Технологическая карта урока литературы в 5 классе. В. Астафьев Васюткино озеро. Человек и природа в рассказе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструктор урока

Предмет

литература

Класс

5

Тип урока

комбинированный

Тема урока

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Цель урока

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

Планируемый результат.

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Работает с ИКТ;

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Анализировать эпизод

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли



Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Формы работы

ресурсы

Литература, география, ОБЖ, предметы естественно-научного комплекса

Индивидуальная, групповая

Проектор, интерактивная доска, Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2004

Этапы урока.

1 этап «Организационный»

цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

у учащихся

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Слушают учителя

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Сформировать тему и задачи урока

«Деревья, деревья, деревья... Под ногами - мох и жухлая трава, над головой - равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце - холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.»

Вот что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», когда заблудился в бескрайней тайге.

Астафьев писал: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души».

Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу?


Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

Использование технологии развития критического мышления.

Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание: расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. Спустя некоторое время мы проверим ваши ответы с помощью интерактивной доски.

(скриншот «До выполнения задания и после выполнения»)

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. В. Астафьев Васюткино озеро. Человек и природа в рассказе. Технологическая карта урока литературы в 5 классе. В. Астафьев Васюткино озеро. Человек и природа в рассказе.

Обсуждение в группах, запись на листках

Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

Как удалось Васютке выжить в тайге? Тема нашего урока «Человек и природа».

Как вести себя наедине с природой? - на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе. В.П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.




3 этап «Актуализация знаний»

цель


Деятельность ученика

Планируемый результат

Повторение того, что необходимо к изучению нового материала, знание текста

Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?


Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод

Как относился мальчик ко взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?


.
Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?


Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?


4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

цель


Деятельность ученика

Планируемый результат

Отработка навыков комментированного чтения,

Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!»


Познавательные: меть объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы

Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо?

Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние

Что он сделал в первую очередь?

Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек.

Как он приготовил себе еду?

Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать?

Не взял соль, мало хлеба

Итак, проверим, как же нужно вести себя в лесу, если заблудился. Работа с интерактивной доской

Группы зачитывают свои ответы, затем проверяют по доске




5 этап «Первичная проверка понимания»

цель


Деятельность ученика

Планируемый результат



Формировать умения работать с активной доской,

Внимание на доску, найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. В. Астафьев Васюткино озеро. Человек и природа в рассказе.Технологическая карта урока литературы в 5 классе. В. Астафьев Васюткино озеро. Человек и природа в рассказе.



Работа с интерактивной доской Флипчарт «Что нужно взять с собой в лес»

регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе).

коммуникативные:

уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.

познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориетироваться в тексте

Какие черты характера обнаружились в мальчике?


Чтение эпизода «Тайга» Показ слайдов «Тайга» (презентация)

Учащиеся следят по тексту за учителем

Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»?

Почему она напомнила Васютке море?

Как автор усиливает мрачность пейзажа?

Какие слова использует при описании тайги?

Как почувствовал себя мальчик в этот момент?

Какое впечатление производит этот пейзаж


6 этап «Первичное закрепление»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Работа в группах.

Встречи Васютки с миром живой природы. Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне?

Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.

Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе

Поведение Васютки в лесу

Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях

Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии

Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика

Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям . Отрывок из текста «мальчик внимательно следил за ныряющими на озеро утками. Они были совсем не пуганы и плавали возле самого берега с хозяйским покрякиванием. Уток было множество. Стрелять по одной не было никакого расчёта. Васюткa, прихватив ружьё, отправился на мысок, вдававшийся в озеро, и сел на траву. Рядом с осокой, на гладкой поверхности воды, то и дело расплывались круги. Это привлекло внимание мальчика. Васютка взглянул в воду и замер: около травы, плотно, одна к другой, пошевеливая жабрами и хвостами, копошились рыбы. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверно?» Он потрогал траву палкой. Косяки рыбы подались от берега и снова остановились, лениво работая плавниками. Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, но широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере - белая рыба! Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить. Но в этот момент табун уток-свиязей отвлёк его от размышлений. Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками. Ещё одна утка, оттопырив крыло, боком уплывала от берега. Остальные всполошились и с шумом полетели на другую сторону озера. Минут десять над водой носились табуны перепуганных птиц»

7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль

Обсуждают правильность ответов одноклассников


8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Объяснение домашнего задания.

Сочинение - миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе?

9 этап «Рефлексия»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Чему можно научиться у Васютки?

Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.
Унего можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.

Личностные :нравственно-этическая ориентация



© 2010-2022