Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме «Лексическое значение слова»

ТЦУ:  1. Обеспечить усвоение учащимися понятия о лексическом значении слова, о многозначных и однозначных словах; 2.  Развивать умение  работать со словарем при определении многозначности слова; обеспечить  усвоение  знаний с помощью практической, аналитической деятельности; развивать умение работать в группе, распределять работу, получать общий результат; развивать память и орфографическую зоркость; 3.     Воспитывать активность, любознательность и аккуратность у учащихся. Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, школьные толковые словари, листы с заданием для групп.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме «Лексическое значение слова»МОУ «СОШ д. Звягино»







Тема урока:

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.






















Урок подготовила:

учитель начальных классов

Ульданова Надежда Наиловна


ТЦУ: 1. Обеспечить усвоение учащимися понятия о лексическом значении слова, о многозначных и однозначных словах;

2. Развивать умение работать со словарем при определении многозначности слова; обеспечить усвоение знаний с помощью практической, аналитической деятельности; развивать умение работать в группе, распределять работу, получать общий результат; развивать память и орфографическую зоркость;

  1. Воспитывать активность, любознательность и аккуратность у учащихся.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, школьные толковые словари, листы с заданием для групп.

Оформление доски:




24 сентября.

Классная работа.


Однозначные многозначные.

Берёзка дорогое

Сарафанчик листик

Кафтанчик близкий


Ход урока

Часть урока

Деятельность учителя

I.Орг. момент

  • Приветствие

  • Запись даты, классной работы

II. Чистописание

Слайд № 2 (проводится разминка пальчиковая)

Жж

Уж

жи

III. Словарная работа.

Слайд № 3

Р ..ссия, б.. рёза, М..сква.

- Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы.

- Проверим вашу работу.

- Какой частью речи являются слова. Докажите. (Имена существительные, т.к. отвечают на вопрос что? и обозначают предмет)

IV. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Слайд №4.

- Начнём мы с загадки. Ответ на неё вы можете дать сразу, а можете и подумать, а ответить в конце урока.

Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)

-Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста, кто готов ответить?

- Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы ещё раз дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.

Слайд № 5

- Тема нашего урока «Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова».

- Тема хотя и новая, но вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умело использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

- Слайд № 6

-Что мы должны узнать на уроке?

1.Что такое «лексика» и лексическое значение слова?

2.Сколько лексических значений имеет слово?

3. Как определить лексическое значение слов?

4. Какие слова называются многозначными?

V. Работа по теме урока

- Может быть, кто-нибудь поможет дать определение этого слова «ЛЕКСИКА». С чем связано оно?

Слайд № 7

ЛЕКСИКА - это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

Лексическое значение слова - это содержание слова.

- А как вы думаете, что будет основой этого раздела, при помощи чего мы общаемся? (При помощи слов)

- Слова имеют различные значения. И в этом мы сейчас попробуем разобраться, ответив на следующий вопрос нашего урока, так, сколько же значений имеют слова.

Слайд № 8

Обратите внимание на экран. Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает…

Это дер..во р..дное

Бли..кое и д..рогое.

Белый сарафан..чик

Бархатный кафтан..чик

Листики р..зные

Серё..ки расп..сные.

-Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (Берёза)

-Как вы догадались? Что вам помогло? (Признаки - белый сарафанчик, листики резные, сережки расписные)

- Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза. Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта.

- Можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову?

-Т.е. мы можем определить значение слова по его признакам - берёза - дерево…; роза - цветок…;

- Как мы можем назвать этот текст? («Берёза», «Берёзка»)

- А почему мы назвали свою загадку не берёза, а берёзка. (Потому что береза, это что-то близкое, родное и употребляется в уменьшительно-ласкательной форме)

- Молодцы!

- Ребята, а теперь лингвистическая задачка: списать текст, вставить орфограммы и знаки препинания.

Слайд № 9

- Проверяем задание.

- Ребята, посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают предмет, признак.(Дерево, сарафанчик, кафтанчик, листики, сережки)(родное, близкое, дорогое, белый, бархатный, резные, расписные)

- К каким частям речи относятся эти слова?(Имена существительное и имена прилагательные)

- Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить по его признакам.

- Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно?

- Слайд № 10

-По словарю. Толковых словарей много. Они разные: у вас на парте школьный толковый словарь, Есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова с ним мы будем работать на уроке.

-А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. Прочитайте словарную статью. (Берёза - это лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями.)

Сколько имеет значений слово? (одно)

- Молодцы, значит, вы не ошиблись, ваш жизненный опыт вас не подвёл!

Слайд №11

- Теперь, отложите словари и посмотрите на слово «ДОРОГОЕ»

- Что вы можете сказать об этом слове. Дерево - дорогое. Я думаю, что это очень дорогостоящее дерево, много стоит, ценное. А как думаете вы? (значит любимое, родное, близкое сердцу)

- Т.е. определение слова вы даёте словами из текста, близкими по смыслу - синонимы.

- Ребята, а скажите, пожалуйста, если бы мы не брали во внимание текст, откуда выписали синонимы (из словаря)

- Слово дорогой являлось бы синонимам к этому ряду слов? (нет)

- Найдите словарную статью слова «дорогой». Сколько значений имеет это слово? (Дорогой - 1. Имеющий высокую цену, а также (о цене) высокий. 2. Стоящий больших усилий, жертв. Дорогая победа. 3. Любезный, милый, любимый, родной.)

- Чем эта статья отличается от статьи слова берёза?

- А теперь, пользуясь словарём, найдите в тексте загадки однозначные - 1 вариант, а многозначные - 2 вариант.

Вывод: Слова имеют значения: (Запись в тетради)

Однозначные многозначные.

Берёзка дорогое

Сарафанчик листик

Кафтанчик близкий

- Итак, сделаем вывод: слова могут иметь одно или несколько значений.

Слайд №12

- Теперь вернёмся к нашей загадке о том, что же всё-таки к нам липнет кроме мёда, варенья и клея? (слова)

- как вы считаете слово «липнет» многозначное или однозначное? (Липнуть- 1. Крепко пристать (о чём-н. липком или к чему-н. липкому). Муха прилипла к варенью. 2.Неотвязно приставать, льнуть.

- В каком значении оно употреблено, в прямом или переносном?

- Правильно, во всех загадках авторы используют переносное значение для образности и выразительности.

VI. Физминутка


VII. Закрепление изученного материала. Проектная деятельность.

Слайд № 13

- Если вы ещё не уверены в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные слова в речи предлагаю принять участие в проекте.

Слайд № 14

Работа в группе

Прочитать задание.

Выполнить задание.

Подготовить отчёт по плану.

Сделать отчёт.

Слайд №15

Задание

  1. Найдите слово в толковом словаре. Объясните слово.

  2. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.

  3. Составьте предложения, употребив различные значения слова.

  4. Какие слова называются многозначными?

  5. Докажите правильность своего ответа.

  6. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для групп

Группа № 1 «КОРЗИНА»

Группа №2 «КОРЕНЬ»

Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Группа № 4 «КОСА»

Группа № 5 «КЛЮЧ»

Группа № 6 «КИСТЬ»

План отчёта группы

  1. Мы работали со словом (назвать слово).

  2. Это слово имеет____значений. Перечислить.

  3. Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.

  4. Мы составили следующие предложения_______________________________.

Вывод: Многозначными называются слова ________________.

  1. Отчёт групп - проверка выполнения задания.

Слайды № 16-21

- как вы поняли, что значит многозначные слова?

Общий вывод по проекту.

Слайд № 22

VIII.Итог урока

Обобщение. Давайте проверим, ответили мы на поставленные в начале урока вопросы.

Слайд №23

- Что такое «лексика» и «лексическое значение слова»?

- Сколько лексических значений имеет слово?

- Как определить лексическое значение слов?

- Какие слова называются многозначными?

2. Рефлексия.

- Какое задание понравилось больше? Почему?

- спасибо большое за активность на уроке! Мне понравилось с вами работать! Желаю успехов в учебе!






9



© 2010-2022