- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Участие в работе летней школы
Участие в работе летней школы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Байрамкулова Ф.К. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учителя Усть -Джегутинского района приняли участие в работе Летней школы МГУ
В работе V Летней школы для учителей русского языка и литературы, проходившей на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова с 23 по 27 июня 2015 года, приняли участие 50 слушателей из разных районов Карачаево-Черкесской республики. Ново- Джегутинскую среднюю школу Усть -Джегутинского района представляла Байрамкулова Фатима Курмановна, учитель русского языка и литературы.
Учителя русского языка из различных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья собрались в разгар лета в Москве, чтобы прослушать цикл лекций по различным проблемам преподавания русского языка и литературы, обменяться мнениями в дискуссиях и познакомиться с новейшими направлениями в методике преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного.
В приветственном слове декана филологического факультета МГУ доктора филологических наук профессора М. Л. Ремнёвой было отмечено , что проведение летних школ на различных факультетах МГУ является прекрасной инициативой, цель которой-консолидировать усилия специалистов Московского университета для повышения квалификации учителей и преподавателей, в том числе - русского языка, что очень важно для поддержания высокого уровня о
А.А. Волков, д.ф.н, профессор филологического факультета МГУ
Программа летней школы была насыщенной и разнообразной.
В работе Летней школы было предусмотрено обсуждение в разных форматах наиболее важных и острых вопросов преподавания русского языка и литературы в школе, а также итоговой аттестации по этим предметам: возвращение сочинения как аттестационной формы в 11 классе; итоги ЕГЭ 2015 года и перспективы 2016 года ; олимпиады как форма выявления и развития творческого потенциала учащихся.
М.Ю. Сидорова, д.ф.н., профессор
филологического факультета МГУ
Л.А. Жданова, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ПРОВОДИМОЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИМ ФАКУЛЬТЕТОМ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
24-27 ИЮНЯ 2015 ГОДА
24 ИЮНЯ 2015 г.
КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ ЛОМОНОСОВСКОГО КОРПУСА МГУ
10.00-11.00 - РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ
11.00-12.00 - ОТКРЫТИЕ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ
Приветственное слово декана филологического факультета МГУ доктора филологических наук профессора М.Л. Ремнёвой
12.00-13.30 - ЛЕКЦИЯ
А.А. Волков, д.ф.н, профессор филологического факультета МГУ
Преподавание риторики в школе
13.30-14.30 - ПЕРЕРЫВ
14.30-16.30 ‒ ДИСКУССИЯ
Национальная классика в школе: борьба за литературный канон в России 2000-х годов
Учитель: хранитель или творец литературного канона? Ученик: обязанность понимания или право личной интерпретации?
В дискуссии принимают участие: Михаил Павловец (НИУ-ВШЭ), Светлана Красовская (издательство «Просвещение»), Михаил Голубков (МГУ), Елена Пенская (НИУ-ВШЭ), Леонид Клейн (РАНХ и ГС), Б. Менцель (Университет Майнца)
17.00 - ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ПРОСМОТР ФИЛЬМА «ДЕВУШКА В БЕЛОМ ПАЛЬТО» (2011, КАНАДА)
Фильм «Девушка в белом пальто» (2011) канадского режиссера Даррелла Васика снят по мотивам повести Н.В. Гоголя «Шинель». Действие повести перенесено в условия современного большого города в Северной Америке; героиня работает на заводе. Фильм на английском и французском языках, с русскими субтитрами. Просмотр является премьерой фильма в Российской Федерации. После просмотра - обсуждение различных аспектов киноадаптации.
25 ИЮНЯ 2015 г.
ПЕРВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОРПУС
КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
10.00-12.00 ‒ КРУГЛЫЙ СТОЛ
Итоговое сочинение: анализируем результаты 2014‒2015 учебного года, определяем перспективы
Модераторы: Е.И. Литневская, к.п.н., доцент филологического факультета МГУ;Г.В. Зыкова, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ
В работе круглого стола принимают участие:
Елена Андреевна Зинина, ученый секретарь ФГБНУ «ФИПИ», Почетный работник общего образования;
Лариса Васильевна Новикова, к.п.н. сотрудник ФГБНУ «ФИПИ»,доцент кафедры Российского государственного социального университета ,учитель гимназии № 201 г. Москвы, Почетный работник общего образования.
12.00‒13.30
1. КРУГЛЫЙ СТОЛ:
Актуальные проблемы преподавания русского языка в поликультурном разноуровневом классе: слово, диалог, текст
Модератор: О.В. Синева - к.ф.н., доцент ,заведующий Центром балтистики филологического факультета МГУ
ауд. 6
2. КРУГЛЫЙ СТОЛ:
Традиционные формулировки орфографических правил и новые подходы
Модератор: Н.В. Николенкова, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
ауд. 9
3. МАСТЕР-КЛАСС:
Работа над развитием письменной речи на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах
Н.А. Шапиро, учитель высшей категории ГБОУ центра образования № 57 г. Москвы, Почетный работник общего среднего образования, председатель методического объединения учителей русского языка и литературы, методический редактор журнала «Русский язык»
ауд. 7
13.30-14.30 - ПЕРЕРЫВ
14.30-16.00 - СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)
1. В.Л. Коровин, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
О недосказанностях в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина
2. Г.В. Москвин, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
Учебно-методические принципы кодификации списка литературы для средней и старшей школы
3. Л.В. Чернец, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ
Формы «присутствия» автора в драме
4. Т.С. Зевахина, к.ф.н., старший научный сотрудник филологического факультета МГУ
Работа с Национальным корпусом на уроках русского языка в средней школе
5. П.Е. Спиваковский, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
Основные проблемы современной русской литературы
6. Г.В. Зыкова, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ
Русская поэзия 1960-х-1970-х годов
16.15-17.45 - СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)
1. В.Л. Коровин, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
О недосказанностях в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина
2. Г.В. Москвин, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
Учебно-методические принципы кодификации списка литературы для средней и старшей школы
3. Л.В. Чернец, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ
Формы «присутствия» автора в драме
4. Т.С. Зевахина, к.ф.н., старший научный сотрудник филологического факультета МГУ
Работа с Национальным корпусом на уроках русского языка в средней школе
5. П.Е. Спиваковский, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
Основные проблемы современной русской литературы
6. Г.В. Зыкова, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ
Русская поэзия 1960-х-1970-х годов
26 ИЮНЯ 2015 г.
ПЕРВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОРПУС
10.00 - 11.30 ‒ СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)
1. А.А. Евдокимов, к.ф.н., преподаватель филологического факультета МГУ
Эволюция элегического жанра в творчестве В.А. Жуковского
2. М.Ю. Сидорова, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ
Лингвистический анализ художественного текста (на материале произведений ХХ века, входящих в школьный курс литературы)
3. Е.Н. Никитина, к.ф.н., редактор журнала «Русский язык и литература для школьников»
Современный урок русского языка как творчество (по материалам журнала)
4. В. Антонюк, преподаватель Школы юного филолога филологического факультета МГУ
Литературные игры на занятиях в кружке занимательной лингвистики
5. В.Г. Моисеева, к.ф.н., научный сотрудник филологического факультета МГУ
Тесты как средство диагностики и обучения (на материале школьного курса литературы)
11.40-13.10 ‒ СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)
1. А.А. Евдокимов, к.ф.н., преподаватель филологического факультета МГУ
Эволюция элегического жанра в творчестве В.А. Жуковского
2. И.Н. Исакова, к.ф.н., преподаватель филологического факультета МГУ
Конфликт и его отражение в сюжете (на материале произведений, входящих в школьный курс литературы)
3. Е.Ю. Зубарева, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
Проза второй половины ХХ века: диалог с классикой
4. М.Ю. Сидорова, д.ф.н., профессор филологического факультета МГУ
Лингвистический анализ художественного текста (на материале произведений ХХ века, входящих в школьный курс литературы)
5. Е.Н. Никитина, к.ф.н., редактор журнала «Русский язык и литература для школьников»
Современный урок русского языка как творчество (по материалам журнала)
6. В. Антонюк, преподаватель Школы юного филолога филологического факультета МГУ
Литературные игры на занятиях в кружке занимательной лингвистики
7. В.Г. Моисеева, к.ф.н., научный сотрудник филологического факультета МГУ
Тесты как средство диагностики и обучения (на материале школьного курса литературы)
13.10 - 14.00 - ПЕРЕРЫВ
14.00 - 15.30 СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)
1. И.Н. Исакова, к.ф.н., преподаватель филологического факультета МГУ
Конфликт и его отражение в сюжете (на материале произведений, входящих в школьный курс литературы)
2. Л.А. Трахтенберг, к.ф.н., старший преподаватель филологического факультета МГУ
Русская литература XVIII века: основные принципы поэтики
3. В.Б. Семенов, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
Изучение поэтического жанра в структуре школьного курса литературы
4. Е.А. Певак, к.ф.н., научный сотрудник филологического факультета МГУ
Постмодернизм в современной русской литературе
5. В.А. Багрянцева, старший преподаватель филологического факультета МГУ
Актуальные лингвометодические вопросы преподавания русского языка в средней основной школе (5-9 классы)
6. В.В. Сорокина, д.ф.н., старший научный сотрудник филологического факультета МГУ
Литературный герой современного европейского романа
7. Л.А. Жданова, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
Лексикология как раздел школьного курса русского языка: о «слабом звене», «темных местах» и «белых пятнах»
15.45-17.15 ‒ СЕМИНАРЫ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ)
1. Е.Ю. Зубарева, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
Проза второй половины ХХ века: диалог с классикой2. Л.А. Трахтенберг, к.ф.н., старший преподаватель филологического факультета МГУ
Русская литература XVIII века: основные принципы поэтики
3. В.Б. Семенов, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
Изучение поэтического жанра в структуре школьного курса литературы
4. Е.А. Певак, к.ф.н., научный сотрудник филологического факультета МГУ
Постмодернизм в современной русской литературе
5. В.А. Багрянцева, старший преподаватель филологического факультета МГУ
Актуальные лингвометодические вопросы преподавания русского языка в средней основной школе (5-9 классы)
6. В.В. Сорокина, д.ф.н., старший научный сотрудник филологического факультета МГУ
Литературный герой современного европейского романа
7. Л.А. Жданова, к.ф.н., доцент филологического факультета МГУ
Лексикология как раздел школьного курса русского языка: о «слабом звене», «темных местах» и «белых пятнах»
17.30 ‒ ВЫДАЧА СЕРТИФИКАТОВ УЧАСТНИКОВ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ
18.00 - ЗАКРЫТИЕ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ
27 ИЮНЯ 2015 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ А.С. ПУШКИНА , Пречистенка, 12/2
КРУГЛЫЙ СТОЛ
12.00-14.00
КУРС ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ПРОБЛЕМА И ВОЗМОЖНОСТЬ
Как преподавать «всемирность» в контексте все усложняющихся культурных взаимосвязей местного и глобального? Учебные курсы «мировой» / «зарубежной» / «сравнительной» литературы и культуры как область методологического поиска и педагогического эксперимента.
В работе круглого стола участвуют:
Игорь Шайтанов (РГГУ), Владимир Плунгян (МГУ),Дэвид Дэмрош (Гарвардский университет), Кирилл Корчагин («Новое литературное обозрение») и др.
Наряду с дискуссионной составляющей в программе важное место занимали лекции и семинары, на которых слушателям предоставлялась возможность ознакомиться с проблематикой научных исследований, проводимых преподавателями филологического факультета, обсудить литературоведческие и лингвистические вопросы, вызывающие сложности в процессе преподавания русского языка и литературы в школе.
КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ ЛОМОНОСОВСКОГО КОРПУСА МГУ
РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ
Летняя школа 2015 года ‒ носила международный характер. 27 июня прошел круглый стол "Курс всемирной литературы как проблема и возможность", участие в котором приняли российские и иностранные преподаватели.
Участниками круглого стола было отмечено, что сегодня стали меняться отношения между преподавателями вузов и учителями школ: в прошлое ушло время взаимных упреков, кто кого недоучивает, а кто завышает требования к приходящим к ним вчерашним школьникам. Стало понятно, что спасать, сохранять гуманитарное образование надо вместе. Справедливость этих слов подтверждается атмосферой профессионального и взаимозаинтересованного общения Летних школ, проводимых на филологическом факультете МГУ.