Урок – размышление «Когда душа во власти денег …. »

Урок – размышление«Когда душа во власти денег ….»Изображение губительной власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек». Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей.Цель: помочь обучающимся глубоко и осознанно усвоить идейное содержание повести.Задачи:- совершенствовать умения характеризовать образы героев;- воспитывать душевную чуткость, отзывчивость, негативное отношение к преклонению перед богатством.Оборуд...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - размышление

«Когда душа во власти денег ….»

Изображение губительной власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек». Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей

Цель: помочь обучающимся глубоко и осознанно усвоить идейное

содержание повести.

Задачи:

- совершенствовать умения характеризовать образы героев;

- воспитывать душевную чуткость, отзывчивость, негативное отношение к преклонению перед богатством.

Оборудование:

- выставка книг по творчеству писателя;

- иллюстрации к произведению;

- мультимедийный проектор;

- картина Пусена «Поклонение золотому тельцу».

Произведение «Гобсек» - суровый приговор буржуазному миру, порождающему подобных героев.

Тураев



Структура урока

1. Оргмомент

2. Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с биографией и творчеством французского писателя Оноре де Бальзака.

Сегодня конкретно познакомимся с одним из произведений великого писателя, но начнем с великого художника.

Перед Вами картина Пусена « Поклонение золотому тельцу».

В основе этой картины лежит библейский сюжет. Слушая, попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.

(Сюжет связан с ветхозаветным пророком Моисеем, который вывел израильский народ из Египта и привел в землю обетованную. Во время сорокалетнего блуждания по пустыни израильтяне не раз падали духом, сомневались в исходе, в новой вере, и вот когда Моисей поднялся на гору Синай, чтобы получить от Бога скрижали Завета, иудеи вернулись к старым обычаям, отлили из своих золотых украшений идола - золотого тельца и стали ему поклоняться. Моисей, увидев это, в гневе разбил каменные скрижали. Золотой телец здесь именно идол, против поклонения которому выступал Моисей. Со временем выражения поклоняться золотому тельцу, «золотой телец» приобрели более широкое значение и стали олицетворение власти золота над человеком.

(Формулировка темы, цели урока учащимся, а потом учителем).

2. Слово учителя

Повесть О. Бальзака «Гобсек» является одним из шедевров французской литературы 19 века. Классика потому и называется классикой, что она актуальна во все времена, ибо касается «вечных вопросов» человеческого бытия». Произведение Бальзака не исключение.

Тема его - влияние «золотого мешка» на внутренний мир человека - сегодня как нельзя более созвучна вопросам нашего времени.

Поэтому нам особенно полезно поразмышлять о персонаже, основной и единственной страстью которого стала нажива.

Итак, человек, имеющий миллионы, но прозябающий в нищете как самые бедные его сограждане, этот образ в литературе не нов.

- Назовите произведения, где авторы показывают тип скряги, озабоченного только одним:

- сохранением и увеличением своего богатства.

(Ж.Б. Мольер «Скупой», А.С. Пушкин «Скупой рыцарь», Н.В. Гоголь «Мертвые души», Плюшкин - «прореха на человечестве»)

- Итак, тема скупости - сквозная в мировой литературе, но впервые стали размышлять о судьбе скупого человека Гоголь и Бальзак.

«Гобсек» - одно из первых произведений Бальзака - реалиста, оно написано в 1830 году и входит в сцены частной жизни «Этюдов о нравах».

«Гобсек» Бальзака - это сложное по жанру и композиции произведение.

(Новелла , кольцевая).

- С какой целью автор в таком небольшом произведении использует столь сложную композицию. (Она предназначена для более глубокого и полного раскрытия образа. Главного героя -Гобсека (живоглота).

Еще одной характерной особенностью новеллы является образ рассказчика- повествователя Дервиля.

- Расскажите о нем, потому что без характеристики этого героя раскрыть образ Гобсека нельзя.

(Учащиеся дают рассказ о Дервиле).

Объясните причину появления Дервиля.

- Вы прочитали произведение, познакомились с главным героем, у вас сложилось впечатление о Гобсеке. Каков же он?

- (Разный)

- Но его образ гораздо глубже, докажем это утверждение, создав таблицу противоречий поведения и характера Гобсека.

Примерные ответы учащихся.

  • Гобсек - богатый человек (всего пять человек в Париже могут сравниться с ним же по степени богатства).

  • Влачит жалкое существование.

  • Боится формировать свое богатство (не поднял золотой мизантроп).

  • Дервилем.

  • Сосредоточил в своих руках власть над миром («Я владею всем миром, не утомляя себя»).

При этом сам ходит по клиентам и унизительно собирает платежи. Герой, лишенный каких бы то ни было человеческих чувств:

  1. Человек -автомат

  2. Человек -вексель

  3. «золотой истукан»

Великодушный человек: испытал «чувство жалости при виде надвигающей -ся нищеты, грозящей графине де Ресто»;

Гобсек «почти умилился», увидев комнату белошвейки Фанни.

Дикарь (испытал «злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками» после приобретения бриллиантов графине).

Образованный человек:

- знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве, (не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера - одного из самых образованных людей своего времени).

Ростовщик ( Гобсек -честный человек ).

В нем живут:

«Скряга и философ»;

«Подлое существо и возвышенное»;

«Он старик и ребенок »;

«Старый младенец».

- Составьте мини - проекты по группам:

1 группа - позитивные качества героя;

2 группа - негативные качества героя ;

3 группа - Дервильо Гобсеке;

4 группа - автор о Гобсеке;

5 группа - учащиеся о Гобсеке в виде кеннингов.

(Каждая группа размещает работы на доске и озвучивает их).

- Глядя на ваши работы, что Вы можете сказать о Гобсеке?

( разный, сложная, многогранная, противоречивая личность).

- Что его сделало таким?

( Общество, наклонности характера, одиночество, любовь к деньгам).

- Это реальная картина?

(Произведение было написано во время реализма, а реализм - правдивое изображение действительности) .

- Если категория времени для такого качества, как жадность, стяжательство, « когда душа во власти денег» ?

( Это есть в любое время а Гобсек- один из ярких примеров в литературе ).

- Гобсек - ростовщик, профессия накладывает отпечаток на его личность и отношение к нему людей .

- Объясните, почему Гобсек выбрал профессию ростовщика?

Есть в произведении такой момент, где Гобсек с умилением говорит о Фанни.

(Она во что-то верила ……). А во что верит сам Гобсек? ( Гобсек верит в безграничную силу и власть золота. Он заявляет : " Золото - вот духовная ценность Вашего общества». Поэтому автор называет его золотым истуканам. Это делает человека рабом денег и за этими деньгами уже не видно положительных качеств человека ).

- Какое авторское определение подойдет сюда? (Это человек - автомат, у него определенная схема жизни , он ей следует постоянно) .

- По мнению Гобсека, только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром. Оно удовлетворяет его честолюбие.

- А по уровню власти над миром он почти сравнял себя с Богом. Не случайно, Гобсек говорит: «У меня взор, как у господа бога :

Я читаю в сердцах».

- Почему герой не использует свою силу в полной мере (живет как нищий, сам собирает дань с клиентов, готов мириться с тем, что его называют «поставщиком»?

- По какому правилу живет?

( Для него существует одно правило: никого не жалей, никому не помогай, но сам пользуйся всем, что можно взять безвозмездно).

- Можем ли мы проиллюстрировать на взаимоотношениях с Дервилем ? (Он берет у него огромные проценты, чтобы тот не чувствовал себя облагодетельственным ).

Кто же такой Гобсек?

«Делец, который считал, что деньги - товар, который можно со спокойной совестью продавать).

- Чувствует ли он стыд за то, что он сделал?

-Нет.

- Приведите примеры, кого же он сделал несчастными?

(Семью де Ресто оставляет без средств к существованию, внучатую племянницу толкает на панель, мать, пытающуюся скрыть проступок сына, художника без куска хлеба).

Как он сам говорит об этом?

(«Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами»).

- Как Вы считаете, он удовлетворен жизнью?

( Он чувствует себя удовлетворенным).

- А Вы его считаете счастливым человеком? Ведь у него есть все, он достиг всего, чего хотел, а главное, богатство, его было больше, чем достаточно .

- Какие тяжелые испытания выпали на долю Гобсека? (Учащиеся перечисляют).

( Он прожил большую жизнь, тайны которой никто не знает. Ясно одно - это был путь преступлений, обычный для дельцов буржуазного мира).

- Как это отразилось на его внешности?

(Учащиеся зачитывают портрет).

-Какой цвет преобладает здесь?

(Желтый - символ золота ).

- Впечатления о Гобсеке нагнетаются описанием жилища ростовщика.

( Ученик рассказывает описание жилища). Чувствует ли он себя счастливым человеком? (Да, потому что уверен, что он держит в своей костлявой руке судьбы богатых аристократов, что ему открыты глубокие тайны, что он является свидетелем отчаяния и унижением тех, кто так гордо несет свою голову над Парижем).

- Докажите это (унижение аристократки, ее мужа, при этом испытывает животное удовольствие, когда расхаживал у госпожи де Ресто по чистому ковру в грязной обуви, обижает богатых).

- А с должниками других сословий ведет себя иначе? (испытывает такое же удовольствие , не взял деньги у Фанни) .

Учитель зачитывает описание богатства Гобсека, стр. 241.

- Но здесь есть и другая картина, совсем противоположная, где описывается все добро, пришедшее в негодность.

- Какой же вывод можно сделать? (Для счастья богатство - это не главное).

Он не счастлив, потому что поставил на карту своей алчности все ценности мира: дружбу, любовь близких, благополучное существование.

- А почему его можно назвать несчастным человеком? (Одинок, он наказан одиночеством).

Вот поэтому и живет он за стенами монастырской кельи, в душу к себе никого не пускает. Его лицо радостно только тогда, когда он видит бриллианты, деньги.

- Какая сцена впечатляюще демонстрирует одиночество?

(Смерть). Учащиеся зачитывают сцену смерти, стр. 240.

- Уходит из жизни человек, чье имя вызывает ощущение несчастья, уходит, оставляя миллионы, политые слезами и кровью, имя этого человека

- Гобсек.

(Обращаю внимание на эпиграф).

Их много, у них нет имени, одна фамилия, это обобщающий образ стяжателя любой эпохи и для времени Гобсека и для времени, Плюшкина, и для нашего времени. Существуют непреклонные человеческие заповеди, библейские истины, которые противоположны по смыслу сюжета нашей картины: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровища Ваше, там будет и сердце Ваше».

Ребята, пройдет совсем немного времени, у Вас появятся семьи, а потом и дети. Составьте родительский совет своим детям, исходя из темы урока.

Домашнее задание: дать характеристику представителям аристократического мира.



© 2010-2022