• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой аттестации по дисциплине «Русский язык» (общеобразовательный цикл) для обучающихся 2 курса по программам подготовки квалифицированных рабочих 151902. 03 Станочник (металлообработка), 270839. 01 Монт

Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой аттестации по дисциплине «Русский язык» (общеобразовательный цикл) для обучающихся 2 курса по программам подготовки квалифицированных рабочих 151902. 03 Станочник (металлообработка), 270839. 01 Монт

В данной работе представлены контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой аттестации по русскому языку в учреждении СПО по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах основной профессиональной образовательной программы для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих 151902.03 Станочник (металлообработка), 270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.  Комплект экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий включает: десять вариантов заданий для обучающихся,  таблицу критериев оценки выполнения экзаменационной работы  и шкалу  перевода баллов в отметки по пятибалльной системе. Экзаменационные материалы для проведения экзамена с использованием набора контрольных заданий состоят из двух частей: обязательной, включающей задания минимально обязательного уровня, правильное выполнение которых достаточно для получения отметки «3» («удо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Пензенской области «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение машиностроения и металлообработки



УТВЕРЖДАЮ


Методист отделения

____________ Т.Н.Аксенова









Контрольно-измерительные материалы

для проведения итоговой аттестации

по дисциплине «Русский язык» (общеобразовательный цикл)

для обучающихся 2 курса по программам подготовки квалифицированных рабочих 151902.03 Станочник (металлообработка), 270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования







Составитель:

преподаватель Л.А.Еремина




СОГЛАСОВАНО:


Председатель ЦМК гуманитарных и социально-экономических дисциплин

_____________М.Г.Зиновьева


«____» ___________2014 г.



Пенза,2014


1. Общие положения

Экзаменационные материалы в виде набора контрольных заданий для проведения письменного экзамена по русскому языку по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах основной профессиональной образовательной программы для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих 151902.03 Станочник (металлообработка), 270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования, разработаны на основании:

-федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового уровня (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- программы учебной дисциплины «Русский язык» для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих 151902.03 Станочник (металлообработка), 270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.

Комплект экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий включает: десять вариантов заданий для обучающихся, таблицу критериев оценки выполнения экзаменационной работы и шкалу перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.

Экзаменационные материалы для проведения экзамена с использованием набора контрольных заданий состоят из двух частей: обязательной, включающей задания минимально обязательного уровня, правильное выполнение которых достаточно для получения отметки «3» («удовлетворительно»), и дополнительной части с более сложными заданиями, выполнение которых позволяет повысить отметку до «4» или «5». Обязательная часть экзаменационной работы включает в себя 13 заданий, дополнительная -3 задания.


  1. Результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык», подлежащие проверке

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные функции языка;

  • смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.


  1. Перечень элементов содержания по русскому языку, включенных в экзаменационную работу

Фонетика

Звуки и буквы

Фонетический анализ слова

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова

Синонимы. Антонимы.

Фразеологические обороты

Группы слов по происхождению и употреблению

Лексический анализ

Морфемика и словообразование

Значимые части слова (морфемы)

Морфемный и словообразовательный анализ слова

Грамматика. Морфология

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Морфологический анализ слова

Грамматика. Синтаксис

Словосочетание

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Двусоставные и односоставные предложения

Распространенные и нераспространенные предложения

Полные и неполные предложения

Осложненное простое предложение

Сложное предложение

Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения

Сложные предложения с разными видами связи между частями

Синтаксический анализ простого предложения

Синтаксический анализ сложного предложения

Орфография

Орфограмма

Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

Употребление Ь и Ъ

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Правописание падежных и родовых окончаний

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Правописание отрицательных местоимений и наречий

Правописание НЕ и НИ

Правописание служебных слов

Правописание словарных слов

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Орфографический анализ

Пунктуация

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Знаки препинания при обособленных определениях

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания в сложноподчинённом, сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Тире в простом и сложном предложениях

Двоеточие в простом и сложном предложениях

Пунктуационный анализ

Речь

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Стили и функционально-смысловые типы речи

Анализ текста

Выразительность русской речи

Анализ средств выразительности

Информационная обработка текстов

4. Базовый вариант экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий для проведения письменного экзамена по русскому языку по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах основной профессиональной образовательной программы для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих 151902.03 Станочник (металлообработка), 270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования


5. Критерии оценки экзаменационной работы в виде набора контрольных заданий

Выполнение каждого задания экзаменационной работы в виде набора контрольных заданий подлежит оцениванию в баллах. Полученные баллы суммируются и переводятся в отметки по шкале перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.

Задания обязательной части экзаменационной работы оцениваются в 1 балл (за исключением 5 задания, которое оценивается максимально в 3 балла). Задания, выполненные правильно, но неполно, оцениваются в 0,5 балла. Все задания дополнительной части экзаменационной работы оцениваются в 3 балла. Таким образом, максимально возможное количество баллов за выполнение экзаменационной работы составляет 24 балла. Если обучающийся приводит неверный ответ или не приводит никакого ответа, он получает 0 баллов.

задания

Количество правильных ответов

Количество баллов

Обязательная часть

1

1

1

2

1

1

3

1

1

4

1

1

5

Количество ошибок (орфографических и пунктуационных)



не более 2 орфографической и 2 пунктуационной

3

не более 3 орфографических и 3 пунктуационно

2

не более 5 орфографических и 4 пунктуационных

1

более 6 орфографических и 5 пунктуационных

0

6

1

1

7

1

1

8

1

1

9

1

1

10

1

1

11

1

1

12

1

1

13

1

1

Дополнительная часть

14

Студент правильно выполнил все виды разборов

3

Студент выполнил все виды разборов, но есть недочеты (2-3)

2

Студент выполнил все виды разборов, но есть грубые ошибки

1

Студент допустил 4-5 ошибок или не выполнил задание

0

15

экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют;

3

экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и / или допускает 1 фактическую ошибку;

2

экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и (или) не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и (или) неубедительно обосновывает свои тезисы; и (или) частично подменяет анализ текста его пересказом; и (или) допускает 2 фактические ошибки;

1

экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и (или) подменяет анализ пересказом текста; и (или) допускает 3 фактические ошибки и более.

0

16

экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, убедительно обосновывает свои тезисы;

3

экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, убедительно обосновывает свои тезисы, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и / или допускает 1 фактическую ошибку;

2

экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос и (или) допускает 2 фактические ошибки;

1

экзаменуемый не справляется с заданием

0

6. Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе

Отметка

Необходимое количество баллов

«3» («удовлетворительно»)

11-15

«4» («хорошо»)

16-18

(не менее одного задания дополнительной части)

«5» («отлично»)

19-24

(не менее двух заданий дополнительной части)

7. Инструкция для обучающихся по выполнению

экзаменационной работы в виде набора контрольных заданий

1. На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 2 астрономических часа (120 минут).

2. Работа выполняется на бланках. Прежде чем записать ответ в экзаменационную работу, рекомендуется выполнить задание на листах для черновика.

3. Перед началом выполнения экзаменационной работы:

- заполните лист с личными данными под руководством преподавателя;

- внимательно ознакомьтесь с заданиями.

4. Выполнение каждого из заданий экзаменационной работы оценивается в баллах. Если приводится неверный ответ или нет никакого ответа, Вы получаете 0 баллов. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе показывает, сколько баллов достаточно набрать, чтобы получить отметку «3», «4», «5». Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов!

Желаем удачи!







Перечень вопросов при подготовке к экзамену


  1. Язык как система. Основные единицы языка.

  2. Сферы и ситуации речевого общения.

  3. Формы существования русского литературного языка.

  4. Нормы литературного языка и их соблюдение в речевой практике.

  5. Признаки текста как единицы языка. Типы речи.

  6. Фонетика. Графика. Звуки речи и их классификация.

  7. Основные правила переноса слов.

  8. Произносительные нормы русского языка (орфоэпия).

  9. Морфемика. Словообразование. Основные способы словообразования в русском языке.

  10. Лексика и фразеология. Слово и его значение.

  11. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

  12. Лексика с точки зрения происхождения и употребления.

  13. Морфология. Основные принципы выделения частей речи в современном русском языке.

  14. Грамматическая категория рода имен существительных.

  15. Грамматическая категория падежа имен существительных.

  16. Грамматическая категория одушевленности-неодушевленности имен существительных.

  17. Особенности образования степеней сравнения имен прилагательных.

  18. Разряды имен числительных. Склонение числительных.

  19. Правописание и употребление местоимений.

  20. Грамматические категории глаголов.

  21. Правописание личных окончаний глаголов.

  22. Образование, правописание и употребление в речи причастий и деепричастий.

  23. Служебные части речи. Трудности при употреблении и правописании предлогов, союзов, частиц.

  24. Словосочетание, виды связи в словосочетаниях.

  25. Типы предложений в русском языке.

  26. Сложные и простые осложненные предложения.

  27. Пунктуация в осложненных предложениях.

  28. Разновидности сложных предложений (БСП, ССП, СПП) и пунктуация в них.

  29. Признаки текста, типы речи.

  30. Функциональные стили речи.

  31. Научный стиль. Его характеристика.

  32. Особенности официально-делового стиля.

  33. Языковые и стилистические особенности публицистического стиля.

  34. Художественный стиль.

  35. Разговорный стиль.

  36. Принципы орфографии. Типы и виды орфограмм.



ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 1

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

I. -Всего хорошего мессир, - произн…сла она (в)слух а сама подумала: «Только (бы) выбрат…ся отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь».

-Сядьте(ка), - вдруг пов…лительно сказал Воланд. Маргарита изм…нилась в лице и села. - Может быть что(нибудь) хотите сказать на прощанье?

- Нет, ничего, мессир, - с гордостью ответила Маргарита, - кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все что вам будет угодно. Я н…чуть н… устала и очень в…селилась на балу. Так что, если бы он и пр…должался еще я охотно бы пр…доставила мое колено для того, чтобы к нему пр…кладывались тысячи висельников и убийц. - Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.

- Верно! Вы совершенно правы! - гулко и страшно пр…кричал Воланд. - Так и надо!

- Так и надо! - как эхо, повторила свита Воланда.

- Мы вас испытывали- продолжал Воланд - н…когда и н…чего н… просите! Н…когда и н…чего, и в особенности у тех кто с…льнее вас. Сами пр…дложат и сами все дадут! Садитесь гордая женщина!

II. (1) Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним на постели.

- (2) Итак, Марго, - продолжал Воланд, смягчая свой голос, - чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? (3)Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? (4) Во что цените ваше колено?(5) Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? (6)Говорите! (7) И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.

(8) Сердце Маргариты застучало, она тяжело вздохнула, стала соображать что-то.

- (9)Ну, что же, смелее! - поощрял Воланд. - (10)Будите свою фантазию, пришпоривайте ее! (11)Уж одно присутствие при сцене убийства этого отпетого негодяя-барона стоит того, чтобы человека наградили, в особенности если этот человек - женщина. (12)Ну-с?

III. Дух перехватило у Маргариты, и она уж хотела выговорить заветные и приготовленные в душе слова, как вдруг побледнела, раскрыла рот и вытаращила глаза. «Фрида! - прокричал2 ей в уши чей-то назойливый, молящий голос. -Меня зовут Фрида!» -И Маргарита, спотыкаясь на словах, заговорила:

- Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?

- Потребовать, потребовать, моя донна, - отвечал Воланд, понимающе улыбаясь, - потребовать одной вещи!

Ах, как ловко1 и отчетливо Воланд подчеркнул, повторяя слова самой Маргариты - «одной вещи»!

Маргарита вздохнула еще раз и сказала:

- Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка.4

Кот возвел глаза к небу и шумно вздохнул, но ничего не сказал, очевидно, помня накрученное на балу ухо.

- Ввиду того, - заговорил Воланд, усмехнувшись, - что возможность получения вами взятки от этой дуры Фриды совершенно, конечно, исключена - ведь это было бы несовместимо с вашим королевским достоинством3, - я уж не знаю, что и делать. Остается, пожалуй, одно - обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!

- Вы о чем говорите, мессир? - изумилась Маргарита, выслушав эти действительно непонятные слова.

- Совершенно с вами согласен, мессир, - вмешался в разговор кот, - именно тряпками, - и в раздражении кот стукнул лапой по столу.

- Я о милосердии говорю, - объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. - Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках.

Обязательная часть

  1. Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

  2. К какому жанру относится данное произведение? Укажите букву с правильным ответом.

А) комедия Б) роман В) очерк Г) автобиография

3. Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

4. В романе есть несколько ключевых слов, связанных с основными идеями художественного мира писателя, в частности: истина, вера, свобода. Найдите в приведённом фрагменте ещё одно, означающее готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности, и запишите его в начальной форме.

5. Перепишите первую часть текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

6. Из второй части текста выпишите номера вопросительных предложений.

7. Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним на постели.

Как объяснить постановку запятой в данном предложении: (Укажите букву с правильным ответом)

А) запятая разделяет два простых предложения в составе сложносочиненного;

Б) запятая разделяет два простых предложения в составе сложноподчиненного;

В) запятая разделяет однородные члены в составе простого предложения;

Г) запятая выделяет обособленное определение.

8. Из второй части текста выпишите номер предложения с обращением.

9. Подберите антонимы к словам из второй части теста: убытки, тяжелый, говорите, смелее.

10.В выделенных предложениях из третьей части укажите грамматическую(ие) основу(ы).

11. Среди предложений 2-7 из второй части текста найдите предложение с деепричастным оборотом. Укажите номер этого предложения.

12.Среди предложений 1-7 из второй части найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите номер этого предложения.

13.Н…чего, н…чуть, н…когда, н…чего. Как объяснить правописание приставок в этих словах?


Дополнительная часть

  1. Выполните все виды разборов из третьей части текста.

  2. Почему Марго оказалась хозяйкой бала у Сатаны? Дайте связный ответ на вопрос.

  3. Объясните, как вы понимаете лексическое значение слова милосердие.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 2

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

I.- Что это опять обн…ма…тесь - р…здался (с)зади их голос Павла Петровича.

Отец и сын од…наково обрад…вались по…влению его в эту минуту; бывают пол…жения трогат…льные из которых все(таки) хочет…ся (по)скорее выйти.

- Чему(ж) ты удивля…ш…ся? - вес…ло заг…ворил Николай Петрович. - В кои(то) веки дождался я Аркаши... Я со вчерашн…го дня и насм…трет…ся на него (не)успел.

- Я вовсе (не)уд…вляюсь - заметил Павел Петрович - я даже сам (н…) прочь с ним обнят…ся.

Аркадий подош…л к дяде и (с)нова почу…ствовал на щ…ках своих пр…к…сновение его душ…стых усов. Павел Петрович пр…сел к столу. На нем был изящный утре…ий, в английском вкусе, к…стюм; на г…лове красовалась маленькая феска. Эта феска и (не)брежно п…вяза..ный галстуч…к намекали на свободу деревенской ж…зни но тугие воротнич…ки рубашки, правда (не)белой а пестренькой, как оно и следует для утре…его туалета, с обычною (не)умолимостью уп…ралась в выбритый подб…родок.

II. - (1) Где же новый твой приятель? -спросил он Аркадия.

- (2)Его дома нет; он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь. (3)Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит.

-(4) Да, это заметно. - (5)Павел Петрович начал, не торопясь, намазывать масло на хлеб. - (6)Долго он у нас прогостит?

- (7)Как придется. (8)Он заехал сюда по дороге к отцу.

- (9)А отец его где живет?

- (10)В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. (11)У него там небольшое именьице. (12)Он был прежде полковым доктором.

- (13)Тэ-тэ-тэ-тэ... (14)То-то я все себя спрашивал: где слышал я эту фамилию: Базаров?.. (15)Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?

- (16)Кажется, был.

- (17)Точно, точно. (18)Так этот лекарь его отец. (19)Гм! - Павел Петрович повел усами. - (20) Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? - спросил он с расстановкой.

III. - Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся2. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?

- Сделай одолжение, племянничек.

- Он нигилист.

- Как? - спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.

- Он нигилист, - повторил Аркадий.

-Нигилист, - проговорил3 Николай Петрович. - Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признает?

- Скажи: который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

- Который ко всему относится с критической точки зрения1, - заметил Аркадий.

- А это не все равно? - спросил Павел Петрович.

- Нет, не все равно. Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип4.

- И что ж, это хорошо? - перебил Павел Петрович.

Обязательная часть

  1. Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

  2. К какому жанру относится данное произведение? Укажите букву с правильным ответом.

А) трагедия Б) поэма В) роман Г) басня

3. Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

4. Персонажи, ведущие разговор в этом отрывке, принадлежат к одной семье. Запишите их фамилию.

5. Перепишите первую часть текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

6. Из второй части текста выпишите номера вопросительных предложений.

7. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении: (Укажите букву с правильным ответом)

А) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

В) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части.

Г) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.

8. Из второй части текста выпишите номер предложения с обращением.

9. Подберите синонимы к словам из второй части теста: приятель, не любит, не торопясь доктор.

10. В выделенных предложениях из третьей части укажите грамматическую(ие) основу(ы).

11. Из второй части текста выпишите номер предложения с деепричастным оборотом.

12. Из предложений 2-8 второй части выпишите все наречия.

13. Из второго предложения второй части выпишите все слова, образованные суффиксальным способом.

Дополнительная часть

  1. Выполните все виды разборов из третьей части текста.

  2. В чем проявляется в романе нигилизм главного героя Евгения Базарова? Дайте связный ответ на вопрос.

  3. Поясните лексическое значение слова нигилист.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 3

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

  1. По в…черам этаж… "Атлантиды" зияли во мраке огне…ыми (не)сметными глазами и в…ликое множ…ство слуг работало в пов…рских, судомойных и вин…ых п…двалах.4 Океан х…дивший за стенами был страш…н но о нем (не)думали твердо веря во власть над ним к…мандира, рыж…го ч…ловека ч…довищ…ной в…личины и грузности, всегда как(бы) сон…ого, похож…го в своем мундире с ш…рокими з…лотыми наш…вками на огромного идола и очень ре…ко появлявш…гося (на)люди из своих таинстве…ых покоев; на баке поминутно в…вывала с адской мрач…ностью и взвизг…вала с (не)истовой злобой с…рена но (не)многие из обедающих слышали с…рену - ее заглушали звуки пр…красного струн…ого оркестра изыскан…о и (не)устан…о игравш…го в (двух)светной зале праз…нично залитой огнями переполне…ой декольтирова…ыми дамами и мужчинами во фраках и смокингах, стройными лакеями и п…чтительными метрдотелями среди которых один, тот, что пр…нимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на шее, как лорд-мэр.

  2. (1) Смокинг и крахмальное белье очень молодили господина из Сан-Франциско. (2) Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. (3) Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова.(4) Богато, но по годам была одета его жена, женщина крупная, широкая и спокойная; сложно, но легко и прозрачно, с невинной откровенностью - дочь, высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных... (5) Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины, - в том числе, конечно, и господин из Сан-Франциско, - задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами в баре, где служили негры в красных камзолах, с белками, похожими на облупленные крутые яйца.

  3. Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга1 крепко свистала в отяжелевших2 снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие3, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, - в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго - и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же...

Обязательная часть

  1. Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

  2. К какому жанру относится данное произведение? Укажите букву с правильным ответом.

А) повесть Б) поэма В) роман-эпопея Г) драма

3. Назовите имя главного героя данного рассказа И.Бунина.

4. Назовите прием, который использует Бунин для изображения разделения общества, показывая жизнь на трюме и верхней палубе.

5. Перепишите первую часть текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

6. Из второй части текста выпишите номера предложений с обособленными определениями.

7. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова.

Как объяснить постановку тире в данном предложении: (Укажите букву с правильным ответом)

А) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие совершения того, о чём говорится во второй части.

Б) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

В) В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы.

Г) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

8. Из второй части текста выпишите номер предложения с вводным словом.

9. Из 3 предложения второй части выпишите все прилагательные.

10. В третьей части укажите грамматическую(ие) основу(ы) всех предложений.

11. Из 4 предложения второй части выпишите все наречия.

12. Укажите способ словообразования слова краснота. (Укажите букву с правильным ответом)

А) приставочный

Б) суффиксальный

В) приставочно-суффиксальный

Г) сложение

13. Выберите правильное объяснение слитного написания НЕ в слове невысокий: (Укажите букву с правильным ответом)

А) можно заменить синонимом без НЕ

Б) есть противопоставление

В) без НЕ не употребляется

Г) есть зависимое слово

Дополнительная часть

  1. Выполните все виды разборов из текста.

  2. В чем господин из Сан-Франциско видел смысл жизни? Дайте связный ответ на вопрос.

  3. В рассказе много символических значений. Название корабля тоже есть некий символ. Познакомьтесь с текстом, рассказывающим о происхождении этого названия, и ответьте на вопрос: какой смысл заложен автором в выборе названия корабля, на котором путешествовал господин? Атлантида - по преданию, сохранившемуся у Платона, громадный остров в Атлантическом океане, некогда существовавший и населённый атлантами, могучим и культурным народом. Атлантида исчезла вследствие потопа, в одночасье сгинула в океане.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 4

Прочитайте стихотворение и выполните задания после текста.

РОССИЯ

  1. (1)Опять как в годы з…лотые

Три стёртых трепл…тся шлеи

И вязнут спиц… р…списные3

В ра…хлябан…ые колеи4.

(2)Россия нищ…я Россия

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слёзы первые любви!

(3) Тебя ж…леть я (не)умею

И крест свой бер…жно н…су...

(4)Какому хоч…ш… ч…родею

Отдай р…збойную красу!

(5) Пускай заман…т и обман…т, -

(Не)пропадёш… (не)сгин…шь ты

И лишь забота затуман…т2

Твои пр…красные черты.

II.(6)Ну что ж? (7)Одной заботой боле -

Одной слезой река шумней.

(8)А ты всё та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей.

(9)И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика1!..

(А.А. Блок, 1908 г.)

Обязательная часть

  1. Укажите, к какому поэтическому течению начала XX века, которое характеризуется такими признаками, как мистичность, недосказанность, относится творчество А. Блока. (Укажите букву с правильным ответом):

А) акмеизм

Б) символизм

В) футуризм

Г) имажинизм

2. Какой эпитет использует Блок в третьей строфе, рисуя красоту и мятежность России?

3. Назовите художественный приём, использованный автором во второй строфе стихотворения (Укажите букву с правильным ответом):

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слёзы первые любви!

А) эпитет

Б) оксюморон

В) олицетворение

Г) сравнение

4. Какой мотив является главным в данном стихотворении? (Укажите букву с правильным ответом):

А) мотив дороги

Б) мотив измены

В) христианские мотивы

Г) мотив свободы

5. Перепишите первую часть текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

6. Из первой части текста выпишите номер предложения с обращением.

7. Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу.

Как объяснить постановку (или отсутствие) запятой в данном предложении (знаки препинания не расставлены): (Укажите букву с правильным ответом)

А) Союз И соединяет однородные члены, запятая нужна.

Б) Союз И соединяет однородные члены, запятая не нужна.

В) Союз И соединяет части сложного предложения, запятая нужна.

Г) Союз И соединяет части сложного предложения, запятая не нужна.

8. Из первого предложения первой части выпишите все словосочетания со связью согласование.

9. Из второй части выпишите все имена существительные (в начальной форме).

10. Во второй части укажите грамматическую(ие) основу(ы) предложений.

11. Из первой части текста выпишите имя числительное, укажите его разряд.

12. Из 5 предложения первой части выпишите все глаголы 1 спряжения.

13. А ты всё та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей.

Какой частью речи является слово ДА в предложении? (Укажите букву с правильным ответом):

А) предлог

Б) союз

В) частица

Г) междометие

Дополнительная часть

  1. Выполните все виды разборов из текста.

  2. В чём заключается противоречивость отношения поэта к России? Дайте связный ответ на вопрос.

  3. Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Как вы понимаете смысл этих слов из стихотворения А.Блока?



ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 5

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

I.- Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь3 кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь2.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь1, и на всей её фигуре было написано торжество4.

- Прекрасно! превосходно!

II.- (1)Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - (2) Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - (3)В консерватории?

- (4)Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

- (5)Вы кончили курс в здешней гимназии?

- (6)О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - (7)Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

- (8)А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.

- (9)Нет, Котик любит свою маму. (10)Котик не станет огорчать папу и маму.

- (11)Нет, поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

III. А за ужином уже Иван Петрович показ…вал свои т…ланты. Он смеясь одними только глазами ра…сказывал …некдоты острил предл…гал смешные з…дачи и сам(же) решал их и всё время г…ворил на своём (не)обыкнове…ном языке, выработа…ном долг…ми упр…жнениями в остроумии… и очевидно давно уже вошедшем у него в пр…вычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было (не)всё. Когда гости, сытые и довольные, т…лпились в передней разб…рая свои пальто и трости около них суетился л…кей Павлуша, или, как его звали …десь, Пава, мальчик лет ч…тырнадцати, стриже…ный, с полными щ…ками.

- А ну(ка) Пава изобр…зи! - сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу п…днял (в)верх руку и прог…ворил трагич…ским тоном:

- Умри, несчас…ная!

И все з…хохотали.

(А.П. Чехов «Ионыч»)

Обязательная часть

1. Укажите жанр, к которому относится произведение А.П. Чехова «Ионыч». (Укажите букву с правильным ответом):

А) рассказ

Б) роман

В) трагедия

Г) комедия

2. Какую фамилию имеет семейство, демонстрирующее гостям свои «таланты»?

3. В приведённом фрагменте герои оживлённо беседуют. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?

4.Во фрагменте представлены краткие, но выразительные описания внешнего облика персонажей (например, «мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками»). Как называется такое средство характеристики героя? (Укажите букву с правильным ответом):

А) интерьер

Б) портрет

В) деталь

Г) пейзаж

5. Перепишите третью часть текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

6. Из второй части текста выпишите номера вопросительных предложений.

7. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

Укажите верную характеристику предложения (Укажите букву с правильным ответом):

А) сложноподчиненное

Б) простое осложненное

В) сложносочиненное

Г) сложное бессоюзное

8. Поясните лексическое значение слова талант.

9. Подберите антонимы к словам из текста: трагический, смешные, сытые, вверх, полные.

10. Укажите грамматическую(ие) основу(ы) в выделенных предложениях.

11. Среди предложений 8-11 второй части текста найдите предложение с деепричастным оборотом. Укажите номер этого предложения.

12. Назовите способ словообразования слова увлечение из текста. (Укажите букву с правильным ответом):

А) приставочный

Б) суффиксальный

В) приставочно-суффиксальный

Г) сложение

13. Из второй части текста выпишите все личные местоимения.

Дополнительная часть

  1. Выполните все виды разборов из первой части текста.

  2. Почему молодого, деятельного доктора Дмитрия Ионыча Старцева в конце рассказа стали называть Ионычем? Дайте связный ответ на вопрос.

  3. Какими «талантами» обладали Туркины: Иван Петрович, Вера Иосифовна, Екатерина Ивановна?



ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 6

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

Кабанова. (1)Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

(2)Феклуша уходит.

(3)Пойдём в покои!

Дикой. (4)Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова. (5)Чем же тебя рассердили-то?

Дикой. (6)Ещё с утра с самого.

Кабанова. (7)Должно быть, денег просили.

Дикой. (8)Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова. (9) Должно быть, надо, коли пристают.

II. Дикой. П…нимаю я это; да что(ж) ты мне пр…каж…шь с собой делать когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю что надо о…дать а всё добром (не)могу. Друг ты мне, и я тебе долж…н отдать а пр…ди ты у меня просить - обругаю. Я о…дам, о…дам а обругаю. (По)тому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутре…ную ра…жигать стан…т; всю нутре…ную вот ра…жига…т, да и только; ну, и в те поры (ни)за что обругаю ч…ловека.

Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и кураж…ш…ся.

Дикой. Нет, ты кума молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как(то), о великом, я говел, а тут (не)лёгкая и п…дсунь мужич…нка; за деньгами приш…л, др…ва возил. И принесло(ж) его на грех(то) в такое время! Согр…шил(таки): изругал, так изругал, что луч…ше требовать нельзя, чуть не пр…бил. Вот оно, какое сердце(то) у меня! После прощенья просил в ноги кланялся, право, так. Исти…но тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сер…це довод…т: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

III. Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь?4 Это, кум, нехорошо.

Дикой. Как так нарочно?

Кабанова. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь1 да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься2, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь3, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Кабанова. Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова. Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой. Пожалуй.

Кабанова. Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

(А.Н.Островский «Гроза»)

Обязательная часть

  1. Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза» (Укажите букву с правильным ответом):

А) драма

Б) роман

В) трагедия

Г) комедия

  1. В приведённой сцене герои беседуют друг с другом, обмениваясь репликами. Укажите термин, которым обозначается данная форма общения между персонажами художественного произведения.

  2. Фамилия Дикого несёт в себе определённую образно-смысловую нагрузку и является средством характеристики персонажа. Как называются подобные фамилии?

  3. Из перечисленных героев укажите того, кто не действует в драме А.Н.Островского «Гроза». Укажите букву с правильным ответом.

А) Катерина

Б) Тихон Кабанов

В) Кулигин

Г) Хлестаков

5. Перепишите вторую часть текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

6. Из первой части выпишите номера предложений, которые по цели высказывания являются побудительными.

7. Из отрывка выпишите слова, имеющие разговорно-просторечную окраску.

8. Подберите синонимы к данным словам из текста: друг, молчи, нарочно, нехорошо, рассердиться.

9. Должно быть, надо, коли пристают.

Укажите верную характеристику данного предложения: (Укажите букву с правильным ответом)

А) простое

Б) сложноподчиненное
В) сложносочиненное

Г) сложное бессоюзное

10. Во второй части укажите грамматическую(ие) основу(ы) выделенных предложений.

11. Из первой части текста найдите предложение с обращением. Укажите номер этого предложения.

12. Назовите способ словообразования слова что-нибудь из текста. (Укажите букву с правильным ответом):

А) приставочный

Б) суффиксальный

В) приставочно-суффиксальный

Г) сложение

13. Выберите правильное объяснение слитного написания НЕ в слове нехорошо в третьей части текста: (Укажите букву с правильным ответом)

А) можно заменить синонимом без НЕ

Б) есть противопоставление

В) без НЕ не употребляется

Г) есть зависимое слово

Дополнительная часть

  1. Выполните все виды разборов из третьей части текста.

  2. Дайте связную характеристику образа Савёла Прокофьевича Дикого.

  3. Поясните лексическое значение слова самодур.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 7

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

  1. (1)Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, - что он не мог отвечать ему.

(2)Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нём ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. (3)Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.

(4)Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:

- (5)Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. (6)До свидания, князь Репнин. - (7)И он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.

(8)На лице его было сиянье самодовольства и счастия.

(9)Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.

II. Князь Андрей (не)видал кто и как надел его опять но на груди его сверх мундира вдруг оч…тился образок на мелкой золотой ц…почке.

«Хорошо(бы) это было, - п…думал князь Андрей взгл…нув на этот образок который с таким чу…ством и бл…гоговением н…весила на него сестра, - хорошо(бы) это было, ежели(бы) всё было так ясно и просто, как оно кажет…ся княжне Марье. Как хорошо(бы) было знать где искать помощи в этой ж…зни и чего ждать после неё там, за гробом! Как бы счас…лив и споко…н я был, ежели(бы) мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!.. Но кому я скажу это? Или сила - (не)определё…ная, (не)постижимая к которой я (не)только не могу обращат…ся, но которой (не)могу выразить сл…вами, - в…ликое всё или н…чего, - говорил он сам себе, - или это тот Бог, который вот …десь зашит, в этой ладанк…, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтож…ства всего того, что мне п…нятно, и в…личия чего(то) (не)понятного но важнейш…го!»

Н…силки тронулись. При каждом толч..ке он опять чу…ствовал (не)выносимую боль; лихорадочное с…стояние усиливалось и он начинал бредить. Те м…чтания об отце жене сестре и будущ…м сыне и нежность, которую он испытывал в ночь (на)кануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо - сост…вляли главное основание его горячеч…ных пр…дставлений.

III.Тихая жизнь1 и спокойное3 семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался2 этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение4.

Обязательная часть

1.Назовите название произведения и автора.

2. К какому литературному жанру принадлежит «Война и мир»? Укажите букву с правильным ответом.

А) повесть

Б) поэма

В) драма

Г) роман-эпопея

3. Назовите фамилию Андрея, одного из главных героев романа «Война и мир»

4. Как называется приём противопоставления в художественном произведении («ничтожный» Наполеон и «высокое небо»)?

5. Перепишите вторую часть текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

6. Как называется сражение, описанное в данном отрывке, на котором князь Андрей получил ранение? Укажите букву с правильным ответом.

А) Шенграбенское

Б) Бородинское

В) Аустерлицкое

Г) Смоленское

7. Подберите синонимы к словам из текста: высокое, справедливое, доброе, ласковость, успокоение.

8. Из первого предложения первой части выпишите все имена прилагательные.

9 .Из первой части выпишите номера предложений с деепричастными оборотами.

10. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.

Укажите верную характеристику данного предложения (Укажите букву с правильным ответом)

А) простое

Б) сложноподчиненное
В) сложносочиненное

Г) сложное бессоюзное

11. В первой части укажите грамматическую(ие) основу(ы) выделенных предложений.

12. Выпишите из 1 предложения первой части все местоимения.

13. Назовите способ словообразования слова счастливый из текста. (Укажите букву с правильным ответом):

А) приставочный

Б) суффиксальный

В) приставочно-суффиксальный

Г) сложение

Дополнительная часть

  1. Выполните все виды разборов из третьей части текста.

  2. Какую роль в судьбе Андрея Болконского сыграло Аустерлицкое сражение? Дайте связный ответ на вопрос.

16. Озаглавьте текст, определите стиль текста и докажите правильность своего мнения.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 8

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

  1. (1)Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок! (2)Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.

(3)Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. (4)Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней.

(5)Кажется, курице страшно бы войти в нее, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своем жилище.

(6)Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит ее стать к лесу задом, а к нему передом.

(7)Крыльцо висело над оврагом, и чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо.

(8)Другая изба прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага.

  1. Тихо и со…но все в деревн…: бе…молвные избы отворены настеж… (не)видно (ни) души; одни мухи туч…ми летают и жу…жат в духоте.

Войдя в избу напрасно стан…шь кликать громко: мертвое м…лчание будет ответом; в ре…кой избе отз…вется болезне…ным стоном или глухим кашл…м ст…руха дож…вающая свой век на печи или появит…ся (из)за перегоро…ки б…сой (дли…но)волосый (трех)летний ребенок, в одной рубаш…нке, молча, пристально погл…дит на вошедш…го и робко спряч…тся опять.

Та(же) глубокая тиш…на и мир лежат и на полях; только (кое)где как муравей гомозит…ся на ч…рной ниве палимый зноем пахарь нал…гая на соху и обливаясь потом.

Т…шина и (не)возмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. (Ни) гр…бежей (ни)убийств (ни)каких страшных случайностей (не)бывало там; (ни) сильные страсти (ни)отважные пр…дприятия (не)волновали их.

И какие (бы) страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Об…татели этого края далеко жили от других людей. Бл…жайшие д…ревни и уез…ный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.

  1. Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку1, и более никаких сношений ни с кем не имели.

Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими.

Они знали, что в восьмидесяти верстах от них была «губерния», то есть губернский город, но редкие езжали туда; потом знали, что подальше, там, Саратов или Нижний; слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами3, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и наконец все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю.

И как уголок их был почти непроезжий, то и неоткуда было почерпать новейших известий о том, что делается на белом свете: обозники с деревянной посудой жили только в двадцати верстах и знали не больше их. Не с чем даже было сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли; можно ли было чего еще пожелать, что есть у других.

Счастливые люди жили, думая2, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех.

Они бы и не поверили, если б сказали им, что другие как-нибудь иначе пашут, сеют, жнут, продают4.

(И.А.Гончаров «Обломов»)

Обязательная часть

1. К какому литературному жанру принадлежит «Обломов»? Укажите букву с правильным ответом.

А) повесть

Б) поэма

В) драма

Г) роман

2.Как называется родовое имение Обломовых в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

3. Как называется глава, из которой взят данный отрывок: (Укажите букву с правильным ответом)

А) «Жизнь Обломова»

Б) «Обломовка»

В) «Сон Обломова»

Г) «Патриархальная деревня»

4. Что мешает Илье Ильичу Обломову быть деятельным человеком? (Укажите букву с правильным ответом)

А) отсутствие цели в жизни

Б) воспитание и закономерности современной ему жизни

В) бедность

Г) болезненное состояние

5. Перепишите вторую часть текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

6. Как называется изображение природы в литературном произведении?

7. Из первой части выпишите номера предложений с деепричастным и причастным оборотами.

8. Подберите синонимы к словам из текста: гигантская, изба, страшно, сумеет, очутились.

9. Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.

Укажите верную характеристику данного предложения (Укажите букву с правильным ответом)

А) простое осложненное

Б) сложноподчиненное
В) сложносочиненное

Г) сложное бессоюзное

10. Из первой части выпишите все наречия.

11. Укажите грамматическую(ие) основу(ы) выделенных предложений в третьей части.

12. Из первой части текста выпишите числительные, укажите их разряд.

13. Назовите способ словообразования слова недалеко из текста. (Укажите букву с правильным ответом):

А) приставочный

Б) суффиксальный

В) приставочно-суффиксальный

Г) сложение

Дополнительная часть

  1. Выполните все виды разборов из третьей части текста.

  2. Как данный отрывок помогает понять особенность формирования характера главного героя Ильи Ильича Обломова? Дайте связный ответ на вопрос.

  3. Озаглавьте текст, определите стиль текста и докажите правильность своего мнения.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 9

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

  1. Раскольников с…дел. смотрел (не)подвижно (не)отрываясь; мысль его перех…дила в грезы, в с…зерцание; он ни(о)чем (не)думал но какая(то) тоска в…лновала его и мучила.

Вдруг подле него оч…тилась Соня. Она под…шла едва слышно и села с ним рядом. Было еще очень ран…о утрен…ий х…лодок еще (не)см…гчился. На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок. Лицо ее еще н…сило признаки болезни п…худело побл…днело осунулось. Она пр…ветливо и радос…но улыбнулась ему но по обыкновению робко прот…нула ему свою руку.

Она всегда протяг…вала ему свою руку ро…ко иногда даже (не)под…вала совсем как(бы) боялась что он от…олкнет ее. Он всегда как(бы) с отвр…щением брал ее руку всегда точно с досадой встр…чал ее, иногда упорно молчал во всё время ее пос…щения. Случалось что она тр…петала его и уходила в глубокой скорби. Но теперь их руки не разн…мались; он мельком и быстро взгл…нул на нее н…чего (не)выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их н…кто (не)видел. Конвойный на ту пору отв…ротился.

  1. (1)Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. (2)Он плакал и обнимал ее колени. (3)В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. (4)Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. (5)Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. (6)В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута...

(7)Они хотели было говорить, но не могли. (8)Слезы стояли в их глазах. (9)Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. (10) Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

(11)Они положили ждать и терпеть. (12)Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! (13)Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она - она ведь и жила только одною его жизнью!

III. Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать2 о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу4. До сих пор он ее и не раскрывал3.

Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения1 не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...»

Обязательная часть

1.Назовите название произведения и автора.

2. К какому литературному жанру принадлежит «Преступление и наказание»? Укажите букву с правильным ответом.

А) рассказ

Б) поэма

В) трагедия

Г) роман

3. Как называется средство характеристики, строящееся на описании внешности персонажа: «На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок. Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось».

4. Укажите фамилию героини, которая помогла осознать Раскольникову, что человек «не вошь». Укажите букву с правильным ответом.

А) Доброселова

Б) Мармеладова

В) Ростова

Г) Ильинская

5. Перепишите первую часть текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

6. Где происходит нравственное воскресение главного героя романа «Преступление и наказание»?

7. Из второй части выпишите номера простых предложений.

8. Из девятого предложения второй части выпишите все прилагательные.

9. Подберите однокоренные слова к словам из текста: удивление, болезнь, нестерпимая.

10. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Укажите верную характеристику данного предложения (Укажите букву с правильным ответом)

А) простое осложненное

Б) сложноподчиненное

В) сложносочиненное

Г) сложное бессоюзное

11. Укажите грамматическую(ие) основу(ы) выделенных предложений.

12. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь.

Какой частью речи является слово оба в предложении? (Укажите букву с правильным ответом):

А) местоимение

Б) числительное

В) прилагательное

Г) существительное

13. Назовите способ словообразования слова ужасно из текста. (Укажите букву с правильным ответом):

А) приставочный

Б) суффиксальный

В) приставочно-суффиксальный

Г) сложение

Дополнительная часть

  1. Выполните все виды разборов из третьей части текста.

  2. «Их воскресила любовь…» Как вы понимаете эти слова из романа «Преступление и наказание»? Дайте связный ответ на вопрос.

  3. Озаглавьте текст, определите стиль текста и докажите правильность своего мнения.


ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 10

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

  1. Перед тем как вставать из-за стола, Вера Николаевна м…шинально пере…читала гостей. Ок…залось - тр…надцать. Она была су…верна и п…думала (про) себя Вот это (не)хорошо! Как мне раньше (не)пр…шло в голову пос…итать И Вася виноват - н…чего (не)сказал по т…лефону.

Когда у Шеиных или у Фриессе соб…рались бли…кие знакомые то после обеда обыкнове…но играли в покер так как обе сестры до смешного любили азартные игры. В обоих домах даже выр…ботались на этот счет свои правила всем играющ…м р…здавались (по)ровну костян…ые ж…тончики определенной цены, и игра длилась до тех пор, пока все к…стяшки (не)пер…ходили в одни руки, - тогда игра на этот веч…р пр…кр…щалась, как(бы) партнеры н… настаивали на продолжении…. Брать из кассы второй раз ж…тоны строго запр…щалось. Такие суровые законы были выведе…ны из практики, для обуздания княгини Веры и Анны Николаевны которые в азарте (не)знали н…какого удержу. Общий проигрыш редко дост…гал ста - двухсот рублей.

II. Сели за покер и на этот раз. Вера, не принимавшая участия в игре, хотела выйти на террасу, где накрывали к чаю, но вдруг ее с несколько таинственным видом вызвала из гостиной горничная4.

- Что такое, Даша? - с неудовольствием спросила княгиня Вера, проходя в свой маленький кабинет, рядом со спальней. - Что у вас за глупый вид? И что такое вы вертите в руках?

Даша положила на стол небольшой квадратный предмет, завернутый2 аккуратно в белую1 бумагу и тщательно перевязанный3 розовой ленточкой.

- Я, ей-богу, не виновата, ваше сиятельство, - залепетала она, вспыхнув румянцем от обиды. - Он пришел и сказал...

- Кто такой - он?

- Красная шапка, ваше сиятельство... посыльный...

- И что же?

- Пришел на кухню и положил вот это на стол. "Передайте, говорит, вашей барыне. Но только, говорит, в ихние собственные руки". Я спрашиваю: от кого? А он говорит: "Здесь все обозначено". И с теми словами убежал.

- Подите и догоните его.

- Никак не догонишь, ваше сиятельство. Он приходил в середине обеда, я только вас не решалась обеспокоить, ваше сиятельство. Полчаса времени будет.

- Ну хорошо, идите.

III. (1)Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой, на которой был написан ее адрес. (2)Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо, только что из магазина. (3)Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. (4)Она быстро развернула бумажку. (5)Почерк показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет.

(6)Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. (7)Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. (8) Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни.

(9) "Точно кровь!" - подумала с неожиданной тревогой Вера.

(А.И.Куприн «Гранатовый браслет»)

Обязательная часть

1. К какому литературному жанру принадлежит «Гранатовый браслет»? Укажите букву с правильным ответом.

А) роман

Б) поэма

В) трагедия

Г) повесть

2. Фамилия княгини Веры Николаевны: (Укажите букву с правильным ответом)

А) Шеина
Б) Желткова
В) Аносова
Г) Рейтер

3. Почему подарок вызвал у княгини тревожные ощущения? (Укажите букву с правильным ответом)

А) браслет был покрыт тринадцатью камнями

Б) она не успела отблагодарить за подарок

В) цвет камней напоминал кровь

Г) боялась, что муж узнает про подаренный браслет

4. Кто подарил княгине Вере Николаевне браслет с гранатами? (Укажите букву с правильным ответом)

А) муж Василий Львович

Б) сестра Анна Николаевна

В) чиновник Желтков

Г) друг семьи генерал Аносов

5. Перепишите первую часть текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

6. Как называется приём сопоставления, соотнесения разных предметов, выделенный в приведённом ниже отрывке?

«Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. "ТОЧНО КРОВЬ!" - подумала с неожиданной тревогой Вера». (Укажите букву с правильным ответом)

1) метафора

2) сравнение

3) эпитет

4) оксюморон

7. Подберите синонимы к словам из текста: бросила, красивый, небольшие, странный, неожиданная.

8. Из третьей части выпишите номера предложений с вводными словами.

9. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни.

Укажите верную характеристику данного предложения (Укажите букву с правильным ответом)

А) простое осложненное

Б) сложноподчиненное

В) сложносочиненное

Г) сложное бессоюзное

10. Из третьего предложения третьей части выпишите все прилагательные.

11. Укажите грамматическую(ие) основу(ы) выделенных предложений.

12. Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо, только что из магазина.

Как правильно объяснить постановку запятых в предложении? (Укажите букву с правильным ответом)

А) запятые выделяют причастный оборот

Б) запятые выделяют деепричастный оборот

В) запятые выделяют вводное слово

Г) запятые выделяют обращение

13. Назовите способ словообразования слова небольшой из текста. (Укажите букву с правильным ответом):

А) приставочный

Б) суффиксальный

В) приставочно-суффиксальный

Г) сложение

Дополнительная часть

  1. Выполните все виды разборов из второй части текста.

  2. В чем ценность гранатового браслета? Каково символическое звучание этой детали? Дайте связный ответ на вопрос.

  3. Озаглавьте текст, определите стиль текста и докажите правильность своего мнения.

© 2010-2022