Рабочая программа 8 класс литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа №19»


Рассмотрено на заседании ЦШМО «Филология»

Протокол № от «___»___________ 2015

Руководитель ЦШМО ________Кондрашевская М.К.__

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________

«__» ___________ 2015

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ "Поповская СОШ №19"

___________ Стойкин В.М.

«__» ___________ 2015



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ЛИТЕРАТУРА


8 класс




Годовое количество часов - 70

Количество часов в неделю - 2

Количество контрольных работ - 5 (2 классных и 3 домашних сочинения)




Учитель Кондрашевская Марина Константиновна



2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5 - 9 классы), примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы Т. Ф. Курдюмовой и реализуется по ее учебнику: Т.Ф. Курдюмова «Литература. Учебник-хрестоматия. 8 класс» в 2-х частях, М: «Дрофа», 20012

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.


В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведения искусства слова, и как следствие воспроизведений исторических событий в литературе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Такие произведения не только рассказывают о конкретных событиях, но раскрывают взаимосвязь судьбы человека с судьбой своего времени. Внимание к тому, что М.М. Бахтин назвал хронотопом, т. е. к пространству и времени на страницах художественного произведения в их взаимной соотнесенности, - уже своеобразная подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится необходимым. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами XX века. Нужно особо отметить, как широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора.

Теория литературы

В 8 классе - жизнь истории на страницах литературы. При этом очень важно рассмотрение позиции автора. При изучении художественных произведений становится очевидным разнообразие подходов к проблеме времени. Читатель встречается с временем изображенным, временем создания и временем чтения произведения.

Структура курса литературы

Ведущие аспекты курса литературы

Теоретическое оснащение

Литературный процесс от древности до наших дней

История в произведениях искусства слова. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных времен и народов. В центре анализа - авторская позиция

Определение специфики использования знакомых теоретических понятий (тема, идея, проблематика) при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения по истории литературы

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный

компонент

8

2








Рабочая программа на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Т.Ф. Курдюмовой


Т.Ф. Курдюмова «Литература. Учебник-хрестоматия. 8 класс» в 2-х частях, М: «Дрофа», 2012


Т. Ф. Курдюмова «Литература. Учебник-хрестоматия» в 2-х частях, М: «Дрофа», 2012;

«Поурочные разработки по литературе» И.В.Золотаревой,Т.А.

Крысовой.

























Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса


Ученик должен знать:

  • авторов и содержание изученных художественных про­изведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучени­ем исторических произведений (исторические жанры, осо­бенности решения проблемы времени на страницах художественного пенного произведения и др.).

Ученик должен уметь:

  • определять связь литературного произведения со Бреме­ном; понимать сложности соотношения времени изобра­женного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • использовать различные формы изучения художествен­ных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изо­бражения одних и тех же событий в произведениях разных Жанров и в произведениях разных писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

  • создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;

  • использовать различные виды искусства для комменти­рования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.





















Литература

8 класс


№ урока

Дата

проведения

урока

Содержание

Коли

чество часов

Примечание

1


Вводный урок. Литература и время. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики

1


2


Х.К.Андерсен.

«Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики. Герой сказки и его путешествие в Средние века

1


3


Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений. Былины

1


4


Герои и сюжеты народных исторических песен.

Р/к Народные песни Тульского края.

П.В. Киреевский, А.М. Новикова - собиратели тульского фольклора

1


5


«Правеж». Петр Великий и Иван Грозный в песнях. «Петра I узнают в шведском городе». Песни о Петре Великом. Художественные особенности исторических песен

1


6


Русская народная драма. «Как француз Москву брал». Герои пьесы. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы

1


7


Историческая тема в произведениях древнерусской литературы.

Древнерусская литература и ее жанры.

Р/к Сергий Радонежский и Куликовская битва

1


8


Летописи. «Повесть временных лет». Воинская «Повесть о разорении Рязани Батыем»

1


9


Житие. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. «Сказание о житии Александра Невского»

1


10


Р.р. Проверочная работа по теме «Древнерусская литература»

1


11



1


12,13


История в произведениях эпохи Возрождения.

М. де Сервантес Сааведра.

« Дон Кихот» (фрагмент). Герои романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман

2


14,15


Н. М. Карамзин.

«Марфа Посадница». Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора

2


16


Литература ХIХ века.

Былины и их герои в произведениях ХIХ века.

А.К.Толстой. «Илья Муромец», «Правда»

1


17,18


Г. Лонгфелло.

«Песнь о Гайавате». Сюжет и герои поэмы. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка

2


19,20


В. Скотт.

«Айвенго». Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд. Пушкин о Вальтере Скотте

2


21


Р.р. Проверочная работа по роману «Айвенго»

1


22,23


И.А. Крылов.

Волк на« псарне». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон. Мораль басни

2


24


А.С. Пушкин.

Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни…» и сюжет летописного эпизода

1


25


«Полтава» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме

1


26


«Борис Годунов» (фрагмент). «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Образы Григория и Пимена. Поднятые в сцене исторические и нравственные проблемы

1


27-30


«Капитанская дочка».

Сюжет исторической повести и его важнейшие события.

Образ Пугачева, герои исторические и вымышленные: Гринёв и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринёв и Маша. Становление характера Гринёва.

Проблема чести, долга, милосердия.

Роль эпиграфов в повести

4


31, 32


Р.р. Подготовка к сочинению, контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка»

2


33, 34


М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Исторический сюжет и герои песни. Нравственные проблемы «Песни...». Связь поэмы с УНТ «Песня…» как лироэпическое произведение

2


35


Проверочная работа по «Песне…».

1


36


Н. В. Гоголь.

«Тарас Бульба». Историческая основа повести. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести

1


37-39


Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей.

Авторское отношение к героям. Патриотический пафос произведения

3


40,41


Р.р. Подготовка к сочинению, сочинение по повести «Тарас Бульба»

2


42,43


А. Дюма.

«Три мушкетёра». Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжета и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев

2


44


А.К.Толстой.

«Василий Шибанов». Подлинные исторические лица баллады. Василий Шибанов как нравственный идеал автора

1


45,46


«Князь Серебряный». Эпоха и её воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора. Художественные особенности романа

2


47,48


Историческое прошлое в лирике поэтов ХIХ в.

Стихотворения Жуковского, Пушкина, Козлова, Глинки, Апухтина на историческую тематику

2


49,50


Л.Н.Толстой.

«После бала». Гуманистический пафос рассказа. Герои и их судьбы. Антитеза как основа произведения. Художественное мастерство писателя

2


51,52


Р.р. Подготовка к сочинению, контрольное сочинение по рассказу «После бала»

2


53,54


Историческое прошлое в литературе ХХ века.

Былины и их герои в произведениях Бунина, Бальмонта, Винокурова

2


55,56


Ю.Н.Тынянов.

«Восковая персона». Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I

2


57


Р.р. Проверочная работа по произведениям Тынянова

1


58


С.Цвейг.

«Невозвратимое мгновенье». Образ Наполеона и отношение к нему автора

1


59


М. Алданов.

Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост»

1


60,61


Б.Л. Васильев.

«Утоли моя печали…» (главы). Различные пути развития России в представлении героев романа. Исторические лица в произведении. Главная героиня Наденька Олексина, её искания. Смысл заглавия романа

2


62,63


Великая Отечественная война в литературе.

Стихотворения Ахматовой, Прокофьева, Симонова, Твардовского, Друниной, Исаковского, Окуджавы, Винокурова, Высоцкого

2


64,65


Л.М. Леонов.

«Золотая карета». Судьбы героев и их идеалы. Драматический сюжет и драматические судьбы

2


66,67


История на страницах поэзии ХХ века. Стихотворения Брюсова, Гиппиус, Гумилёва, Кузмина, Цветаевой, Иванова, Кедрина

2


68


Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики. Рекомендации по самостоятельному чтению на лето

1


69,70


Резервные уроки.




НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1. Нормы оценок сочинений, изложений, диктантов:

Оценка «5»

Содержание и речь:

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.

Оценка «4»

Содержание и речь:

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.

Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

Содержание и речь:

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

Содержание и речь:

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 орфографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

2. Нормы оценок устных ответов:

«5»

1. Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.

2. Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.

3. Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.

4. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.

5. Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.

6. Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.

«4»

1. Раскрыто основное содержание материала.

2. Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.

3. Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.

4. Ответ самостоятельный.

5. Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.

6. Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное на-

рушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.

«3»

1. Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.

2. Не дано определение понятий.

3. Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.

4. Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.

5. Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.

6. Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.

«2»

1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.

2. Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

3. Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %; «4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %; «2»- менее 59 %.


© 2010-2022