- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Существительные, которые имеют форму только единственного числа
Урок Существительные, которые имеют форму только единственного числа
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шавырина И.В. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок
по русскому языку
(5 класс)
Тема: « Имена существительные,
имеющие форму только единственного числа».
Учитель: И.В. Шавырина
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только
единственного числа.
Цели: 1) сформировать представление об именах существительных,
имеющих форму только единственного числа;
2) развивать навыки определения категории числа у
существительных, имеющих только форму единственного числа;
развивать умение использовать их в устной и письменной речи;
3) продолжать работу над развитием любви к родному языку и
родному слову.
Методы и приемы: объяснение учителя, работа с учебником, самостоятельная работа, выполнение тренировочных упражнений.
Оборудование: учебники, проектор, раздаточный материал, физическая карта России.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа. Тему урока мы не записываем, ее вы позже назовете самостоятельно.
2. Актуализация знаний по теме «Синтаксический разбор сложного предложения»
- Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, мы вспомним, что … синтаксический разбор сложного предложения, пунктуацию сложного предложения, а также четверо учащихся получают индивидуальное задание по карточкам (работу выполните и карточки положите на край парты, в конце урока сдадите мне на проверку).
а) фронтальный опрос:
1) … такое имя существительное как части речи;
2) на какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?
3) на какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные? примеры
4) какие имена существительные являются нарицательными?
5) какие имена существительные являются собственными?
6)что вы знаете о правописании собственных имен существительных?
- А теперь практическая работа. Четверо учащихся получают индивидуальное задание по карточкам; работу выполните и карточки положите на край парты, в конце урока сдадите на проверку.
б) индивидуальная работа по карточкам (4 учащихся);
Образец карточки с индивидуальным заданием:
Выделите корни с чередующимися гласными, обозначьте условия выбора орфограммы
Удобно распол..житься, полить р..стение, распол..гайся удобнее, выр..сти на грядке, написать изл..жение, выр..сла в саду, изл..гать мысли, сложное предл..жение, хозяйственная отр..сль, маленький р..сток, выл..жить на стол, выр..щенный в теплице.
- Остальные учащиеся класса работают над повторением синтаксического разбора сложного предложения, пунктуации сложного предложения (один у доски, оценка)
б) сделайте синтаксический разбор предложения, объясните расстановку знаков препинания (у доски)
Сгущались сумерки, и воздух наполнялся свежестью. (повест., невосклиц., сложное, союзное)
, и .
3. Изучение нового материала
- выпишите из предложения все имена существительные в именительном падеже, определите число
Сумерки - мн.ч.
Воздух - ед.ч.
Свежесть - ед.ч.
- получилось изменить форму числа?
- почему?
(потому, что существительное сумерки имеет форму только множественного числа, а существительные воздух и свежесть, наоборот, имеют форму только единственного числа).
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(ответ детей - имена существительные, имеющие форму только единственного числа)
Тема проецируется на экран, дети записывают ее в тетрадях, учитель знакомит учащихся с целью урока - сформировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа; развивать навыки определения категории числа у существительных, имеющих только форму единственного числа; развивать умение использовать их в устной и письменной речи.
- на прошлом уроке мы познакомились с именами существительными , которые имеют форму одного числа, множественного, а сегодня будем вести речь об именах существительных, имеющих форму только единственного числа.
- Приведите примеры последних, т.е. единственного числа (если дети не приводят примеры, делаю это сама и креплю на доску карточки - детство, пыль, эхо, юг).
- А теперь обратимся к учебнику.
(чтение теоретического материала, выводы (стр. 196)
4. Выполнение тренировочных упражнений
упр. 512 (по заданию у доски) - запишите имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. Продолжите перечисление, обязательно объясняя правописание орфограмм в словах:
1) название групп людей:
- молодежь, человечество, студенчество, крестьянство, учительство;
2) названия веществ:
- железо, молоко, керосин, бензин;
3) названия качеств, действий:
- темнота, бегство, синева, белизна, выполнение, удивление.
5. Распределительный диктант с использованием ИКТ (имена существительные проецируются на экран)
распределите имена существительные по трем группам и запишите в тетради: первая группа - имена существительные, имеющие форму только множественного числа; вторая - имена существительные, имеющие форму только единственного числа; третья - имена существительные, имеющие форму и множественного и единственного числа (после выполнения задания - самопроверка)
Бусы, пенал, жара, эхо, качели, гвозди, грабли, смех, книга, горе, шахматы, карандаши, джунгли, предложение, здоровье.
бусы жара пенал
качели эхо гвозди
грабли смех книга
шахматы горе карандаши
джунгли здоровье предложение
6. Работа в группах:
- Имена существительные, имеющие форму только единственного числа, очень часто мы употребляем в речи, предметы окружают нас в повседневной жизни. Докажем это, выполнив следующий вид работ:
1) двое учащихся работают с физической картой - выписывают географические названия, выраженные именами существительными, имеющими форму только единственного числа;
2) вставьте в предложения подходящие по смыслу имена существительные, имеющие форму только единственного числа, выбирая их из слов для справок (предложения проецируются на экран):
а) Мой лучший друг Колька всегда придет на … (праздник, помощь)
б) В огромной неуютной комнате стояла … (девочка, тишина).
в) На весенних каникулах мы с семьей обязательно поедем в … (Сочи, Благовещенск).
г) Везде: на крышах, проводах и деревьях лежал… (иней, снег).
д) Мама сказала купить … (тетрадей, молока).
е) В нашей большой квартире … (уборка, новый телевизор).
- Молодцы, отлично справились с заданием, а теперь проверим, как же справились с заданием учащиеся, работавшие с географической картой.
(ученики зачитывают примеры имен существительных)
- Какой вывод сделаем? (географические названия часто выражены именами существительными, имеющими форму только единственного числа)
7. Творческая работа в группах
- А теперь представьте, что вы стали случайным свидетелем диалога, происходящего между чернилами и молоком. Что вы подслушали? Запишите в своих тетрадях, а затем прочтите всем. Но вначале вспомним, как оформляется диалог на письме? (каждая реплика диалога начинается с красной строки с большой буквы и перед ней ставится тире)
8. Итог урока:
- с какой группой имен существительных познакомились на уроке?
- приведите несколько примеров имен существительных, имеющих форму только единственного числа?
9. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
- Выучить теоретические сведения на стр. 196, упр. № 515 по заданию
- Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке, об этом свидетельствуют ваши оценки, спасибо за урок, до свидания!