- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Доклад Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глазунова Л.А. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Глазунова Людмила Александровна
учитель русского языка и литературы
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)
- работа с ресурсами Интернет,
- создание электронного учебника в СДО.
В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:
Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
-
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
-
увеличивает объем использования наглядности на уроке;
-
экономит время учителя при подготовке к уроку.
В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности может служить проект Салмукановой Зарины « Односоставные предложения в лирике А.А.Фета . »
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
-
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
-
психологически облегчает процесс усвоения;
-
возбуждает живой интерес к предмету познания;
-
расширяет общий кругозор учащихся;
-
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для
-
оформления результатов групповой работы
-
выпуска газеты, информационного листка
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
-
создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
-
увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;
-
повышает качество обучения;
-
усиливает интерес к изучению предмета;
-
рационально распределять время урока;
-
доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
-
наполнить уроки новым содержанием;
-
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
-
формировать элементы информационной культуры;
-
прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
-
поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
-
идти в ногу со временем.