Урок по русской литературе для 9 класса по теме «Герой нашего времени в современной литературе»

Вам представлен урок по русской литературе. Этот урок является уроком внеклассного чтения для 9 класса средней общеобразовательной школы. На мой взгляд, внеклассное чтение - это одно из важнейших направлений в работе учителя-словесника. Уроки по внеклассному чтению содействуют увеличению читательской культуры,а также формируют умение самостоятельного анализа и оценки литературного произведения. Каждый урок внеклассного чтения связан с предыдущими и «работает» на последующие. Урок необходимо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-диспут в 9 классе.

Тема « Герой нашего времени в современной литературе»


Цели урока:

  • формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества;

  • углубить понятие «литературный герой», помочь осмыслить образы, отметить характерные черты;

  • развивать умение анализировать, доказательно излагать свои мысли;

  • развивать читательские вкусы и кругозор.

Наглядность и оборудование: выставка книг, компьютер

Опережающее домашнее задание: прочитать произведения: А.Толстой « Русский характер», Вл. Титов «Всем смертям назло», П.Л. Проскурин « Азъ воздам, Господи»

Эпиграф.

Нам спорить с судьбой до последнего вздоха

В тех драмах, которые ставит эпоха.

Н Рыленков.

Ход урока:

  1. Организационный момент

( Звучит музыка «Вечерний звон». Ученик читает стихотворение П. Проскурина «Молитва»)

- Прозвучало стихотворение Петра Проскурина « Молитва». Оно пронзает душу и сердце, заставляя и нас задуматься о жизни, её смысле и назначении человека в ней.

Изучив произведения А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, мы узнали, что их герои, люди 20-30 годов 19 века ( Чацкий, Онегин, Печорин), оказались «лишними» людьми в своем обществе, потому что сама действительность лишила их цели в жизни, смысла разумного существования. И мы можем только сочувствовать им, что их недюжинные способности, ум остались без применения.

- Каков же облик современного героя 20-х годов 21 века и кого мы можем назвать героем? Об этом мы и поговорим на сегодняшнем уроке. Эпиграфом к нему взяла строчки из стихотворения Н Рыленкова (зачитывается эпиграф)

- Как понимаете строки поэта?

- О каких драмах идет речь?

  1. Запись числа, темы урока, эпиграфа в тетрадь

- Ключевое слово герой. Давайте уточним лексическое значение слова «герой». (Героем называют мужественного человека, способного на подвиг или совершившего его, человека не только совершившего, но и умеющего человека противостоять обстоятельствам, которым восхищаются)

- Как трактует это слово словарь? В толковом словаре С.И. Ожегова такое определение :

  1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны

  2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа.

(Дети записывают в тетрадь)

- Мы будем иметь в виду оба значения этого слова.

- Вспомните и назовите имена героем разных эпох.

- Каждая эпоха рождает своего героя. Наша история богата их именами: Петр Великий и Михайло Ломоносов, Грибоедов и Пушкин, Бунин и Шаляпин, Юрий Гагарин и Королёв - всех не перечислить, громких и тихих имен. А сколько незаметных героев, о которых и пишут наши художники слова, сами при этом являясь примером для подражания, высоким образцом настоящего патриотизма и гуманизма. Но мы будем сегодня вспоминать и говорить о литературных героях.

III. Обзор литературы (выставка книг)

- Герои 20 века. Какие они?

- Время периода Великой Отечественной войны представило нам целую галерею литературных героев:

Андрей Соколов у М. Шолохова, Сашка Кондратьев К. Воробьева, лейтенант Кузнецов и генерал Бессонов у Бондарева, Егор Дрёмов у А. Толстого.

- Помните его рассказ « Русский характер»?

- Остановимся на этом произведении.

Беседа по вопросам:

- Каким предстаёт перед нами Егор Дрёмов в рассказе «Русский характер»?

- В какие условия ставит его автор?

- Какие моменты в произведении наиболее ярко раскрывают характер героя? Зачитайте текст, прокомментируйте.

- Какое впечатление произвел на вас герой и рассказ в целом?

- Таким героям ставят памятники, о таких слагают песни.

(Звучит песня « Алёша» Музыка: Эдуард Колмановский, Слова: К.Ваншенкин, Исполняет: Дмитрий Гнатюк).

- 2-я половина xx века рождала своих героев. Они предстают перед нами в произведениях Вл. Титова и Вл. Тендрякова, Вал. Распутина и В. Астафьева, Г.Троепольского и П.Л.Проскурина, которые ставят перед читателем самые злободневные проблемы: в чем смысл жизни, как нужно жить и каким должен быть человек?

Беседа по вопросам:


- Какие произведения вы читали? Расскажите о их героях.( « Всем смертям назло» Владислава Титова).

- Зачитайте выразительно строчки из произведения, характеризующие Сергея, Татьяну.

- Каково ваше отношение к герою?

- Новое время - новые люди. И это нашло отражение в литературе, особенно ярко в рассказе Петра Проскурина « Азъ воздам, Господи». Хотелось бы подробнее остановиться на нем.

( Ученик дает короткую справку о писателе).

Беседа по вопросам:

- О чем рассказ?

- Ваши впечатления? Отзывы?

- Самые волнующие моменты? (зачитать)

Мини- диспут .

- Кто, по-вашему, прав в подходе к жизни, бизнесмен Никитин или старый писатель?

- Почему , по-вашему, писатель закончил повествование на такой трагической ноте?

Мог ли быть конец другим?

- На чьей стороне ваши симпатии? Какую жизнь вы считаете достойной для современного читателя?

VI. Подведение итогов

- Каким вы увидели современного героя? Какие черты характера должны быть у героя нашего времени в обязательном порядке, по-вашему?

На доске чертится схема, составленная на основе высказываний учащихся:

Умный ←−−− Герой ------→ Деятельный

↙ ↘

Образованный ???

- В схеме мы отразили наши представления о герое нашего времени.

- Как вы думаете, нуждается ли герой нашего времени в дружбе?

- Есть ли у героя нашего времени перспективное будущее в нашей стране? (Сложность во все времена, легких времен не бывает)

- Согласны ли вы со словами Н. Рыленкова, взятыми в качестве эпиграфа к уроку?

VII. Домашнее задание

Написать сочинение-отзыв на прочитанное произведение



© 2010-2022