Безличные предложения Урок-исследование в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Падалко О.В. - учитель КГУ «Средняя школа имени Маяковского», с.Калбатау, ВКО, Казахстан.

Безличные предложения

Урок-исследование в 8 классе

Цели урока

- образовательные: формировать знания учащихся о безличных предложениях, прививать умения и навыки определять их в тексте, уместно использовать их в устной и письменной речи;

- развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, формировать развитие навыков синтаксического разбора, навыков устной и письменной речи учащихся;

- воспитательные: способствовать экологическому воспитанию, воспитанию чувств коллективизма, взаимопомощи.

Межпредметная связь: экология.

Формы и методы работы: работа в группах.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Психологический настрой учеников.

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу творческой активной работы на уроке.

Учащиеся разделены на три группы по семь человек.

Сообщение темы и цели урока, эмоциональный настрой.

  1. Мозговой штурм

Разбор предложения: Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, а бедный старик ещё стоял на том же месте в глубокой задумчивости. (Лермонтов). Выбор именно этого предложения связан с возможностью естественно перейти к новому материалу и теме урока.

Задания для групп:

- Найдите грамматическую основу в предложении.

- Какое это предложение по наличию главных членов?

- Первое простое - односоставное. Почему?

- Какой главный член в этом предложении? Чем он выражен?

- Можно ли определить лицо - подлежащее?

- Так почему тип этого односоставного предложения называется безличным?

- Разберите слово безличное по составу. Каково значение приставки?

- Посмотрите, что выражают безличные предложения, каково их значение. Работа с учебником. Анализ таблицы.

3. Запись в тетрадях и на интерактивной доске (сопоставление с двусоставными предложениями):

Было холодно, я три ночи не спал. Только что смерклось, я велел казаку нагреть чайник по-походному, засветил свечу. (Состояние природы)

Что ж мне так больно и так трудно? И скучно, и грустно, и некому руку подать. О, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью. (Состояние человека)

Вам не видать таких сражений. Нет уз святее товарищества. (Выражение желаний, предположения, приказа)

В доме было прохладно. Ни ветерка. (Состояние окружающей среды)

Анализ записанных предложений проводим по группам.

  1. Исследование - рассуждение о предложениях.

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. (Тургенев). Веет с поля ночная прохлада. (Исаковский). Отовсюду на меня весельем веет. (А.Фет). Приятно думать у лежанки. (Пушкин). Светлело. Светает.

Анализ этих предложений закрепит знания о выражении сказуемого в безличном предложении.

  1. Взаимопроверка.

Синтаксический анализ предложений:

Рассвело, щебечут птицы

Под окном моей темницы;

Как на воле любо им! (А.Одоевский).

На свете мало, говорят,

Мне остается жить. (Лермонтов).

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,

Только мне не плачется, на душе светло. (Есенин).

  1. Конструирование предложений

Предложения записаны на интерактивной доске.

Превратите двусоставные предложения в односоставные безличные. Полученные предложения запишите и объясните структуру главного члена. Укажите различия в содержании сопоставляемых предложений.

Образец: Вода затопила низкие берега. Водой затопило низкие берега.

Половодье снесло деревянный мост. Землетрясение разрушило город. Северное сияние озарило необъятный снежный простор. Большая волна накрыла шлюпку. Сильный ветер раскидал скирды сена.

Образец: На небе были уже видны первые звезды. На небе не было ещё видно первых звёзд.

Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных утвердительных превратились в безличные отрицательные предложения, противоположные по смыслу данным. Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.

В лесу были слышны птичьи голоса. Вдали были видны очертания гор. На снегу были заметны волчьи и заячьи следы. В городе уцелели все дома. В доме были разбиты все стёкла. В старой роще были вырублены все деревья. В библиотеке нашлись двуязычные словари.



  1. Рефлексия

У каждого из учащихся индивидуальная карточка с изображением физиономии: с одной стороны - грустная, а с другой - весёлая. Понравился ли вам урок? С каким настроением вы подошли к концу урока? Поднимите ту физиономию, которая соответствует вашему настроению.

  1. Домашнее задание

С каждым словом составьте предложение так, чтобы оно было главным членом безличного предложения. Красиво, легко, весело, грустно, интересно, опасно, тихо.







© 2010-2022