Урок Существительные, которые имеют форму только единственного числа

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Открытый урок

по русскому языку

(5 класс)



Тема: « Имена существительные,

имеющие форму только единственного числа».


Учитель: И.В. Шавырина













Тема: Имена существительные, которые имеют форму только

единственного числа.

Цели: 1) сформировать представление об именах существительных,

имеющих форму только единственного числа;

2) развивать навыки определения категории числа у

существительных, имеющих только форму единственного числа;

развивать умение использовать их в устной и письменной речи;

3) продолжать работу над развитием любви к родному языку и

родному слову.

Методы и приемы: объяснение учителя, работа с учебником, самостоятельная работа, выполнение тренировочных упражнений.

Оборудование: учебники, проектор, раздаточный материал, физическая карта России.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа. Тему урока мы не записываем, ее вы позже назовете самостоятельно.

2. Актуализация знаний по теме «Синтаксический разбор сложного предложения»

- Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, мы вспомним, что … синтаксический разбор сложного предложения, пунктуацию сложного предложения, а также четверо учащихся получают индивидуальное задание по карточкам (работу выполните и карточки положите на край парты, в конце урока сдадите мне на проверку).

а) фронтальный опрос:

1Урок Существительные, которые имеют форму только единственного числа) … такое имя существительное как части речи;

2) на какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?

3) на какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные? примеры

4) какие имена существительные являются нарицательными?

5) какие имена существительные являются собственными?

6)что вы знаете о правописании собственных имен существительных?

- А теперь практическая работа. Четверо учащихся получают индивидуальное задание по карточкам; работу выполните и карточки положите на край парты, в конце урока сдадите на проверку.

б) индивидуальная работа по карточкам (4 учащихся);

Образец карточки с индивидуальным заданием:

Выделите корни с чередующимися гласными, обозначьте условия выбора орфограммы

Удобно распол..житься, полить р..стение, распол..гайся удобнее, выр..сти на грядке, написать изл..жение, выр..сла в саду, изл..гать мысли, сложное предл..жение, хозяйственная отр..сль, маленький р..сток, выл..жить на стол, выр..щенный в теплице.

- Остальные учащиеся класса работают над повторением синтаксического разбора сложного предложения, пунктуации сложного предложения (один у доски, оценка)

б) сделайте синтаксический разбор предложения, объясните расстановку знаков препинания (у доски)

Сгущались сумерки, и воздух наполнялся свежестью. (повест., невосклиц., сложное, союзное)

Урок Существительные, которые имеют форму только единственного числаУрок Существительные, которые имеют форму только единственного числаУрок Существительные, которые имеют форму только единственного числаУрок Существительные, которые имеют форму только единственного числаУрок Существительные, которые имеют форму только единственного числаУрок Существительные, которые имеют форму только единственного числаУрок Существительные, которые имеют форму только единственного числаУрок Существительные, которые имеют форму только единственного числаУрок Существительные, которые имеют форму только единственного числаУрок Существительные, которые имеют форму только единственного числаУрок Существительные, которые имеют форму только единственного числаУрок Существительные, которые имеют форму только единственного числа

, и .

3. Изучение нового материала

- выпишите из предложения все имена существительные в именительном падеже, определите число

Сумерки - мн.ч.

Воздух - ед.ч.

Свежесть - ед.ч.

- получилось изменить форму числа?

- почему?

(потому, что существительное сумерки имеет форму только множественного числа, а существительные воздух и свежесть, наоборот, имеют форму только единственного числа).

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(ответ детей - имена существительные, имеющие форму только единственного числа)

Тема проецируется на экран, дети записывают ее в тетрадях, учитель знакомит учащихся с целью урока - сформировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа; развивать навыки определения категории числа у существительных, имеющих только форму единственного числа; развивать умение использовать их в устной и письменной речи.

- на прошлом уроке мы познакомились с именами существительными , которые имеют форму одного числа, множественного, а сегодня будем вести речь об именах существительных, имеющих форму только единственного числа.

- Приведите примеры последних, т.е. единственного числа (если дети не приводят примеры, делаю это сама и креплю на доску карточки - детство, пыль, эхо, юг).

- А теперь обратимся к учебнику.

(чтение теоретического материала, выводы (стр. 196)

4. Выполнение тренировочных упражнений

упр. 512 (по заданию у доски) - запишите имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. Продолжите перечисление, обязательно объясняя правописание орфограмм в словах:

1) название групп людей:

- молодежь, человечество, студенчество, крестьянство, учительство;

2) названия веществ:

- железо, молоко, керосин, бензин;

3) названия качеств, действий:

- темнота, бегство, синева, белизна, выполнение, удивление.

5. Распределительный диктант с использованием ИКТ (имена существительные проецируются на экран)

распределите имена существительные по трем группам и запишите в тетради: первая группа - имена существительные, имеющие форму только множественного числа; вторая - имена существительные, имеющие форму только единственного числа; третья - имена существительные, имеющие форму и множественного и единственного числа (после выполнения задания - самопроверка)

Бусы, пенал, жара, эхо, качели, гвозди, грабли, смех, книга, горе, шахматы, карандаши, джунгли, предложение, здоровье.

бусы жара пенал

качели эхо гвозди

грабли смех книга

шахматы горе карандаши

джунгли здоровье предложение

6. Работа в группах:

- Имена существительные, имеющие форму только единственного числа, очень часто мы употребляем в речи, предметы окружают нас в повседневной жизни. Докажем это, выполнив следующий вид работ:

1) двое учащихся работают с физической картой - выписывают географические названия, выраженные именами существительными, имеющими форму только единственного числа;

2) вставьте в предложения подходящие по смыслу имена существительные, имеющие форму только единственного числа, выбирая их из слов для справок (предложения проецируются на экран):

а) Мой лучший друг Колька всегда придет на … (праздник, помощь)

б) В огромной неуютной комнате стояла … (девочка, тишина).

в) На весенних каникулах мы с семьей обязательно поедем в … (Сочи, Благовещенск).

г) Везде: на крышах, проводах и деревьях лежал… (иней, снег).

д) Мама сказала купить … (тетрадей, молока).

е) В нашей большой квартире … (уборка, новый телевизор).

- Молодцы, отлично справились с заданием, а теперь проверим, как же справились с заданием учащиеся, работавшие с географической картой.

(ученики зачитывают примеры имен существительных)

- Какой вывод сделаем? (географические названия часто выражены именами существительными, имеющими форму только единственного числа)

7. Творческая работа в группах

- А теперь представьте, что вы стали случайным свидетелем диалога, происходящего между чернилами и молоком. Что вы подслушали? Запишите в своих тетрадях, а затем прочтите всем. Но вначале вспомним, как оформляется диалог на письме? (каждая реплика диалога начинается с красной строки с большой буквы и перед ней ставится тире)

8. Итог урока:

- с какой группой имен существительных познакомились на уроке?

- приведите несколько примеров имен существительных, имеющих форму только единственного числа?

9. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

- Выучить теоретические сведения на стр. 196, упр. № 515 по заданию

- Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке, об этом свидетельствуют ваши оценки, спасибо за урок, до свидания!



© 2010-2022