Статья Использование ИКТ при работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Подольная Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы,

МБУ «Школа № 47»

С декабря 2010 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, построенный на компетентностном подходе, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение.

Целью личностно-ориентированного обучения в первую очередь является развитие полноценной личности. Именно такая форма обучение дает возможность детям с ОВЗ полностью социализироваться и получать образование наравне с остальными.

Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку страдают нарушениями психического развития, что и определяет особую логику построения учебного процесса. Целью специального образования является введение в социум ребенка, по разным причинам выпадающего из него. Достичь этой цели можно, используя особые методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Достичь этой цели можно, используя инновационные технологии. Наиболее эффективной в работе с «особыми» детьми и не только, является информационно-коммуникативная.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. В связи с этим использование ИКТ - неотъемлемая составляющая современного урока, особенно при работе с детьми с ОВЗ.

Основные преимущества ИКТ заключаются в том, что позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ технологии целесообразно применять на всех этапах обучения и в разных направлениях:

  • визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

  • интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

  • тренажёр

  • контроль умений и навыков учащихся

  • самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Использование ИКТ в практике мне позволяет повысить качество усвоения материала, наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, формировать у них элементы информационной культуры, прививать навыки работы с компьютерными программами. Это в свою очередь помогает решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас; помогает организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся, в том числе и с ОВЗ.

Решение этих проблем невозможно без учебных компьютерных программ по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

В классах, в которых я преподаю, наряду с обычными детьми обучаются и учащиеся с ОВЗ. Их не так много - 1-3 человека, но работа с ними требует отдельного подхода. Так, например, ученикам с замедленной психомоторной функцией требуется больше времени на выполнение обычного задания - списать текст и вставить пропущенные буквы. За урок, в лучшем случае, такой ребенок выполнит 1 полноценное упражнение, и то если его постоянно подгонять. А если это контрольная работа, то при традиционном подходе такому ребенку обеспечена «2». На помощь приходит ИКТ. Выполняя такую же работу на компьютере «особенный» ученик справляется куда быстрее. У него появляется заинтересованность в процессе и результате. Конечно, чтобы подготовить индивидуальное задание, педагогу требуется много времени, но на помощь могут прийти ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы), которых в последнее время становится все больше. В пространстве Интернет существует огромное количество ресурсов с on-linе тестами, видеороликами, которые при наличии связи можно включать непосредственно на уроке, а при ее отсутствии скачать заранее и адаптировать к уроку. Например, при изучении темы «Правописание Е-И в суффиксах ЕК-ИК существительных» я использую эпизод из замечательного советского мультфильма «В стране невыученных уроков». Материал усваивается на визуальном, образном и понятийном уровне, что при практическом применении правила дает наибольший результат. При изучении правописания приставок пре- и при- я использую аудиоматериал- песенку знакомой старшему поколению передачи «Радионяня». Во-первых, в свободной, игровой форме объясняется материал, во-вторых, разряжает обстановку на уроке, что тоже немаловажно.

Существуют также специальные программы-тренажеры, которые не требуют наличия интернета, а легко устанавливаются на компьютер и используются автономно. Включение в работу ИКТ способствует развитию творческого потенциала ребенка с ограничениями в здоровье. Таким детям, порой, сложно себя реализовать публично, а работа на компьютере поможет показать свои возможности через решение задач, тестов, создание презентаций, видеороликов, схем. Современные дети не мыслят себя без компьютера, так надо использовать это во благо.

Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными методами определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Компьютер значительно расширяет возможности учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.

Литература и источники.

  1. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации \Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». - 2003.

  2. Использование новых информационных технологий в образовании dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html

  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2011

  4. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.

  5. Понятие информационно - коммуникационных технологий - (ИКТ) и их роль образовательном процессе. ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).

© 2010-2022