Программа ДО Знаем ли мы русский язык?

Данная программа преследует главные цели обучения русскому языку. Обучающиеся должны знать не только орфографию и пунктуацию, но и уметь правильно выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с речевой ситуацией, обладать вкусом к настоящему, чистому, меткому, красивому русскому литературному языку. Актуальность данного курса обусловлена необходимостью языковой культуры учащихся, стремлением школьников разобраться в языковых тонкостях русского языка, узнать новые слова, рассмотреть их с точки зрения их происхождения.. В русском языке множество крылатых слов и выражений. Мы легко и непринужденно их используем. Но вопрос «Почему мы так говорим вызывает недоумение у школьников?»
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации Сосновского муниципального района

МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа № 1

Сосновского муниципального района Нижегородской области


Программа

кружка по русскому языку

«Знаем ли мы русский язык?» в 5-8 классах

Выполнила учитель высшей категории

русского языка и литературы

МБОУ Сосновская СОШ №1

Сосновского района Нижегородской области

Храмова Галина Львовна


п. Сосновское

2014 год

Пояснительная записка

Программа составлена на основании авторской программы:

Русский язык (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучё//Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ/под науч. ред. Д. И. Фельдштейна). - М.: Баласс,

2008-320 с.

Данная программа преследует главные цели обучения русскому языку. Обучающиеся должны знать не только орфографию и пунктуацию, но и уметь правильно выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с речевой ситуацией, обладать вкусом к настоящему, чистому, меткому, красивому русскому литературному языку.

Мы живём в эпоху активных преобразований и глобальных перемен во всех сферах жизни. В немалой степени эти перемены затрагивают нашу речь. Происходит активное внедрение в русский язык новейших иностранных слов. Молодёжь охотно употребляет заимствования, при этом нре всегда понимает их истинного значения.

Другая проблема заключается в том, что довольно часто можно встретиться с поверхностным отношением к требовательности правильности речи. Известно, что эффективность общения во многом зависит от степени соблюдения норм литературного языка. Еще одна сторона состояния современного языка, вызывающая обеспокоенность, - употребление жаргонизмов и лексика техническая, понятная только тем, кто владеет компьютерной грамотностью и знаком с современными мобильными технологиями.

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью языковой культуры учащихся, стремлением школьников разобраться в языковых тонкостях русского языка, узнать новые слова, рассмотреть их с точки зрения их происхождения.. В русском языке множество крылатых слов и выражений. Мы легко и непринужденно их используем. Но вопрос «Почему мы так говорим вызывает недоумение у школьников?»

Трудно безупречно говорить по- русски. Главное - стараться их исправлять, постигать логику языка, интересоваться его историей. На достижение этих целей и направлена данная программа, состоящая из 6 блоков.



Тематический план

Название темы

Содержание темы

Требование к уровню подготовки

Количество часов

1

Язык и время

Язык диктует правила

Знать

18

2

Работа над ошибками

Разные слова

16

3

Откуда берутся слова?

Лексика и время

18

4

Язык мировой культуры

Речевой этикет

8

5

Почему мы так говорим

Речевая культура

12

6

О некоторых фамилиях и псевдонимах

Об интересном - просто и доступно

6

Ресурсное обеспечение программы

  1. А. А. Леонтьев «Путешествие по карте языков мира» Книга для учащихся 5-7 классов. М. «Просвещение», 2001

  2. Эд. Вартанян «Путешествие в слово». М. 1985

  3. В. П. Абрамов «Созвездия слов» М «Просвещение», 2009

  4. С. И. Львова «Язык в речевом общении» Книга для учителя М «Просвещение» 2001

  5. Видеодиски уроки русского языка

Календарно - тематический план

Тема

Количество часов

Дата

Кор-я


Блок «Язык и время»

1

Язык диктует правила

2

1.09

1.09

2

Новый смысл слов

2

8.09

8.09

3

Сколько значений может иметь слово

2

15.09

15.09

4

Модные слова

2

22.09

22.09

5

Молодёжный жаргон

2

29.09

29.09

6

Устаревшие слова

2

6.10

6.10

7

Неологизмы

2

13.10

13.10

8

Язык мирового бизнеса

2

20.10

20.10

9

Коммерческое «эт» и «спам»

2

27.10

27.10

Блок «2 Работа над ошибками

10

Работа над ошибками

2

3.11

3.11

11

«Страшные» ошибки

2

10.11

10.11

12

Ошибки в эфире

2

17.11

17.11

13

Слова - «паразиты» в речи

2

24.11

24.11

14

Ошибки в ударении

2

1.12

1.12

15

Сочетаемость слов

2

8.12

8.12

16

Тавтологии бывают разные

2

15.12

15.12

17

«Волшебные» слова

2

22.12

22.12


Блок №3 Откуда берутся слова

18

Откуда берутся слова?

2

29.12

29.12

19

К истокам нашего языка

2

5.01

5.01

20

Самые «любимые» слова русских (авось, ничего)

2

12.01

12.01

21

Язык М. Ломоносова

2

19.01

19.01

22

Язык А. П. Чехова

2

26.01

26.01

23

Слова - « эмигранты»

2

2.02

2.02

24

Заимствованная лексика как средство обогащения лексического запаса

2

9.02

9.02

25

Язык и деньги

2

16.02

16.02

26

Слова - фамилии

2

23.02

23.02


Блок №4 Язык мировой культуры

27

Язык мировой культуры

2

2.03

2.03

28

«Театральные» слова

2

9.03

9.03

29

Язык балета

2

16.03

16.03

30

Речевой этикет

2

23.03

23.03


Блок №5 Почему мы так говорим?

31

Почему мы так говорим?

2

30.03

30.03

32

Вернемся к азам

2

6.04

6.04

33

«Азартные» слова

2

13.04

13.04

34

Арго

2

20.04

20.04

35

Компьютерные слова

2

27.04

27.04

36

От письма к СМС-сосбщению

2

4.05

4.05


Блок №6 О некоторых фамилиях и псевдонимах

37

О некоторых фамилиях и псевдонимах

2

11.05

11.05

38

Зачем человеку псевдоним?

2

18.05

18.05

39

Псевдоним - отец никнейма?

Подведение итогов

2

25.05

25.05

ИТОГО: 78 часов



© 2010-2022