- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа ДО Знаем ли мы русский язык?
Программа ДО Знаем ли мы русский язык?
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Храмова Г.Л. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования Администрации Сосновского муниципального района
МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа № 1
Сосновского муниципального района Нижегородской области
Программа
кружка по русскому языку
«Знаем ли мы русский язык?» в 5-8 классах
Выполнила учитель высшей категории
русского языка и литературы
МБОУ Сосновская СОШ №1
Сосновского района Нижегородской области
Храмова Галина Львовна
п. Сосновское
2014 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основании авторской программы:
Русский язык (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучё//Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ/под науч. ред. Д. И. Фельдштейна). - М.: Баласс,
2008-320 с.
Данная программа преследует главные цели обучения русскому языку. Обучающиеся должны знать не только орфографию и пунктуацию, но и уметь правильно выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с речевой ситуацией, обладать вкусом к настоящему, чистому, меткому, красивому русскому литературному языку.
Мы живём в эпоху активных преобразований и глобальных перемен во всех сферах жизни. В немалой степени эти перемены затрагивают нашу речь. Происходит активное внедрение в русский язык новейших иностранных слов. Молодёжь охотно употребляет заимствования, при этом нре всегда понимает их истинного значения.
Другая проблема заключается в том, что довольно часто можно встретиться с поверхностным отношением к требовательности правильности речи. Известно, что эффективность общения во многом зависит от степени соблюдения норм литературного языка. Еще одна сторона состояния современного языка, вызывающая обеспокоенность, - употребление жаргонизмов и лексика техническая, понятная только тем, кто владеет компьютерной грамотностью и знаком с современными мобильными технологиями.
Актуальность данного курса обусловлена необходимостью языковой культуры учащихся, стремлением школьников разобраться в языковых тонкостях русского языка, узнать новые слова, рассмотреть их с точки зрения их происхождения.. В русском языке множество крылатых слов и выражений. Мы легко и непринужденно их используем. Но вопрос «Почему мы так говорим вызывает недоумение у школьников?»
Трудно безупречно говорить по- русски. Главное - стараться их исправлять, постигать логику языка, интересоваться его историей. На достижение этих целей и направлена данная программа, состоящая из 6 блоков.
Тематический план
№
Название темы
Содержание темы
Требование к уровню подготовки
Количество часов
1
Язык и время
Язык диктует правила
Знать
18
2
Работа над ошибками
Разные слова
16
3
Откуда берутся слова?
Лексика и время
18
4
Язык мировой культуры
Речевой этикет
8
5
Почему мы так говорим
Речевая культура
12
6
О некоторых фамилиях и псевдонимах
Об интересном - просто и доступно
6
Ресурсное обеспечение программы
-
А. А. Леонтьев «Путешествие по карте языков мира» Книга для учащихся 5-7 классов. М. «Просвещение», 2001
-
Эд. Вартанян «Путешествие в слово». М. 1985
-
В. П. Абрамов «Созвездия слов» М «Просвещение», 2009
-
С. И. Львова «Язык в речевом общении» Книга для учителя М «Просвещение» 2001
-
Видеодиски уроки русского языка
Календарно - тематический план
Тема
Количество часов
Дата
Кор-я
Блок «Язык и время»
1
Язык диктует правила
2
1.09
1.09
2
Новый смысл слов
2
8.09
8.09
3
Сколько значений может иметь слово
2
15.09
15.09
4
Модные слова
2
22.09
22.09
5
Молодёжный жаргон
2
29.09
29.09
6
Устаревшие слова
2
6.10
6.10
7
Неологизмы
2
13.10
13.10
8
Язык мирового бизнеса
2
20.10
20.10
9
Коммерческое «эт» и «спам»
2
27.10
27.10
Блок «2 Работа над ошибками
10
Работа над ошибками
2
3.11
3.11
11
«Страшные» ошибки
2
10.11
10.11
12
Ошибки в эфире
2
17.11
17.11
13
Слова - «паразиты» в речи
2
24.11
24.11
14
Ошибки в ударении
2
1.12
1.12
15
Сочетаемость слов
2
8.12
8.12
16
Тавтологии бывают разные
2
15.12
15.12
17
«Волшебные» слова
2
22.12
22.12
Блок №3 Откуда берутся слова
18
Откуда берутся слова?
2
29.12
29.12
19
К истокам нашего языка
2
5.01
5.01
20
Самые «любимые» слова русских (авось, ничего)
2
12.01
12.01
21
Язык М. Ломоносова
2
19.01
19.01
22
Язык А. П. Чехова
2
26.01
26.01
23
Слова - « эмигранты»
2
2.02
2.02
24
Заимствованная лексика как средство обогащения лексического запаса
2
9.02
9.02
25
Язык и деньги
2
16.02
16.02
26
Слова - фамилии
2
23.02
23.02
Блок №4 Язык мировой культуры
27
Язык мировой культуры
2
2.03
2.03
28
«Театральные» слова
2
9.03
9.03
29
Язык балета
2
16.03
16.03
30
Речевой этикет
2
23.03
23.03
Блок №5 Почему мы так говорим?
31
Почему мы так говорим?
2
30.03
30.03
32
Вернемся к азам
2
6.04
6.04
33
«Азартные» слова
2
13.04
13.04
34
Арго
2
20.04
20.04
35
Компьютерные слова
2
27.04
27.04
36
От письма к СМС-сосбщению
2
4.05
4.05
Блок №6 О некоторых фамилиях и псевдонимах
37
О некоторых фамилиях и псевдонимах
2
11.05
11.05
38
Зачем человеку псевдоним?
2
18.05
18.05
39
Псевдоним - отец никнейма?
Подведение итогов
2
25.05
25.05
ИТОГО: 78 часов