Открытый урок по русскому языку на тему: «Антонимы, их роль в речи»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Антонимы , их роль в речи»
Цели урока:
Учащиеся должны
Знать:
- понятие «антонимы»;
- о роли использования антонимов в речи.
Уметь:
- находить антонимы в предложениях;
- работать в группе;
- подбирать антонимы к словам;
- использовать антонимы в речи.
-оценивать свою деятельность и работу других членов группы.
Проявлять:
- положительную мотивацию к уроку русского языка;
- любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку;
- доброе отношение друг к другу
Ожидаемый результат: Ученики знают противоположные по смыслу слова, умеют находить антонимические пары, используют антонимы в речи. Работают в группе, умеют давать самооценку, оценивают работу своих товарищей. Проявляют активность на уроке.
Ресурсы: листы с заданиями, маркеры, корзиночка, листы для самооценивания учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные стикеры для деления на группы, листики 4 цветов для оценивания, ватман, презентация к уроку,

Ход урока.

1.Организационный момент.
Тренинг «Волшебная корзина».
Условия тренинга.
Учащиеся на листке бумаги записывают хорошие пожелание для друзей и «скаладывают» в корзину. Учитель расплескивает эти пожелания на учеников для того, чтобы им интересно и легко было работать на уроке.

2. Актуализация знаний

- Какие слова называются синонимами?

- Слова, имеющие одинаковое лексическое значение.

К данным словам подберите слова синонимы.

- минутка чистописания : ЮЮ ююю

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

- словарный диктант

Солдат - воин, защитник.

Приятель - друг, товарищ.

Лекарь - доктор, врач.

Здание - дом, строение.

Размышления - мысли, думы.

Буран - пурга, метель, вьюга.

Опасность - страх, тревога.

Малыш - ребенок, кроха, карапуз, дитя.

- Для чего используют синонимы в речи?

- Синонимы используют в речи для того, чтобы более точно и ярко выразить мысли человека.

3. Деление на группы.

Стратегия «Слова-синонимы».

Класс должен быть подготовлен для работы 3 групп. И у каждой группы на партах должны быть названия. Учащиеся, выбрав листочек с надписью, должны найти синоним этого слова и определится в одну из групп.
1-группа - «Смелые» (храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный).
2- группа - «Быстрые» ( проворный, прыткий, резвый)
3-группа - «Старательные» (прилежный, усердный, ретивый).
1. Стадия вызова.
• На какой вопрос отвечают слова в этих парах, какой частью речи они выражены?
• Одинаковы ли они по написанию? (Нет).
• А каково лексическое значение этих слов относительно друг друга? (Противоположное).
Ответив на вопросы, учащиеся должны сформулировать определение антонимов и обозначить цели на урок.
1.2. Самостоятельное целеполагание.
1.3. Прием «Бортовой журнал».
Бортовой журнал ученика
Что я знаю по теме урока Что я узнал(а) об антонимах
на уроке Чего я не понял?

2. Стадия осмысления.
-Чтобы работа прошла интересно и понятно, учащимся нужно вспомнить правила для работы в группах.
Правила для работы в группах:
• Говорить по очереди
• Активно слушать
*Соблюдать время
• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
• Помогать и просить о помощи
• Пояснять и оценивать идеи
• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
1. Работа в группах.

- работа по учебнику стр 43

- чтение правила

- упр 83 по группам
«Смелые». Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Добрый друг - …(Злой враг)
Теплый день - …(Холодная ночь)
Хорошее начало - …(Плохой конец)
Полезный труд - …(Вредное безделье)
Утренний уход - …(Вечерний приход)
Последнее поражение - …(Первая победа)
«Быстрые». К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
близкий Злой
честь Холодный
редкий Незнакомый
правдивый Новый
узкий Молчать
известный Дальний
говорить Ложный
активный Густой
Старый Бесчестье
горячий широкий
«Старательные». Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Добрая ссора лучше худого согласия.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Сытый голодного не разумеет.
Выступление групп.
Взаимооценивание групп стикерами.
Зеленый стикер - выступили отлично.
Оранжевый стикер - выступили хорошо
Красный стикер - не справились с заданием.
После выполнения заданий учитель должен сделать обобщение информации по данной теме.
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.
Но необходимо помнить, что антонимические пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый - больной, высокий - низкий, радость - горе и т.д.
Антонимы - это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
Музыкальная физминутка.
2. Самостоятельная работа. Тестирование.
Найди неверно составленную пару антонимов.
1. трудолюбивый - ленивый
молодость - старость
справа - слева
низкий - высоко
2. веселый - грустно
вперед - назад
светлый - темный
худой - толстый
Найди однокоренные антонимы
3. правда - ложь
друг - враг
счастье - несчастье
верх - низ
4. война - мир
правда - неправда
дело - безделье
молодость - старость
Найти глаголы - антонимы, образованные при помощи приставок:
5. налить - разлить
открыть - закрыть
сойтись - разойтись
завязать - привязать
6. появляться - исчезать
расцветать - отцветать
расшириться - сузиться
улыбаться - хмуриться
Найди слово, которое не имеет антонима:
7. вход
рука
неприятель
толстый
8. молчать
друг
худой
глиняный
Вставь подходящий по смыслу антоним:
9. Не было бы счастья, да………помогло.
10. Хороша веревка длинная, а речь ……….
Оценивание.
За каждый правильный ответ дается по 1 баллу.
9-10 баллов- «5».
6-8 баллов- «4».
4-5 баллов- «3»
Ниже трех баллов- «2»

3. Стадия рефлексии.
3.1. Прием «Трехминутное эссе». Используя картинки, учащиеся должны написать эссе.
3.2. Учащиеся заполняют второй и третий столбики «Бортового журнала».
4. Домашнее задание: повторить правило, выполнить упражнения на странице 45 упр 87. Дополнительно можно раздать индивидуальные карточки
Каждому учащемуся выдается индивидуальная карточка с пословицей или поговоркой. Дети должны вставить пропущенное слово - антоним.
Большому уму и в (…) голове тесно.
Глупый осудит, а (…) рассудит.
Дождик вымочит, а красное солнышко (…).
Корень учения горек, да плод его (…).
Труд кормит, (…) портит.
Кто хочет много знать, тому надо (…) спать.
Маленькое дело лучше (…) безделья.
Ученье - свет, а неученье (…).
Лучшая вещь новая, лучший друг (…).
Друг спорит, а (…) поддакивает.
В конце урока учащиеся на листах самооценки должны вписать свои фамилии и поставить себе оценку за работу, а также обвести рисунок, который выражает их настроение в конце урока.


Оцени себя сам, используя таблицу


Коммунальное государственное учреждение

«Школа гимназия №1 им. М. Горького»

Открытый урок

по русскому языку

для учащихся 4 «А» класса

на тему:

«Антонимы, их роль в речи»

Открытый урок по русскому языку на тему: «Антонимы , их роль в речи»

Подготовила: Абдуллаева С. И.







г. Жетысай

© 2010-2022