Урок по русскому языку в 8 классе на тему «Предложения с обособленными членами»

Методическая разработка проведения обобщающего урока по русскому языку в 8 классе на тему «Предложения с обособленными членами» Цель урока: закрепление сведений об обособленных членах предложения, выработка умения пра-вильно использовать их в тексте, различать обособленные члены предложения между собой и обособлять их. Работа по развитию речи: практическое применение предложений с обособленными членами при написании сочинений. Повторение: написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка проведения

обобщающего урока по русскому языку в 8 классе

на тему

«Предложения с обособленными членами»


Цель урока: закрепление сведений об обособленных членах предложения, выработка умения правильно использовать их в тексте, различать обособленные члены предложения между собой и обособлять их.

Работа по развитию речи: практическое применение предложений с обособленными членами при написании сочинений.

Повторение: написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Ход урока:

  1. Устный опрос.

  2. Орфографическая работа на доске и в тетрадях.

  3. Проверка индивидуальных работ.

  4. Синтаксический разбор предложения на доске и в тетрадях.

  5. Диктовка с последующей проверкой на оценку.

  6. Самостоятельная работа по вариантам.

  7. Сочинение-миниатюра по картинкам с заданием.


  1. Писатель пользуется общепринятыми словами, но, мастер своего дела, он умеет поставить слово в ряду других, чтобы оно звучало неожиданно, веско, ново.

  2. Поколение за поколением воспитывалось на сказках Андерсена, радуясь, негодуя, сочувствуя.

  3. Взыскательный художник, Крылов кропотливо работал над каждой строкой.

  4. Книги Антуана де Сент-Экзюпери, поэта, мыслителя и пилота, написаны с безмерной любовью к жизни, с чувством великой ответственности перед людьми.

  5. Н. Гоголь, вдохновенный мастер поэтического слова, создал произведения, покоряющие читателя правдивостью своих образов.

  6. А. Грин создал мир счастья, полета, упоения, задумчивости и многого другого, всегда яркого и глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого.

I. К устному опросу дети готовились заранее по вопросам, данным в учебнике в конце темы. Поэтому учитель может спросить любого, но лучше выслушать наиболее слабых учеников, исходя из легкости вопросов:

1). Какие члены предложения называются обособленными?

2). Какие члены предложения выступают в роли обособленных?

3). Что общего между ними?

4). Рассказать о знаках препинания при:

-обособленных определениях (примеры);

-обособленных приложениях (примеры);

-обособленных обстоятельствах (примеры).

II. Орфографическая работа проводится на каждом уроке, не исключая и обобщающего. Принципы подбора слов могут быть самыми разнообразными: повторение недавно изученных орфограмм, слова, в которых чаще всего допускаются ошибки, так называемые «словарные» слова, работа «По следам моих ошибок» и т.д. На данном уроке слова подобраны по теме «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

Собранный урожай, вязаные варежки, иллюстрированный журнал, тканный золотом узор, прочитанная книга, вареное яйцо, выжженная степь, крашеные стены, застекленная веранда, кошенный по росе.

III. Для индивидуальной работы заранее на крыльях доски написаны по 3 предложения, в которых учащимся предлагается расставить знаки препинания и устно объяснить, чем данное предложение осложнено, подчеркнуть обособленные члены. Это задание выполняют 2 ученика из класса, в то время когда весь класс в тетрадях и один учащийся на доске под диктовку учителя пишут орфографическую работу.

Предложения для индивидуальной работы:

Проверка этого индивидуального задания происходит после написания орфографического диктанта. Оценивается не только правильность расстановки знаков препинания, но и грамотность монологической речи учащихся, обосновывающих свой ответ.

IV. Синтаксический разбор предложения. Один ученик на доске, все остальные в тетрадях записывают под диктовку:

«Сергей Иванович долго глядел на желтую ниву, согреваемую солнцем, проводил глазами длинную вереницу журавлей, плывших в лазуревом поднебесье, и повернулся лицом ко мне».

Задание: дать письменно полную характеристику предложения, разобрать по членам с указанием частей речи.

V. Диктовка с последующей проверкой на оценку. Трудные фамилии написаны на доске.

«24 января в 4 часа 30 минут пополудни у Комендантской дачи, расположенной на Черной речке, остановились почти одновременно двое саней. Данзас, секундант Пушкина, и д'Аршиак, секундант Дантеса, отправились отыскивать удобное место, найденное в метрах полутораста от дачи. Крупный и густой кустарник, окружавший здесь площадку, мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков, что здесь происходило. Избрав это место, секунданты утоптали снег ногами на пространстве, нужном для поединка, и позвали противников. Данзас, махнувший шляпой, подал сигнал, и противники стали сходиться».

VI. На доске написаны предложения для работы по вариантам:

1). Труд, лучшее лекарство от многих недугов, делает человека здоровым, сильным и красивым.

2). Слава, добытая в бою и заработанная в труде, не гаснет, не ржавеет, не забывается.

3). Народ, несмотря на трудную жизнь, стремился к красоте, выливал избыток творческих сил в сплетение кружев, вышивки, в расцветку солонки, ковша или блюда.

4). Да, жизнь тогда лишь будет хороша,

Когда весь долгий путь твоя душа

Пройдет, не надломясь, не исказясь,

С добром, с мечтой храня живую связь.

Задание: I варианту выписать предложения с обособленным обстоятельством, II - с обособленным определением и приложением.

В то время как дети заняты выполнением этого упражнения, учитель, проходя по рядам, проверяет предыдущую работу. Учитывая сложность продиктованного отрывка, внимание акцентируется на сильных учениках.

VII. На доске - картины, желательно, сюжетные. Они уже помогали ребятам в первом устном опросе (глядя на них, придумывались предложения для примеров). Теперь же ребятам предлагается написать сочинение-миниатюру, где должно быть не менее 2 предложений с обособленными членами.

Таким образом, все получают по 3 отметки за урок (учитель собирает тетради и оценивает 5, 6, 7 задания), кроме того, несколько человек получают дополнительные отметки за индивидуальные ответы, поправки, указание ошибок, работу на доске.

Подобный урок позволяет проверить работу всего класса и дать одинаковые задания на предложениях разной сложности. Каждый ученик выполняет индивидуальную и общую работу, приводятся в систему знания всего класса по теме «Предложения с обособленными членами».

Цель урока достигнута.











ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Болотина Ирина Викторовна

  2. ГБОУ СОШ № 10 г.о. Кинель Самарской области

  3. Учитель

  4. Русский язык и литературы

  5. 8 класс

  6. Урок № 80 «Обособленные члены предложения»

  7. Русский язык: Учеб для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. - 30-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  8. Цель урока: закрепление сведений об обособленных членах предложения, выработка умения правильно использовать их в тексте, различать обособленные члены предложения между собой и обособлять их.

Работа по развитию речи: практическое применение предложений с обособленными членами при написании письменных работ.

  1. Организация деятельности обучающихся для формирования у них следующих УУД:

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: достижение общего уровня развития общения, интеракция, кооперация, интериоризация.

  1. Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, общая.

  3. Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников



Формируемые УУД

Поз-

на-

ва-

тель-

ные

Регу-

ля-

тив-

ные

Лич-

ност.

и

ком-

муни-

катив.

1.

Организационный момент

Приветственное слово учителя

Приветствие учащихся



+

2.

Устный опрос

Задаются вопросы об обособленных членах предложения: определении, обстоятельстве, приложении. (См. № 1 Приложения)

Устные ответы учащихся обязательно с примерами

+

+

+

3.

Орфографическая работа на доске и в тетрадях

Учитель диктует слова на повторение какого-либо правила либо предлагается работа «По следам моих ошибок»

Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях

+

+


4.

Проверка индивидуальных работ учащихся

В заранее написанных на доске предложениях предлагалось расставить знаки препинания, подчеркнуть и устно объяснить, чем они осложнены (См. № 2 Приложения)

Двое учеников выполняют эту работу, пока весь класс занимается орфографией

+

+

+

5.

Синтаксический разбор предложения

Учитель диктует ученику у доски предложение (См. № 3 Приложения)

Один ученик пишет предложение на доске, дает ему полную характеристику. разбирает по членам с указанием частей речи

+

+

+

6.

Диктовка с последующей проверкой на оценку

Учитель диктует отрывок всему классу, предварительно написав на доске трудные слова (См. № 4 Приложения)

Ученики пишут под диктовку учителя, затем двое из них проговаривают написанное со всеми знаками препинания

+

+

+

7.

Самостоятельная работа по вариантам

Учитель предлагает каждому варианту выписать предложения в соответствии со своим заданием (См. № 5 Приложения)

I вариант выписывает предложения с обособленным обстоятельством, II - с обособленным определением и приложением

+

+


8.

Сочинение-миниатюра по сюжетным картинкам

На экране - несколько сюжетных картин, учитель предлагает учащимся написать сочинение - миниатюру, в котором было бы не менее двух предложений с обособленными членами

Учащиеся пишут самостоятельно сочинение - миниатюру и сдают тетради на проверку

+

+

+

9.

Подведение итогов

Учитель озвучивает 2 оценки, которые получает каждый ученик по итогам урока за 6 и 7 задание + 1 будущая оценка за 8 задание

Учащиеся дают самооценку своим знаниям

данной темы и работе на уроке

+

+

+

Приложение

(№ 1.) Устный опрос.

1). Какие члены предложения называются обособленными?

2). Какие члены предложения выступают в роли обособленных?

3). Что общего между ними?

4). Рассказать о знаках препинания при

-обособленных определениях (примеры);

-обособленных приложениях (примеры);

-обособленных обстоятельствах (примеры).

(№ 2.) Предложения для индивидуальной работы:

1. Писатель пользуется общепринятыми словами, но, мастер своего дела, он умеет поставить слово в ряду других, чтобы оно звучало неожиданно, веско, ново.

2. Поколение за поколением воспитывалось на сказках Андерсена, радуясь, негодуя, сочувствуя.

3. Взыскательный художник, Крылов кропотливо работал над каждой строкой.

4. Книги Антуана де Сент-Экзюпери, поэта, мыслителя и пилота, написаны с безмерной любовью к жизни, с чувством великой ответственности перед людьми.

5. Н. Гоголь, вдохновенный мастер поэтического слова, создал произведения, покоряющие чи-тателя правдивостью своих образов.

6. А. Грин создал мир счастья, полета, упоения, задумчивости и многого другого, всегда яркого и глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого.

(№ 3.) Предложение для синтаксического разбора:

Сергей Иванович долго глядел на желтую ниву, согреваемую солнцем, проводил глазами длинную вереницу журавлей, плывших в лазуревом поднебесье, и повернулся лицом ко мне.

(№ 4.) Диктовка с последующей проверкой на оценку. Трудные фамилии написаны на доске.

«24 января в 4 часа 30 минут пополудни у Комендантской дачи, расположенной на Черной речке, останови-лись почти одновременно двое саней. Данзас, секундант Пушкина, и д'Аршиак, секундант Дантеса, отправи-лись отыскивать удобное место, найденное в метрах полутораста от дачи. Крупный и густой кустарник, окружавший здесь площадку, мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков, что здесь происходило. Избрав это место, секунданты утоптали снег ногами на пространстве, нужном для поединка, и позвали противников. Данзас, махнувший шляпой, подал сигнал, и противники стали сходиться».

(№ 5.) Предложения для работы по вариантам:

1). Труд, лучшее лекарство от многих недугов, делает человека здоровым, сильным и красивым.

2). Слава, добытая в бою и заработанная в труде, не гаснет, не ржавеет, не забывается.

3). Народ, несмотря на трудную жизнь, стремился к красоте, выливал избыток творческих сил в сплетение кружев, вышивки, в расцветку солонки, ковша или блюда.

4). Да, жизнь тогда лишь будет хороша,

Когда весь долгий путь твоя душа

Пройдет, не надломясь, не исказясь,

С добром, с мечтой храня живую связь.







© 2010-2022