Сценарий урока литературы Эхо войны в рассказе Б. Екимова Ночь исцеления

Вариант проведения урока литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления".Цели данного урока: ·        Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова. ·        Обучение работе с  художественным  текстом. ·        Формирование навыков идейно- тематического анализа эпизода художественного текста; развитие навыков монологоической речи в форме аргументированного ответа; развитие навыков выразительного чтения. Воспитание эстетического вкуса учащихся посредством художественного с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эхо войны в рассказе Б.П. Екимова

«Ночь исцеления»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.

  • Обучение работе с художественным текстом.

  • Формирование навыков идейно- тематического анализа эпизода художественного текста; развитие навыков монологоической речи в форме аргументированного ответа; развитие навыков выразительного чтения. Воспитание эстетического вкуса учащихся посредством художественного слова;воспитание понимания ценностей гражданского общества:уважения человеческого достоинства.

  • Обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям;проблемы последствий войны для тех,кто не принимал в ней участие;углубить представление о характере героя , данном в развитии.

  • Развитие аналитического (умение выделять существенные признаки и свойства) и синтезирующего (умение установить единые, общие признаки и свойства) мышления.

  • Формирование умений наблюдать, выделять главное;умения нешаблонно,творчески подходить к решению заданий; умение работать в заданном темпе,оценивать результаты работы,регулировать и контролировать свою деятельность.

  • Развитие инициативы, уверенности в своих силах .













Оформление доски

Эхо войны в рассказе Б.П. Екимова «Ночь исцеления»

Словарь урока …Не бывает совсем не пострадавших от войны…

Н. Стручкова ( эпиграф3)

Презентация

ЭХО
ИСЦЕЛЕНИЕ
МОТИВ

А может,не было войны ,

И людям все это приснилось?..

А. Розенбаум(эпиграф1)



Война-лютое бедствие, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие.

А.Дюнат

(эпиграф 2)



Выставка книг Б.П. Екимова







Ход урока

Тишина .Дети стоят. Звук тикания часов.


Дети садятся


Звучит музыка А.Розенбаума « А может, не было войны…»

(На экране - кадры войны)


Учитель: А может, не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер…

А может, не было войны,

И людям все это приснилось…

А приснилось ли?

( Анализ эпиграфа 1)

Дети рассуждают.

Учитель:Закройте глаза и подумайте каждый про себя,коснулась ли моей судьбы война,закончившаяся 70 лет назад?Вспомните произведения , фильмы, в которых о войне говорится не напрямую, а косвенно.

Дети:

В. Распутин « Уроки французского»,Е.Носов «Шопен,соната номер два»,А .Алексин «Третий в пятом ряду»и др.


Учитель: У нас сегодня обычный урок с необычной темой. Почему с необычной темой? Потому, что о войне невозможно говорить обычно, потому что война- это нечто противоестественное, чуждое жизни и человечеству…

Как Вы уже заметили, тема урока «Эхо войны в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления»»

-Как Вы понимаете формулировку темы урока?

Дети рассуждают.

Учитель: Словарная работа: ЭХО ВОЙНЫ

  • Как вы понимаете значение этого словосочетания?

  • В каком контексте употреблено оно в названии темы урока?

  • Какое это изобразительно-выразительное средство?

Опираясь на тему урока,сформулируйте возможные задачи и цель сегодняшнего урока.

Дети рассуждают.


Учитель: Эхо войны мы сегодня постараемся услышать в рассказе Б. Екимова « Ночь исцеления». Но прежде ,давайте посмотрим и послушаем презентацию о писателе. (Подготовленный ученик или учитель комментирует презентацию)



Презентация

Сценарий урока литературы Эхо войны в рассказе Б.Екимова Ночь исцеления



Обсуждение презентации.

Почему писатель обращается к теме войны в своем творчестве? Как влияет биография на творчество?

Учитель: Какое впечатление произвел на вас рассказ?

(Рассуждения учеников)

Записи в тетради и на доске.

ТЕМА: как внук помог бабушке

ПРОБЛЕМАТИКА: гуманное отношение к страдающему человеку;

последствия войны для мирных людей;

выбор линии поведения в общении с другими людьми;

нравственное взросление.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ: Гриша.



Учитель:Какие эпизоды показались Вам наиболее яркими? Почему?

( Анализ рисунков,коллажей,подготовленных учениками дома (домашнее задание))



Учитель: Почему рассказ называется «Ночь исцеления?»

О каком и чьем исцелении идет речь в произведении? (троп)


Работа со словарем:ИСЦЕЛЕНИЕ


Подберите синонимы к слову ИСЦЕЛЕНИЕ

Аналитическая работа по тексту

(домашняя таблица)


Вопрос

Цитата

1.Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?



«А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…»

«И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество…»

Одна-одинокая- одиночество



2.Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей?Как они относились к её болезни?









«Конечно, все понимали , что виновата старость и несладкая жизнь, которую баба Дуня провела…Понимать понимали,но от этого было не легче.Приезжала баба Дуня- и взрослые ,считай, ночь напролет не спали . Хорошего мало.»Одного понимания «болезни» бабы Дуниоказалось недостаточно,для того, чтобы помочь ей, «Водили её к врачам.Те прописывали лекарства.Ничего не помогало»Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами.Был найден способ воздействия на неё: окрик «Молчать!».Именно так советовала поступать Грише мать.



3.Как баба Дуня относилась к происходящему с ней?

«… совестясь…чувствовала себя такой виноватой…горевала.»










Работа в парах


А) Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны.Обратите внимание на детали,которые помогают читателю представить происходившее много лет назад.


-Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки.Что во время войны для мирных людей означали карточки?

(Карточка-бланк с отрезными талонами,дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения.Обычно их не восстанавливали в случае утери)

-Сколько детей было во время войны у бабы Дуни? Кто из них впоследствии упоминается в рассказе?


-Для чего бабе Дуне нужны были желуди?Почему ей необходимо было сохранить хотя бы мешки?

Обратите внимание на сны бабы Дуни,содержание которых возвращает читателя к событиям войны.

(В снах автор позволяет коснуться последствий войны,которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта:голод,болезни,потеря близких.

Эти сны дают понять то,что последствия войны причиняют не только физический и материальный ущерб ,но и являются причиной психологический страданий человека спустя долгие годы после.)

Б)Проследите , как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке?Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини.Сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время.

(Поначалу то,чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши: «Стало думаться об утре, о рыбалке…»Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представляет себе,что именно из прошлого тревожило её ,то после второго сна представление о том, что пережила баба Дуня принимает конкретные очертания: «-А зачем тебе желуди?-Кормиться . Мы их толкли,мучки чуть-чуть добавляли и чуреки пекли,ели.» Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез,что они столь реальны для бабы Дуни,сколь и окружающая действительность: « Снится- и было». Прошлое бабушки воспринимается мальчиком сначала несколько отстраненно, а потом, как собственная боль.)


Работа со словарем МОТИВ

СОН- СЛЕЗЫ- СЕРДЦЕ


Задание на карточках:


Прочитайте фразы и подумайте, как они взаимосвязаны между собой?

А) - Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.

- Плачу , дура старая. Во сне ,во сне…

Б) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

В) Слезы катились и катились.Они шли от сердца,потому что сердце болело и ныло,жалея бабу Дуню и кого-то еще…Он не спал ,но находился в странном забытьи, словно в годах далеких ,иных,и в жизни чужой,и виделось ему там,в этой жизни,такое горькое,такая беда и печаль,что не мог он плакать…

Дети рассуждают

Учитель: Важная роль в создании образа бабы Дуни отводится совокупности мотивов-« сон-сердце- слезы» ,которые на протяжении всего рассказа слиты воедино. Мотив сердца символизирует душевную боль, страдание.Мотив сна- это воспоминание,проживание заново пошедших событий.Гриша удивлен ,что настоящие слезы могли быть вызваны чем-то нереальным,увиденным во сне. « Ты вправду плачешь?Так ведь это сон.- Плачу ,дура старая .Во сне, во сне…» Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: « сердце мальчика облилось жалостью и болью…» В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку ,происходит с ним самим: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло , жалея бабу Дуню и кого-то еще…»


  • Кого еще имел в виду автор?


  • Почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том ,как он ей помог?


  • Чтобы помочь бабе Дуне ,Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?


  • Какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?

Обращение к записям на доске. Перечитать,внести коррективы.

Учитель:Как связано название рассказа с его проблематикой?

(Затрагивается проблема последствий войны (эха войны),которые испытывает героиня спустя многие годы после её окончания. Основное значение слова ЭХО-отражение звука от удаленных предметов,воспринимаемое ухом ,инструментом,прибором как повторение первичного звука.)

Обращение к эпиграфу 2-3

Как вы понимаете смысл этих слов?

Составление синквейна «Эхо войны»

Итоги урока

Я понял, что…(ученики продолжают фразу)… мирные люди,уязвимые и беззащитные на войне, страдают то его последствий( как физических , так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.

Домашнее задание:

а) Мини-сочинение по эпиграфу «…Не бывает совсем не пострадавших от войны…»

б)Взять интервью у своих близких «Эхо войны»

Прочитать фрагмент из книги Виктора Викторовича Конецкого «Кто смотрит на облака»

© 2010-2022