного выражения.

1

6566

Повторение.Средства художественной изобразительности.

Повторение.Текст:признаки,структура,качество.

1



© 2010-2022