Конспект урока по русскому языку

Повторительно- обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие» ,на котором проводится обобщение систематизация знаний по теме ,проверка знаний и выявление пробелов учащихся.Урок-тренинг с применением ТСО ,на котором учащиеся работают самостоятельно ,развивают умения находить деепричастия и причастия ,совершенствуют речь и орфографическую зоркость: определять слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями;умения находит границы причастного и деепричастного оборотов;определяют...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»






Открытый урок по русскому языку

в 7 классе

«Повторительно-обобщающий урок

по теме «Причастие и деепричастие»

Выполнила:

учитель русского языка

и литературы

ЧуприсЕ.В.

I квалификационная категория


























г. Актобе

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие».

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Причастие» и «Деепричастие».

Задачи урока:

  • Проверить имеющиеся знания и умения, выявить и восполнить пробелы в знаниях;

  • формировать умение нахождения причастий и деепричастий в тексте, вычленения причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и деепричастиями, находить суффиксы причастий и деепричастий, образовывать причастия и деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастном и деепричастном оборотах;

  • Учить работать самостоятельно;

  • Развивать чувство ответственности;

  • Совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

  • Заинтересовать учащихся необычной формой проведения урока;

  • Помочь каждому проверить себя.

Оборудование: карточки с заданием.

Методическое обеспечение: просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, экран, оценочные листы, распечатанные задания для каждого ученика.

Форма: урок-тренинг с применением ТСО, компьютерных технологий.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

Ребята! Мы закончили изучение тем «Причастие» и «Деепричастие». Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания. Русский язык, на котором мы говорим, красив и богат. На нём говорит очень много людей не только на территории нашей страны, но и за её пределами. Поэтому знать его нужно очень хорошо. А узнать, справились ли мы с данными темами, нам поможет урок-тренинг.

- А что означает слово тренинг? (ответы учащихся)

- Тренинг - это тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков.

- Так давайте займёмся этой работой.

3.

Каждому учащемуся выдается карточка - оценочный лист, в которой он будет выполнять задания и сам себя оценивать. 1 вариант по теме «Причастие», 2 вариант - по теме «Деепричастие». Некоторые задания выполняются учащимися по общей теме.

Задавание домашнего задания: Написать письмо другу о сегодняшнем уроке, 1 вариант - о деепричастии, 2 вариант - о причастии.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания ( по одному человеку от каждого варианта выполняютна доске). Слайд № 5

Я слышу кроткую нежность земли, притихшей от осеннего холода.

Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и, не раздеваясь, лёг.

2.«Часть речи».

На столе конверты для двух вариантов. Представителям своего варианта необходимо выбрать из карточек, которые в них находятся, те, которые характеризуют причастие и деепричастие как часть речи.

3.Что такое причастный оборот? Привести примеры.

3.Что такое деепричастный оборот? Привести примеры.

4.Выступление учащегося по теме. Слайд № 6.

В современной лингвистике несколько точек на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного - склоняются (изменяются по числам, родам, падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия. Возьмём, к примеру, причастия.
Они образуются от глагола (краснеть - краснеющий), но изменятся, как имена прилагательные - по числам, родам и падежам:

  • Красная щека - краснеющая щека,

  • Красные щёки - краснеющие щёки,

  • Красным щекам - краснеющим щекам.

Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

- Что нового вы узнали из этого сообщения? (Некоторые учёные причастия и деепричастия относят к особой форме глагола, а некоторые - к самостоятельной части речи).

5.Из слов выбрать деепричастия, выделить суффиксы. Проверка на доске. Слайды № 7-8.

1.Закапывающий

2.Любящий

3.Делая

4.Выполненная

5.Убравши

6.Искавший

7.Повысив

8.Играючи

9.Выросший

10.Услыша

6.Слитно или раздельно? Слайд № 9

1. (Не)умеющий ходить портит дорогу, (не)умеющий говорить портит речь.

2. Для знающего мир светел,

для (не)знающего - тёмен.

3.(Не)жданный урожай голову кружит.

4.(Не)сказанному слову сам хозяин, сказанное

слово - общее достояние.

5.(Не)брани и (не)хвали того, кто

(не)испытан тобой ни в деле, ни в пути.

6.(Не)знающий меры будет горевать и в богатстве.

7.(Не)зная броду, (не)суйся в воду.

8.(Не)убив медведя, шкуры (не)продают.


7.Морфемный и морфологический разбор

( проверка на доске). Слайд № 10.

ПРИЧАСТИЕ Видевший

I.Часть речи ____________________________

Общее значение

II.Морфологические признаки:

1.Нач. форма __________________________

Н.ф. глагола

2. Пост.пр.: ________________________________________

3. Непост. пр.:_______________________________________

III.Синтаксическая роль:______________________________

ДЕЕПРИЧАСТИЕ Ласкаясь

I.Часть речи _____________________________

Общее значение

  1. Нач. форма _________________________

Н.ф. глагола_________________________

II.Морфологические признаки:________________

III.Синтаксическая роль:_____________________

8. Изобразительно-выразительные свойства причастий и деепричастий. Слайд №11-12.

Выразительное чтение учащимися.

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы?

= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения.

? Почему это возможно?

= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре -
Так падают бурные воды в сверкающем,
быстром Лодоре!

(Роберт Саути «Лодорский водопад»)

? В чем необычность этого стихотворения?

? Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?

? Почему записано столь необычно?

? Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.

? В чем особенность деепричастий?

= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия.

? А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?

= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды.

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

9.Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру. Слайд № 13.

- Ваша задача - из названных произведений нужно выбрать название произведения, содержащие причастие, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие - поднять обе руки вверх.

«Сражающийся хлеб» Кармазина(вверх)

«Василиса Прекрасная» (хлопок).
«Спящая царевна» Жуковского (вверх).
«Медный всадник» Пушкина (хлопок).
«Говорящий сверток» Даррелл (вверх).
«Уроки французского» Распутин (хлопок).

10. Кроссворды ( по вариантам). Слайды № 14-17.

А) Впишите в клетки причастия,

1



2



3



4



5



6



7



8



9



образованные от глаголов.

1. Закопать (прош. вр.)
2. Засорить (прош. вр.)
3. Хранить (страд., наст. вр.)
4. Скакать (наст. вр.)
5. Сделать (прош. вр.)
6. Срастись (прош. вр.)
7. Спрятать (прош.вр.)
8. Нестись (прош.вр.)
9. Делать (страд., наст. вр.)

Б) Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1




2




3




4




5



6



7




8





9




10




11




12


1. Оглядываться (несов. в.)
2. Сверкать(несов. в.)
3. Уметь(несов. в.)
4. Купить (сов. в.)
5. Прочитать (сов. в.)
6. Увидеть (сов. в.)
7. Назначать (несов. в.)
8. Оторваться (сов. в.)
9. Освободить (сов. в.)
10. Стучать (несов. в.)
11. Играть (несов. в.)
12. Ехать (несов. в.)

11. Правильно или нет расставлены знаки препинания? Слайд № 18.

  1. ____

  2. ____

  3. ____

12. Тест. Слайды № 19-25.

1.

5.

2.

6.

3.

7.

4.


13. Подведение итогов. Самопроверка. Слайды 26-27.

14. Слайд № 28 Спасибо за урок!

15. Резерв. Составление предложений по схемам.…, / обстоят. /,…

…, /определ./,…

Или, выборочный диктант: выписать из текста причастия.

Сколько их в кущах - столько их в чащах,
Ревом ревущих, рыком рычащих.
Сколько бегущих - столько лежащих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
Скопом плывущих, кишмя кишащих,
Друг друга жрущих, тучных и тощих
В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
Сколько их в кущах - столько их в чащах,
Выстрела ждущих, в силки летящих.
Сколько плывущих - столько парящих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах. (В. Высоцкий)



© 2010-2022