Урок русского языка по теме «Буквы О – А в корне –ГОР-- - ГАР - » 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель (ФИО)

Овчинникова Наталья Николаевна

Школа

МБОУ СОШ№5

Предмет

Русский язык


Класс

6«б»


Тема:

«Буквы О - А в корне -ГОР- - - ГАР - »


Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Результаты деятельности учащихся:


Предметные:

Формулирует правило написания букв а и о в корне -гор-, -гар-;

Выполняет упражнения, руководствуясь усвоенным правилом;

Составляет словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне.

метапредметные:

- сравнивает различные объекты, выявляет сходство и различие;

- обобщает полученную информацию;

- прогнозирует учебную ситуацию;

- выполняет учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

личностные:

-развить умения слушать и слышать, культуру общения, осознание ответственности за общее дело;

-адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

-выполнять самооценку на основе успешности.



Этапы

Структурные единицы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации

УУД

Вводная часть

(целеполага-ние)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель приветствует школьников, проверяет их готовность к уроку, желает успеха. Предлагает выбрать из предложенных (белое, жёлтое, оранжевое, красное) солнышек то, которое соответствует вашему настроению, и прикрепить на доске магнитом.

Подготовка шестиклассников к работе.



Каждый ученик выбирает солнышко, которое по цвету соответствует его настроению и прикрепляет магнитом к доске.








Фронтальная, индивидуальная

Личностные УУД

Самоопределение

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2.Актуализация

Организует повторение знаний, закрепление умений.

-Что изображено на доске?

-Как можно назвать корень, приставку, суффикс, окончание одним словом?

-Какая из морфем самая важная и почему?

Организует игру "третий лишний" (слова записаны на доске).

Найдите "третье лишнее" слово в каждой группе:

1) Полагать, предложить, прилагать.

2) Жаркое, жаровня, раскалённый.

3) Косить, прикасаться, коснуться.

Создаёт эмоциональный фон урока.

- Ребята, нам пришла телеграмма от Буратино, но она зашифрована. Я думаю, что вместе мы справимся.

ВЫ 1 2 И 3 4.

Даёт задание для 4 групп.

1-приставка как в слове прехорошенькая, корень как в слове красавица, суффикс как в слове вольный, окончание как в слове счастливые.

2- корень как в слове учёный, суффикс как последний суффикс в слове певуче, суффикс как в слове речник, окончание как в слове рыбаки.

3-корень как в слове поверье, суффикс как в слове проходная, окончание как в слове любимые. 4- корень как в слове подружка, окончание как в слове семья.

Отвечают на вопросы.

- Корень, приставка, суффикс, окончание (ответ детей).

- Это морфемы (ответ детей).

- Самая важная морфема - корень, потому что она передаёт самый важный смысл не одного слова, а всех родственных слов (ответ детей).

-Выполняют задание, сравнивая слова и определяя "третье лишнее" слово









Работают в группах, расшифровывая слова, используют знания о структуре слова.

1) ПРЕКРАСНЫЕ,

2) УЧЕНИКИ,

3) ВЕРНЫЕ,

4) ДРУЗЬЯ.

Текст телеграммы: "Вы прекрасные ученики и верные друзья".

Буратино















(Работа в группах, групп - 4).

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, участвовать в учебном диалоге

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения отличительных признаков. Обобщение.









Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

3.Целеполагание.

Формулировка целей-результатов урока

Создает проблемную ситуацию

Ребята, поработайте в парах и выполните задание на зелёных карточках.

( Заполнить таблицу, используя предложенные слова.

Урок русского языка по теме «Буквы О – А в корне –ГОР- - - ГАР - » 6 класс

Изл…гать содержание; к…снуться стены, тихо разг…ралась, вар…стить цветы; изл…жение; заг…релись на сугробах, сл…гаемые числа; к…саться вопроса ; распол…гать свободным временем, город Р…стов, южный заг…р,сл…жное предл…жение.)

-Все ли слова вы распределили в таблицу?(слайд1)

-Почему? Выскажите свои предположения.



-Какая же тема нашего урока?

-Давайте определим цели сегодняшнего урока.

-Фиксирует цели на доске.



Работают в паре, распределяют слова по группам в зависимости от того, от чего зависит выбор гласной в корне с чередованием.





Сталкиваются с проблемой, так как не все слова можно распределить в таблицу.

Учащиеся проверяют задание, выходят и заполняют схему на доске)

Выявляют проблему.

Высказывают предположения

Анализируют таблицу и выясняют, что не все слова вошли в таблицу (не распределили тихо разг…ралась, южный заг…р, заг…релись на сугробах)

Обсуждают, делают выводы, ищут ответ на проблемный вопрос.



Определяют тему.

Правописание о-а в корнях -гар- - -гор-

Определяют цели-результаты:

-усвоить правило написания букв а и о в корне -гор-, -гар-;

-выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом;

-составлять словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне.



Работа в паре

Регулятивные УУД

Целеполагание, прогнозирование ситуации.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество в учебном диалоге

Основная часть

4. Первая учебная ситуация, направленная на достижение первой цели - результата.

-Посмотрите на доску (слайд2)

- Как вы думаете, от чего зависит написание гласной О и А в корне слова?

Урок русского языка по теме «Буквы О – А в корне –ГОР- - - ГАР - » 6 класс



- Попробуйте сформулировать правило. ...

Используйте алгоритм выведения правила:



Возвращает учащихся к первой цели, рефлексия.

Анализируют слова сравнивая написание гласной в корне слова.

Обсуждают

Выводят самостоятельно орфографическое правило, используя готовый алгоритм из карточки - помощника.

1. Где встречается орфограмма?

2. Какая буква пишется? (Орфограмма )

3. При каком условии? (... если ...)

Формулируют правило, проговаривают напарнику.



Проговаривают 1 цель и говорят, насколько её достигли.

Ставят отметку в листе обратной связи и на доске.





Работа в паре

Личностные УУД

Осознание ответственности за общее дело

Коммуникативные УУД

Сотрудничество в учебном диалог. Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные УУД

Оценивать уровень владения данным учебным действием.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



5.Вторая учебная ситуация, направленная на достижение второй цели - результата.

Предъявляет ресурс для закрепления

Перед вами слова:

Гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный

Разведите эти слова по их родовым гнёздам. Значение одного -«возвышаться», другого-«пылать».



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.







Комментирует, производит совместный с учащимися разбор.

Применяют полученные знания на практике(совместно с учителем)



Проверяют задание, объясняют написание гласной.

Сравнивают с эталоном.



Работают самостоятельно, осуществляют самооценку, фиксируют достижения и рефлексируют.

Работа в паре





Индивидуальная

Личностные УУД

Осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество в учебном диалоге. Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

Регулятивные УУД

Оценивать уровень владения данным учебным действием

Познавательные УУД

Устанавливать связь между объектами: написание гласной от наличия или отсутствия ударения.

Выполняют действия по алгоритму.

Познавательные УУД

Формировать навык находить слова с чередующимися гласными О-А, анализировать условия написания буквы Оили А.

Регулятивные УУД

Осуществлять контроль и давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников

Регулятивные УУД

Умение контролировать и оценивать свою работу и работу соседа по парте


Включение нового знания в систему знаний (задание даётся каждой группе)

1.Заполните таблицу, используя следующие сочетания: (Подг.ревший пирог, г.ревая дорожка, наг.р от свечи, г.рячий чай, дог.рающий закат, уг.рный газ, несг.раемый шкаф, заг.релый юноша, разг.рающийся костёр, цистерна с г.рючим, сильный уг.р )

2.«Корректор»(испра

вить текст)

Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени4 . Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.

3.Работа с перфокартой

1.Выр…щенный, подр…сли, зар…сли

2.Зал…жить, безотл…гательное дело,сл…жить руки

3. К.…саться, соприк…сновение, неприк…сновенный запас

4. Найти «лишнее слово»

1.Р…стительное масло, прик…саться к утюгу, р…сток

2. К…снулся пальцем, неосторожное прик…сновение, отр…стает

3.

З…рька, з…гар, приг…релый пирог

4. З…рница, уг…рный газ, подг…ревшая каша



Предъявляет эталон, критерии и ресурс оценивания



Возвращает уч-ся ко второй цели, рефлексия.









Применяют знания

предъявляют итог работы, прикрепляя листы ответов на доску, фиксируют достижения.















Сверяют работу с эталоном.



Проговаривают 2 цель и говорят, насколько её достигли.

Ставят отметку в листе обратной связи и на доске.





Работа в группе



























Фронтальная

Личностные УУД

Самооценка на основе успешности.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД

Рефлексия: удалось ли воспроизвести информацию для успешного решения учебной задачи

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД

Умение использовать справочную для поиска информации по данной теме.

















Личностные УУД

Самооценка на основе успешности.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

6.Третья учебная ситуация, направленная на достижение третьей цели - результата.

Предлагает учащимся составить словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне(слова на слайде)

Возвращает учащихся к третьей цели, рефлексия



Контроль (тест на 5минут) Осуществляет мониторинг.

Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне.

Проверяют, прикрепляя ответы на доску.

Проговаривают 3 цель и говорят, насколько её достигли.

Ставят отметку в листе обратной связи и на доске.

Выполняет задания, которые проверяют знание корней с чередованием и проводит самооценку по критериям.

Индивидуальная работа



Фронтальная



Индивидуальная.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли.

Личностные УУД

Самооценка на основе успешности.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные УУД

Рефлексия: удалось ли воспроизвести информацию для успешного решения учебной задачи

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Заключительная часть

7.Результативная рефлексия (соотнесение предполагаемого результата с полученным

Предъявляет ресурс, возвращает к целям урока

- Какую цель вы ставили на уроке? ...

- Удалось ли достичь поставленной цели? ...

- Какие получили результаты?

Учитель предлагает выбрать из предложенных (белое, жёлтое, оранжевое, красное) солнышек то, которое соответствует вашему настроению, и прикрепить на доске магнитом.

Отвечают на вопросы, фиксируют свои достижения.

Соотносят свои цели и результаты

Планируют цели дальнейшей деятельности

Ученики осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты урока, степень их соответствия.

Каждый ученик выбирает солнышко, которое по цвету соответствует его настроению и прикрепляет магнитом к доске.

Дети вместе с учителем проводят анализ эмоционального настоя класса до урока и после урока, отмечают изменения и стараются понять причины.

Фронтальная

Личностные УУД

Самооценка на основе успешности.



Познавательные УУД

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

8.Определение задач на следующий урок.

Осуществляет ресурс и оценивание.

Даёт домашнее задание. Написать

сочинение-миниатюру. Тема

«Утренняя заря». Использовать предложенные словосочетания (Тихо разг..ралась, утрен-

няя з..ря, оз..рились

светом, к..снулся крыш,

заг..релись на сугробах.)

Предлагает учащимся сделать прогноз на следующий урок.

Записывают домашнее задание.

Формулируют прогноз:

- образовывать от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом.

-выполнить самостоятельную работу по данной теме.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества.





© 2010-2022