Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине ОДБ. 02 Русский язык

Паспорт комплекта оценочных средств1.1.Область применения комплекта оценочных средств Общие положенияКомплект оценочных средств предназначен для проведения текущего контроля и оценки результатов освоения дисциплины ОДБ.01Русский язык1.2. Результаты обучения по дисциплинеВ результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:- строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;- создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;- устранять ошибки и не...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

( среднее специальное учебное заведение)

« Карталинский многоотраслевой техникум»

Рассмотрено: Утверждаю:

На заседании методической комиссии руководитель структурного подразделения

Протокол №______ от _______________ Г.Н. Черноиванова



Комплект оценочных средств

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине

ОДБ.02 Русский язык

в рамках основной профессиональной образовательной

программы по профессиям

190631.01 «Автомеханик»

100701.01 Продавец, контролёр-кассир







г. Карталы 2014 г.








Паспорт комплекта оценочных средств

  1. Область применения комплекта оценочных средств

Общие положения

Комплект оценочных средств предназначен для проведения текущего контроля и оценки результатов освоения дисциплины ОДБ.01Русский язык

1.2. Результаты обучения по дисциплине

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;

- создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи

- грамотно оформлять документацию

- пользоваться справочниками, словарями русского языка;

- использовать профессиональную лексику

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- нормы русского литературного языка;

- правила продуцирования текстов разных жанров.

Должны быть сформированы общие компетенции, включающие в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


  1. Контроль освоения результатов обучения в процессе текущего и рубежного контроля

Код

Результат

оценивания

Основные показатели оценки результата

Количест в о

проверок

Наименовани е темы программы

У1.

- строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;


развитие навыков

самостоятельной

деятельности

У стный опрос

тест

нормы языка

У2.

- создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;

приобщение к ценностям национальной и мировой культуры

Тестирование

Сочинение

Орфоэпические нормы языка

У3

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи


увеличение словарного запаса и расширение кругозора

Самостоятельная

работа

Тестирование


Орфографические нормы языка

У4

грамотно оформлять документацию

развитие

интеллектуальных и

творческих

способностей

Самостоятельная

работа

Пунктуационные и сиетаксические нормы языка

У5.

- пользоваться справочниками, словарями русского языка

развитие навыков

самостоятельной

деятельности

Самостоятельная

работа

тест


фразеология



У6.

- использовать профессиональную лексику


Расширение навыков

исследовательской

деятельности

Устный

опрос

Самостоятельная

работа

Тестирование

лексикография

31

нормы русского литературного языка;

.


связь языка и истории, культуры

Устный

опрос

Самостоятельная

работа

Сочинение

Тестирование

Стили речи

32.

- правила продуцирования текстов разных жанров

приобщения к ценностям

национальной и мировой культуры; расширения круга используемых языковых и речевых средств

Устный

опрос

Самостоятельная

работа

Тестирование

Стили речи.Особенности научного стиля речи



  1. Результаты обучения, проверяемые на текущем контроле.

Код

Результат оценивания

Основные показатели оценки результата

У1.

- строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;


развитие навыков

самостоятельной

деятельности

У2.

- создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;

приобщение к ценностям национальной и мировой культуры

У3

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи


увеличение словарного запаса и расширение кругозора

У4

грамотно оформлять документацию

развитие

интеллектуальных и

творческих

способностей

У5.

- пользоваться справочниками, словарями русского языка

развитие навыков

самостоятельной

деятельности

У6.

- использовать профессиональную лексику


Расширение навыков

исследовательской

деятельности

31

нормы русского литературного языка;

.


связь языка и истории, культуры

32.

- правила продуцирования текстов разных жанров

приобщения к ценностям

национальной и мировой культуры; расширения круга используемых языковых и речевых средств





Тестовые задания для входного контроля по дисциплине

Русский язык

Контрольный срез

по русскому языку (остаточное)

Практический материал.

1.И меркнет звезд алмазный трепет.

2.Под ним струя светлей лазури.

3.Судьи выбирали лучший номер.

4.Солнце, выходящее из-за горы, осветило поляну.

5.По сторонам дороги мелькали деревья, качаясь верхушками.

6.Клён, аллея, яблони, солнце поражали густой свежестью.

7.В окно повеяло весною.

8.Мы пришли, если бы не было дождя

9.Все уже устали, а день только начался.

10 Итак, продолжаем выполнять задание.

11.Полагаю, что никто и никогда не читал таких слов, так как произнес их писатель.

12.Человеку нужна тишина, чтобы верить, чтобы слушать, чтобы думать.

13.Не вешай нос, приступай к работе.

14В этот раз я не беспокоилась о близких мне людях.

Задания.

1.Найдите в предложениях с 1 по 3 слово с чередуюшейся гласной в корне.

2. Найдите в предложениях с 12 по 14 слово с приставкой, оканчивающейся на - З. или - с.

3.Поставьте № предложения с вводным словом .9-11

4.Поставьте № предложения, в котором однородные члены предложения.11-13

5.Поставьте № предложения, в котором есть фразеологизм.12-14

6.Среди предложений 6-8 найдите СПП.

7.Среди предложений 9-11 найдите ССП

8.Поставьте № предложения с обособленным обстоятельством.3-5

9.Поставьте № предложения с обособленным определением.4-6

10.Какое предложение с однородным подчинением.12;7,4

11.Какое предложение с последовательным подчинением.11,5,8.

12.В каких предложениях есть сравнение 2,5,6

13.В каких предложениях есть метафора 1,10,14.

14.Выпишите грамматическую основу из предложения 13

Ответы

№ п\п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответ

выбирали

беспокоились

10

13

13

8

7

5

4

12

11

2

1

не

вешай

приступай

1 вариант

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)дОсуг 2)облЕгчить 3)кухОнный 4)принЯть.

А2.В каком предложении вместо слова ЧЕРЕПАХОВЫЙ нужно употребить ЧЕРЕПАШИЙ?

1)ЧЕРЕПАХОВЫЙ - очень редкий окрас, который встречается у кошек.

2)В некоторых провинциях Китая ЧЕРЕПАХОВЫЙ суп - это традиционное блюдо.

3)Подготовка к отопительному сезону идёт ЧЕРЕПАХОВЫМИ шагами.

4)Волосы танцовщицы были заколоты красивым ЧЕРЕПАХОВЫМ гребнем.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. двести граммов 2)самый высочайший 3)пятисот семидесяти 4) поезжайте

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Отыграв первый тайм,…

  1. …он закончился со счётом 1:1.

  2. …футболисты отправились в раздевалку.

  3. …зрители были разочарованы.

  4. …народу на стадионе поубавилось.

А5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Каме(1)ые сосуды имеют форму свяще(2)ых животных, искусно изображё(3)ых, или же украше(4)ы замечательными рельефными сценами.

  1. 1, 2, 3, 4 2)1, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

А6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. прик..сновение, р..стительность, тр..ллейбус

  2. в..твистый, г..рючий, прил..жение

  3. ц..ничный, м..лосердие, изд..лека

  4. к..нтракт, з..рница, расст..лать

А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. под..грать, без..нициативный, дез..информация

  2. двух..ярусный, вол..ер, с..ездить

  3. бе..человечный, ни..вергать, ра..ценки

  4. пр..ятный, пр..уныть, пр..клеить

А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. ускор..шь, выуч..н

  2. постел..шь, почита..мый

  3. отража..шь, посе..вший

  4. раскол..м, услыш..вший

А9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. заманч..вый

Б. эмал..вый

В. коч..вой

Г. приветл..вый

1) А, Б

2) Б, В, Г

3) А, Б, Г

4) А, Г

А10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Комната была (не)большой, но уютной и чистой.

  2. В углу валялись (не)убранные с вечера лыжные ботинки.

  3. Четверть населения Земли (не)доедает.

  4. (Не)которые люди обладают удивительными способностями.

А11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. ХОТЕЛОСЬ(БЫ) надеяться, что работа будет выполнена (В)СРОК.

  2. (ПО)ТОМУ, как ты себя ведёшь, кажется, БУД(ТО) ты сильно расстроен.

  3. (В)СЛЕДСТВИЕ сильного тумана движение судов по реке приостановлено, воздушный транспорт ТАК(ЖЕ) бездействует.

  4. ЧТО(БЫ) я ни делал, (С)РАЗУ ничего не получалось.

А12. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Резко потеплело () и снег быстро начал таять.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзами И запятая не нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Осторожно пробираясь (1) вдоль заросшего тростником (2) берега и (3) стараясь не шуметь (4) тигр приближался к добыче.

  1. 1, 2, 3, 4

  2. 1, 3, 4

  3. 1, 2

  4. 4

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Крит (1) по-видимому (2) был населён уже в VI тысячелетии до новой эры. Первые обитатели острова (3) возможно (4) были из Малой Азии.

1) 1, 3

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 2

4)3, 4

Прочитайте текст и выполните задания В1-В7.

(1) Радушие семьи Житковых изумляло меня. (2) Оно выражалось не каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. (3) Приходили к Степану Васильевичу какие-то обтёрханные, молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеёнкой стол и кормили тем же, что ела семья. (4) А пища у неё была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, варёная говядина. (5) Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

(6) Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. (7) Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. (8) Помню составленные им учебники по математике: они кипой лежали у него в кабинете.

(9) Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. (10) Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается-так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. (11) И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.

(12) Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, каких было немало в столицах и больших городах, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. (13) В ней не было ни тени того, что тогда называли мещанством, и этим она была не похожа на все прочие семьи, которые довелось мне в ту пору узнать. (14) Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя её атмосферу.

В1. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложений 4, 5 выпишите отглагольные прилагательные.

В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании УДИВЛЯЛИ МЕНЯ (предложение 9

В4 Среди предложений 4-7 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения.

В5 Среди предложений 1-6 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения

В6 Среди предложений 10-14 найдите сложные предложения, в состав которых входят придаточные определительные. Напишите номера этих сложных предложений.

Тестовые задания для входного контроля по дисциплине

Русский язык

2 вариант

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) тОрты 2) квАртал 3) собрАла 4) дОговор

А2. В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?

  1. В любом деле ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ фактор играет огромную роль.


  1. Командир полка отличался справедливым, ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ отношением к солдатам.


  1. Какие ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ качества вы цените в людях больше всего?


  1. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ раса - это совокупность людей, обладающая генетико-физиологической общностью и происходящая из определённого ареала.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) действия партизан 2) слаще мёда 3) пара носок 4) тремястами пятьюдесятью

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Позвонив по телефону, …

1) …никто мне не ответил.

2) …номер оказался ошибочным.

3) …возникло предложение встретиться через час.

4) …я услышал короткие гудки.

А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Це(1)ым источником при изучении минойской культуры являются ювелирные изделия: золотые перстни с выгравирова(2)ыми миниатюрными сценами, позолоче(3)ая и серебря(4)ая утварь.

  1. 1,2,3

  2. 1,2,3.4

  3. 2,3,4

  4. 1,2

А6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. Арт…ллерия, б…рхатистый,л..генда

  2. Оч..рование, к…сательная,выг…реть

  3. Защ…щать, оц..нить, те…ретический

  4. Пал…садник, изл…гать, ч…словой

А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)бе…вкусный, и…чертить, ра..рубить

2) суб…ект, под…ём, ад…ютант

3) пр…зидиум, пр…спокойно, пр…остановить

4) сверх…звестный, раз…скать, пред…стория

А8 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1)Бор..мся, прилепл…н

2)слыш…шь, пове…вший

3)дремл…шь,обла…нный

4)выгон…шь, замуч…нный

А9 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А.фланел…вый

Б.веч..вой

В.отзывч…вый

Г.алюмини…вый

1)А,Б

2)Б,В,Г

3)А,Б,Г

4)А,Г

А10. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. (Не) будите спящую собаку.

  2. В большой комнате стояла ещё (не)распакованная мебель.

  3. Речка была (не)глубокая, а быстрая.

  4. Это был (не)кто иной, как Чацкий.

А11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1)(В) течение часа необходимо узнать (НА) СЧЁТ билетов.

2)(И)ТАК, подведём итоги и наметим план, ЧТО(БЫ) действовать дальше.

3)(НА)ВСТРЕЧУ велосипедисту вышел пешеход, в ТО(ЖЕ) время велосипедиста обогнала машина.

4)(ПО)Э ТОМУ мосту ехать опасно, ТАК(КАК) он давно обветшал.

А12. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Пришлось уехать в эвакуацию() и прожила там семья почти два года.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Бережно сохраняя (1) народные традиции(2) и в то же время (3) развивая новые тенденции (4)оркестр широко гастролирует по стране.

  1. 1,2,3. 2)1,3. 3)2, 4. 4)4.

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Понятие времени (1) очевидно (2) не так просто объяснить . Первоначально слово «время»(3) вероятно (4) могло обозначать какие-то впечатления о переменах , длительности, цикличности.

  1. 3,4 2)1,2 3)1,2,3,4. 4)2,4

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6

(1)Карамзин был одним из первых русских писателей, которому поставили памятник. (2) Но, конечно, не за «Бедную Лизу», а за 12-томную «Историю государства Российского».(3) Современники считали её важнее всего Пушкина, потомки не переиздавали сто лет. (4) И вдруг «Историю…» Карамзина открыли заново. (5) Вдруг она стала самым горячим бестселлером. (6) Как бы этот феномен ни объясняли, главная причина возрождения Карамзина - его проза, всё та же гладкость письма. (7) Карамзин создал первую «читабельную» русскую историю.

(8) История существует у любого народа только тогда, когда о ней написано увлекательно.(9) Грандиозной персидской империи не посчастливилось родить своих Геродотов и Фукидидов, и древняя Персия стала достоянием археологов, а историю Эллады знает и любит каждый. (10) То же произошло с Римом. (11) Не было Тита Ливия, Тацита, Светония, может быть, и не назывался бы американский сенат сенатом. (12) А грозные соперники Римской империи - парфяне - не оставили свидетельств своей яркой истории.

(13) Карамзин сделал для русской культуры то же, что античные историки для своих народов.(14) Когда его труд вышел в свет, Фёдор Толстой воскликнул: «Оказывается, у меня есть отечество!».

(15) Хоть Карамзин был не первым и не единственным историком России, он первый перевёл историю на язык художественной литературы, написал интересную, художественную историю, историю для читателей.

(16)Хорошо написанная история - фундамент литературы.(17) Без Геродота не было бы Эсхила. (18) Благодаря Карамзину появился пушкинский «Борис Годунов». (19) Без Карамзина в литературе появляется Пикуль.

(20)Весь XIX век русские писатели ориентировались на историю Карамзина. (21) С ней часто спорили , её высмеивали, пародировали, но только такое отношение и делает произведение классическим.

(22)Современной словесности так не хватает нового Карамзина.(23) Появлению великого писателя должно предшествовать появление великого историка - чтобы из отдельных осколков создалась гармоническая литературная панорама, нужен прочный и безусловный фундамент. (По П. Вайлю, А. Генису)

В1 Из предложения 4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2 Из предложений 16-19 выпишите частицы.

В3Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ГЛАДКОСТЬ ПИСЬМА (предложение 6).

В4Среди предложений 18-22 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

В5.Среди предложений 1-6 найдите простое предложение , осложнённое вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 11-15 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное уступительное. Напишите номер этого предложения.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК

Вариант1.

А1 - 4

А2 - 3

А3- 2

А4 - 2

А5 - 4

А6 - 3

А7 - 4

А8 - 2

А9 - 4

А10 - 2

А11- 3

А12 - 1

А13 - 4

А14 - 2

В1 - солгал

В2 - жареная, варёная

В3 - управление

В4 - 7

В5 - 4

В6- 12, 13.




Вариант 2

А1 - 1

А2 - 2

А3 - 3

А4 - 4

А5 - 1

А6 - 3

А7 - 2

А8 - 1

А9 - 3

А10 - 3

А11- 4

А12- 1

А13 - 4

А14 - 3

В1 - заново

В2- не, бы

В3 - управление

В4 - 22

В5 - 2

В6- 15

Раздел 2. Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи

Тема 2.1. Особенности научного стиля речи

  1. Определите стиль речи текста.

А) Большинство опрошенных считает, что профессию Автомеханика нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Автомеханика, несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Б) Чтобы работать с машинами и механизмами, специалисту понадобится не только физическая выносливость, но и терпение, вдумчивость и кропотливость при поиске причины неисправности. Часто в автомастерские обращаются клиенты после аварии или дорожно-транспортного происшествия. Естественно, межличностное общение не всегда складывается в вежливой форме. Поэтому так важно для автомеханика, чтобы не потерять клиента, уметь найти с ним общий язык.

Тема 1.3. Орфографические нормы русского литературного языка

1. Вставьте пропущенные буквы
Разр...дить обстановку, р...птать на судьбу, ув...дание красоты, разв...вающиеся флаги, др...жать от холода, ч...столюбивые мечты, м...лодушный поступок, разр...дить лес, пос...дел у костра, прим...рять кроссовки; к...вычки, в...н...грет, тр...нсп...рант, см...тение, иде.логия, инт...лл...генция, пр...в...легия, об...яние, лаб...ринт; распол...гался недалеко, изл...жить план, это его не к...сается, встать ни свет ни з...ря, вск...чить на ск...куна, обм...кнуть кисть в краску, заг...рать на берегу моря, зар...внять яму.
2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы

Б…дриться, прин…сти, перегруп…ировка, мас…овый, клас…ика, оп…озиция, компрмис…ный, парал…ель, метал…ический, профес…иональный, экспресс…ивный, именин…ик, юн…аи, изгнан…ик, гол…андец, грам…аттика, кор…ектор, корал…, горилл…а, стел…аж, фин…, ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник, пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опс…ность.

Тема 1.4. Пунктуационные и синтаксические нормы

1. Расставьте знаки препинания:
1. Я угрюм дети веселы и болтливы.
2. Что ж его история история всех русских самоучек.
3. Грач конечно птица умная и самостоятельная но голоса у него нет.
4. Самое желанное в жару тень.
5. Жизнь прекрасна и удивительна.
6. Знания в юности это мудрость в старости.
7. Цель моя убить сразу двух зайцев.
8. Первой по карнизу шла медведица за ней три медведя.
9. Клятва для них игрушка обман похвальба самое гостеприимство промысел.
10. Все вокруг и море и горы и город сливалось в хрустальную чашу.
2. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Мать сильно беспокоилась за сына.

Б) Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

В) Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

Г) Нельзя было смириться с недостатками.

Д) К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.

Е) Мы наблюдали за солнечным затмением.

Ж) Мальчик бросил камнем в воду.

З) Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?

И) Успокойтесь, выпейте воду.

К) В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.

Л) Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.

3. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Ряд столов стояли посередине аудитории.

Б) Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

В) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

Г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

Д) Тысяча человек отправилось в турне.

Е) Прошли сто лет.

Ж) На экскурсию пошли всего десять школьников.

З) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

И) Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.

К) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах.

4. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определение с определяемыми словами.

А) Три (соседние - соседних) здания были построены недавно.

Б) Квартира делилась на две (неравные - неравных) части.

В) Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны - сторон).

Г) И первая, и вторая (половина - половины) встречи прошли в исключительно быстром темпе.

Д) Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом - глазами).

Е) Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области - областях).

5. Допишите, где нужно, окончания в приложениях - географических названиях.

А) Некоторое время он жил в городе Алма-Ат..

Б) Упорные бои шли на реке Висл..

В) Родом он был из села Крюков..

Г) Теплоход приближался к острову Кипр..

Д) Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид..

Е) Альпинисты остановились у подножия горы Казбек..

Ж) Поезд приближался к станции Тул..

  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

Б) Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.

В) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

Г) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.

Д) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах.

Е) Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

Ж) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

З) В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др.

И) Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны.

7. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике.

Б) Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя.

В) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Г) Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

Д) Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

Е) На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит человек, которого отправили в больницу.

Ж) На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

З) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

8. Составьте и запишите предложения с данными словами и словосочетаниями.

С созданием - созданием; при помощи - с помощью; благодаря - из-за; в целях - с целью; иметь значение для - играть роль.

9. Сгруппируйте предложения: А - простые; Б - сложносочиненные; В - сложноподчиненные; Г - бессоюзные.

Ответы

2. А) Мать сильно беспокоилась о сыне.

Б) Всякий специалист видит преимущество новой технологии перед старой.

В) Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победе этой команды.

Г) Нельзя было смириться с недостатками.

Д) К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться за проделанную работу.

Е) Мы наблюдали солнечное затмение.

Ж) Мальчик бросил камень в воду.

З) Чем я обязан таким лестным отзывом о моей работе?

И) Успокойтесь, выпейте воды.

К) В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работу.

Л) Кафедра организовала производственную практику студентов и руководит ею.

3. А) Ряд столов стоял посередине аудитории.

Б) Пять учеников подошли к экзаменационному столу.

В) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежали на столе.

Г) На совещание прибыл пятьдесят один делегат.

Д) Тысяча человек отправились в турне.

Е) Прошло сто лет.

Ж) На экскурсию пошло всего десять школьников.

З) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошли незаметно.

И) Пятерка истребителей бросилась на вражеские бомбардировщики.

К) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах.

4. А) Три соседних здания были построены недавно.

Б) Квартира делилась на две неравные части.

В) Город был открыт для ветров с северной и восточной сторон.

Г) И первая, и вторая половина встречи прошла в исключительно быстром темпе.

Д) Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым глазом.

Е) Лето мы проведем в Рязанской или Тульской области.

5. А) Некоторое время он жил в городе Алма-Ате.

Б) Упорные бои шли на реке Висле.

В) Родом он был из села Крюково.

Г) Теплоход приближался к острову Кипр.

Д) Теплое течение проходит мимо полуострова Флорида.

Е) Альпинисты остановились у подножия горы Казбек.

Ж) Поезд приближался к станции Тула.

6.А) Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао.

Б) Чувство Вакулы должно было пройти через равнодушие и капризы Оксаны.

В) Жильцы требовали ремонта.

Г) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, на открытых площадках.

Д) Вопрос этот освещался в книгах и брошюрах, газетах и журналах, докладах и лекциях.

Е) Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидировать академическую задолженность; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

Ж) Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

З) В турнире участвовали представители многих стран: Австрии, Венгрии, России, Румынии, США и др.

И) Всем понравилась опубликованная в последнем номере журнала повесть, которая рассказывает о неизвестных страницах войны.

7.А) Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, будто бы выдвинутые им положения проверены на практике.

Б) Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила самое себя.

В) Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Г) Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.

Д) Казалось, опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

Е) На улице началось сильное движение, автомобилем был сбит человек, которого отправили в больницу.

Ж) На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и возможность досрочной сдачи зачетов.

З) Казалось, что новая книга будет иметь большой успех.

КОМПЛЕКТ ТЕКСТОВ ДЛЯ ДИКТАНТОВ, ИЗЛОЖЕНИЙ

по дисциплинеРусский язык

Раздел 1. Нормы русского литературного языка

ТЕКСТ 1

Наедине с природой

Сначала ответьте сами себе на вопрос: где я отдыхаю? Если среди ответов у вас присутствуют такие, как «дома», «на диване», «в ресторане», «в гостях» и т.д., то вам срочно нужно добавить к этому списку слова «на природе». Можно, конечно, сидя в кресле, включить для релаксации запись звуков природы. Но, увы, она не может полностью заменить общение с живой природой, которого нам ежедневно остро не хватает.

В каждую историческую эпоху отношение человека к природе было разным. На заре истории человечества теснейшая связь с природой была для него органична. Люди осознавали, что зависят от природы: она была их домом и источником пищи. Животные в сознании первобытного человека выступали равноправными партнерами в борьбе за существование. Затем в разные исторические эпохи связь человека и природы рассматривалась по-разному. В античности, напротив, прослеживалась отстраненность человека от живой природы. Можно предположить, что именно эта отстраненность лежала в основе наступления на природу не только как на объект исследований, но и преобразования ее в выгодном для человека направлении.

Каждый из нас - частица природы, мы все неразрывно связаны с ней. Но в городских условиях часто эта связь нарушается, а то и вообще рвется. Происходят сбои в здоровье, которые мы лечим таблетками, загоняя свои проблемы внутрь, вместо того, чтобы, например, сходить в лес и наполнить легкие чистым, свежим воздухом, вылечить душу пением птиц. Найдите, хотя бы 20 минут в день для того, чтобы пообщаться с природой наедине. Скажите себе: «Природа, я - твоя маленькая частичка, прими меня, реши все мои проблемы». Это надо делать постоянно. Пусть вашим лекарством от стрессов и недомоганий станет природа.

ТЕКСТ 2

Н.И. Пирогов

«Чудесным доктором» называли в народе Николая Ивановича Пирогова, замечательного русского врача и ученого.

Н.И. Пирогов родился в Москве. Сын небогатых родителей, внук крепостного крестьянина, он рано узнал нужду. Из-за бедности ему пришлось оставить учение в частном пансионе, но случай помог ему. У Пироговых часто бывал Е.О. Мухин, известный московский врач, профессор университета. От его взгляда не ускользнул необычный интерес Николая, внимательно следившего за каждым словом и движением врача у постели больного брата.

Мухин отправил его, четырнадцатилетнего подростка, экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета. Вступительные экзамены Николай выдержал наравне со всеми.

Пирогов прекрасно окончил университет. Для подготовки к профессорской деятельности он отправился в Юрьев (ныне Тарту) - небольшой город в Эстонии. В хирургической клинике университета Пирогов - юноша двадцати двух лет - выступил с первым научным исследованием, показавшим его талантливым ученым.

Невозможно сосчитать количество операций, сделанных Пироговым, замечательным хирургом, в те годы в клиниках, госпиталях, больницах.

Прошло четыре года. Он, молодой ученый, уже настолько превзошел своих сверстников обширностью знаний и блестящей операционной техникой, что смог в 26 лет стать профессором Юрьевского университета.

Н.И. Пирогов, крупнейший специалист в области медицины, оставил после себя также много работ по вопросам педагогики.

Раздел 2. Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи

ТЕКСТ 1

За крайним домом от огородного тына, от развалин бревенчатого сарая, от прясла в две осиновых темнокожих слеги начиналась российская земля.

Узкая дорога (санный путь), укатанная широкими полозьями и утоптанная лошадиными копытами, труднее поддавалась апрельскому солнечному теплу, чем рыхлый снег по сторонам от дороги, по широким перелесчатым полям. Дорога осталась лежать на обтаявшей, в общем, земле осклизлой, витиеватой, ледяной змеей. Размокший конский навоз покрывал ледяной бугор раскисшей пленочкой, оттого еще сильнее скользила на дороге нога. То-то вспомнил Дмитрий мастерового мужичка, в одну секунду соорудившего острую ловкую палку.Время самых первых ручьев, когда снеговица собирается сначала, как в губке, в нижних слоях глубокого рыхлого снега; когда потом она начинает там в снегу сочиться по капельке под какой-нибудь свой уклон; когда, сочась, она промывает гам себе тонюсенький сначала проток (а может, попадет на подснежный мышиный ход и обрадованно побежит по нему); когда над подснежным ручьем обваливается верхний снег и ручей становится открытым, встречается с солнцем; когда, добравшись до крутого уклона и соединившись с десятком своих братишек, ручей мчится шумя и бурля и уж провидится ему привольное ложе реки (бессмертие или смерть в том, что он потеряет себя как личность, растворится в большой воде?)... Время этих вот самых первых ручьев - прошло.

По сторонам дороги лежали обширные озера, темно-синие зеркала скопившейся, не нашедшей путей воды. Иногда ледяной бугорок дороги не выдерживал, вода промывала его и соединялась с водой по другую сторону, преграждая пешеходу путь широкой текучей полосой. Дмитрий отходил на три шага, разбегался и ловко перепрыгивал водяное пространство.

243 слова. В. А. Солоухин

Задания

1. Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст.

2. Назовите наиболее яркие языковые особенности отрывка из рассказа В. С. Солоухина «Мать-мачеха».

3. Разберите по составу глаголы прошедшего времени, употребленные в последнем абзаце текста.

ТЕКСТ 2

Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня... Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.

И вдруг мы увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.

А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств.

Что ж пальма! - под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.

А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.

221 слово.В. А. Солоухин

Задания

1. Озаглавьте текст.

2. Сформулируйте основную мысль в отрывке из повести В. С. Солоухина «Владимирские проселки», выскажите свое отношение к этой мысли.

3. Установите, какие выразительные языковые средства использует автор, описывая березу.

© 2010-2022