Изменение глагола по временам

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку

Класс: 3

Тема: Изменение глагола по временам.

Цель: Ввести понятие «изменение глагола по временам» через постановку учебной проблемы и организации поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент

2. Оформление тетради.

Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Рассмотрите образец элементов для чистописания и повторите у себя в тетради.

ть, чь, ти

- Кто из вас догадался, что зашифровано в этих показах? (суффиксы н.ф. глагола)

Орфографическая минутка: дружить, чувствовать, кричат. (Что общего в словах? Какое слово лишне? Докажи.)

- Откуда произошло слово «глагол»? (слово глагол в старославянском языке означало «слово, речь».- словом глагол называлась буква в старославянском языке «Аз, Буки, Веди, Глагол…»)

-Верно. Задание на карточках. Отметь знаком «+» только глаголы. ( 2 учащимся)

Отметь знаком «+» только глаголы:

1.Зерно, колючка, шагать, думать, интересоваться, клюква, любить, кабачок.

Отвечают на вопрос:

Это глаголы:

Докажите:

Отметь знаком «+» только глаголы:

2.Звезды, учить, вырастить, малина, прогулять, сварить, рассказать, петрушка.

Отвечают на вопрос:

Это глаголы:

Докажите:

- Остальные работаем со мной.

- Глагол - это одна из двух частей речи, без которых невозможно построить предложение, не передать собеседнику никаких сообщений.

-Расскажите, что вы уже знаете о глаголе как части речи. (Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? Изменяется по числу) Например:

Внимание на экран.

3. Постановка проблемы.

-Вспомним, как изменяются имена существительные? (по родам, числам и падежам).

-Имена прилагательные?( по родам, числам и падежам)

-Верно. Каждая часть речи изменяется. Мы изучаем глаголы. Значит, что мы будем сегодня изучать? (Как изменяются глаголы)

4. Открытие знания.

- Верно. Будем говорить об изменении глаголов. (тема на слайде).

А поможет нам в этом мальчик Витя Перестукин, который мечтает создать машину времени.

-Существует ли на самом деле такая машина?(нет)

-Почему люди мечтают ее изобрести? (Чтоб побывать в прошлом и заглянуть в будущее)

- В русском языке тоже можно совершить путешествие по любому сочинению, упражнению, диктанту, изложении благодаря глаголам. Как?

Рассуждаем вместе.

Внимание на доску. Даны предложения.

Витя ……сочинение.
Витя ……сочинение.
Витя ……сочинение.
Витя ……сочинение.

Вставьте вместо многоточия эти слова. Запишем предложения.

Написал
Пишет
Напишет
Будет писать

(Устно вставляют, передвигают таблички со словами в предложении).

Витя написал сочинение.
Витя пишет сочинение.
Витя напишет сочинение.
Витя будет писать сочинение.

- О ком говориться в каждом предложении? (О Вите)

-Что говориться о Вите в первом предложении?(Что он написал)

-во втором? (Что он пишет)

- в третьем?(Что он напишет)

-В четвертом?(Что он будет писать).

- Какой частью речи являются эти слова ?(глаголы)

-Значит, эти слова говорят о действиях Вити.

1. Выберите предложение, в котором Витя выполняет свое действие сейчас, в данный момент.( 2-е)

-Поставим вопрос к этому глаголу.

Что делает? Пишет.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент и отвечает на вопрос что делает, то это глагол…настоящего времени.

(н.вр.)

Укажем над словом «пишет» н.вр.

2. -Выберите предложение, в котором Витя уже давно выполнил свое действие в прошлом.( 1-е)

-Поставим вопрос к этому глаголу.

Что сделал? Написал.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходило в прошлом, и отвечает на вопрос

Что сделал? Что делал?, то это глагол…. Прошедшего времени. (п.вр.)

Укажем над словом «написал» п.вр.

3. Выберите предложение, в котором действие Вити не происходило ранее, не происходит сейчас, а только будет происходить. (3-е и 4-е)

- Верно. Поставим вопросы к этим глаголам.

Что сделает? Напишет.

Что будет делать? Будет писать.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое

будет происходить и отвечает на вопросы Что сделает? Что будет делать? , то это глагол …будущего времени.

(б.вр.)

Укажем над глаголами б.вр.

Сделаем общий вывод:

Как изменяются глаголы? Глаголы изменяются по временам.

- В форме каких времен они бывают?(наст., прош., буд. вр.)

-Как определить время глагола? (Надо поставить вопрос.)

-Сравним наши выводы с учебником.с.146. (читают вслух правило)

-Если вы услышите глагол прош.вр.- поворачиваете голову назад.

Наст. вр.-хлопок перед собой.

Буд.вр.-прыжок на месте.

Глаголы: поет, бегал, читает, думал, расцветет, посмотрит, узнает, улыбнулся, сел, хлопает.

5. Первичное закрепление.

5. Работа в тетради. Выпиши глаголы 1 столбик - прошедшего времени, 2 столбик - настоящего времени, 3 столбик - будущего времени.

Крутил, несет, бежал, лает, заговорит, расскажет, сошьет, спит, стоит, лежит, прыгал, бросил, смотрит, ревет, болел, пел, прочитает, приготовит.

6. Повторение.

На уроке Литературного чтения мы познакомились с произведением Лии Борисовны Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомним, кто правил этой страной? (Его величество Глагол) (слайд)

-Верно. На столах у каждого лежит отрывок из этой сказки. Задание. Выпишите глаголы и определите их время.

Текст.

«Я оглянулся и увидел, что все машут мне руками. Важный Глагол выглянул из окна замка.(4) Я помахал им всем сразу и побежал за Кузей»

(Дети называют глагол, ставят к нему вопрос, определяют по вопросу время, указывают время над словом. Выделяют грамматическую основу во втором предложении.)

7. Итог урока. Рефлексия

8. Оценивание детей



© 2010-2022