Урок русского языка Односоставные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 классе.

«Обобщение по теме «Односоставные предложения»

Цели и задачи урока:

Обучающие:

систематизировать и обобщить знания учащихся по изученной теме «Односоставные предложения»

Развивающие:

развитие навыка определения типов односоставных предложений по значению, структурным особенностям;

умения различать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в разных стилях речи как синтаксические синонимы;

развитие умения определять роль односоставных предложений в художественных произведениях и пользоваться ими в разговорной речи;

формирование умения правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.

Воспитывающая:

содействовать развитию целеустремлённости, самостоятельности при изучении сложных тем по предмету.

Оборудование урока:

Таблицы и схема «Односоставные предложения», «Виды предложений по строению грамматической основы»;

индивидуальные карточки с тестами по пройденной теме;

приготовленные детьми предложения -примеры односоставных и двусоставных предложений;

презентация по теме «Односоставные предложения».



Ход урока.

1.Сообщение темы и цели урока.

2.Словарная работа.

На доске слова с пропусками: д…ску…я, д…кл…рация, эксп…р…мент, л…б…р…тория, ид…ал.

Вставить пропущенные буквы, проверить по словарю учебника или по словарным тетрадям самих учащихся.

3.Синтаксический разбор предложения:

Эксперимент- опыт, попытка осуществить что-либо.4

(Ученица из толкового словаря диктует лексическое значение слова «эксперимент». Ученик записывает на доске, остальные - в тетрадях. Проводится синтаксический разбор предложения, определение вида сказуемого, составление схемы разбираемого предложения.

Заменить синонимичным односоставным предложением (Экспериментом называют опыт, попытку осуществить что-либо.)

Составить (устно) односоставные предложения с другими словарными словами, значения которых уже рассматривались на предыдущих уроках.

Участвовали в дискуссии по книге известного писателя о жизни подростков. Стремлюсь к идеалам добра. Нельзя проводить эксперименты над людьми…

Одно предложение записывается в тетради, подчёркивается грамматическая основа, определяется тип предложения.

4. Актуализация знаний учащихся по изученной теме.

По приготовленной презентации заслушиваются ответы учащихся : по схемам рассказ об односоставных предложениях, приводятся свои примеры. (Этот этап урока проводит подготовленный ученик, спрашивает учащихся, следит за правильностью ответов, ставит оценку ).

5.Определить тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (глагол в 1 лице, ед.ч., наст.вр.- обозначает действие говорящего - определённо - личное).

2) Изба лесничего. Медвежье царство. (подлежащее - существительное в И.п. -сообщается, что предмет(явление) существует - назывное).

3) Повеет ароматом сирени.(глагол в форме 3л., ед.ч., наст.вр.( в форме безличного)- подлежащего нет (лицо не определяется) - безличное.

4) Зимы без снега не бывает.(форма глагола быть в отрицательном предложении - безличное )

5) В Сибири не любят спешку и горячку. (глагол в форме 3 лица, мн.ч., наст.вр. - главное не лицо, а действие - неопределённо-личное)

6) Цыплят по осени считают. (глагол в форме 3лица, мн.ч., наст.вр.- это пословица имеет значение обобщённого лица - обобщённо-личное).

(Параллельно работают 3 ученика по карточкам: Определить тип односоставных предложений)

6.Подготовленные сообщения учащихся об односоставных предложениях (1группа).

1.Назывные предложения.

Выразительная ёмкость этих предложений делает их незаменимым средством , когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, от носящиеся к группе подлежащего, то есть все виды определений.

- Приведите примеры. (Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

Безветрие. Теплынь. Глубокий, но пологий овраг…Синеватая черта большой речки…)

2.Определённо-личные предложения.

В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.

Этот вид предложений часто используют в поэтических произведениях для передачи душевного состояния лирического героя.

В русском языке предложения с обращениями часто не имеют подлежащего, являясь определённо-личными.

Сфера употребления этого типа предложений обширна -разговорная речь, публицистика, научный и официально - деловой стили.

Определённо-личные предложения используются для передачи значения обобщённого лица - это не исключает указания на автора, но усиливает выразительные возможности текста.

Примеры: Любишь кататься - люби и саночки возить.

От далёких и близких почты жду новогодней. Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну. Прощай, свободная стихия.

3.Неопределённо-личные предложения.

Всё внимание сосредоточено в таких предложениях на действии, а сам производитель действия не назван , так как совсем неважно, кто производил эти действия, деятель мыслится неопределённо.

Примеры:

Его везли из крепости, из Бреста. Десять суток нам дают на отдых. Тротуары заливают асфальтом.

4.Безличные предложения.

Употребляются для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека, отрицания чего-либо в разных стилях речи.

Примеры:

Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло. У одержимых нет дороги вспять. Тянет холодом зимних дней.

7.Составить по схеме предложение.

1.[ двусост. ], u [ безличное].

8.Составить схему предложения:

Шагаю по дорожкам сада, и рядом бегает наш Полкан.

[опред.-лич. ], u [двусост.].

9.Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 231(2 часть) на с.116. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Работа по замене одного типа предложения синтаксическим синонимом.

Переделайте двусоставные предложения в односоставные. Следите за правильным выбором форм времени. Я скучаю. - Мне скучно.( односоставное, безличное).

10. Проверочная работа в форме тестов.

1вариант

1.Укажите ошибочное утверждение.

1) Односоставным называется предложение, в котором имеется только один главный член предложения.

2) Главный член определённо- личного предложения называет действие неизвестного лица.

3)Обобщённо- личное предложение обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу.

4) В безличных предложениях действие или состояние представляется как не зависящее от деятеля.

2. Укажите двусоставное предложение.

1) Его было не узнать.

2) Родные сочли бы его недостойной партией для Кити.

3) Верьте мне, Ольга Михайловна!

4) А её всё нет и нет.

3. Отметьте односоставное предложение.

1) Сударыня, ведь русским же языком вам объясняют.

2) И идут без имени святого

Все двенадцать вдаль…

3) Увидеть и услышать этого поэта было бы для меня ослепительным счастьем.

4) Надолго запомнился ему один день в конце января.

4. Укажите верную характеристику предложения Весной птицам спать долго некогда.

1) двусоставное

2) односоставное определённо- личное

3) односоставное неопределённо - личное

4) односоставное безличное

5.Найдите определённо-личное предложение.

1) Ой, не избежать мне его гнева.

2) Егорушку обогрели, напоили чаем и уложили на отдых.

3) Без веры жить нельзя.

4) К птичьему прислушиваюсь крику.

6. Найдите неопределённо-личное предложение.

1) После драки кулаками не машут (пословица).

2) Лодырю всегда нездоровится (пословица).

3) За эту провинность меня на рыбалку не пустили.

4) Нет худа без добра (пословица).

7. Найдите безличное предложение.

1) Мне стало страшно, стало как-то смутно.

2) Его душа была согрета приветом друга.

3) Умри, завистник злобный мой!

4) Пить чай долгими зимними вечерами было для нас единственным развлечением.

8.Отметьте назывное предложение.

1) Увидеть бы её!

2) На стенах - ковры.

3) А вот и река!

4) Рядом женщина под зонтиком.

2 вариант.

1.Укажите ошибочное утверждение.

1)Главный член неопределённо-личного предложения называет действие неопределённого лица.

2) Односоставное предложение, в котором нет и не может быть подлежащего, называется безличным.

3) Глагол- сказуемое в определённо-личных предложениях не нуждается в наличии подлежащего, так как значение конкретного лица передаётся личными окончаниями глагола.

4) Назывными называются односоставные предложения с главным членом подлежащим, выраженным существительным в каком-либо падеже.

2.Укажите двусоставное предложение.

1) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки.

2) Взгрустнулось как- то мне в степи однообразной.

3) В тёплое апрельское утро отдыхающие сидели в саду и слышали птиц.

4) В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо.

3. Отметьте односоставное предложение.

1) Длинна зимняя ночь в деревне!

2) В деревне ложатся рано.

3) Вошедший резко отличался красотой и силой.

4) Вот чудо совершилось!

4.Укажите верную характеристику предложения Добрые феи, мне вас так не хватает!

1) двусоставное

2) односоставное определённо-личное

3) односоставное неопределённо-личное

4) односоставное безличное

5.Укажите определённо- личное предложение.

1)Хотя бы часик поспать!

2) Люблю ваш гнев!

3)Там под горой пасут овец.

4) Голыми руками ежа не ухватишь (пословица).

6. Найдите неопределённо-личное предложение.

1) Рядом в лесу ни души.

2) Эту сову часто принимали за чучело.

3) Видишь вдали вон тот развесистый дуб?

4) Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу.

7. Какое предложение является безличным?

1) Эту новость везде обсуждают.

2) И слушаешь песни далёких сёл.

3) Около самой деревни далеко просматривались окрестности.

4) К сожалению, времени у нас не осталось.

8. Отметьте назывное предложение.

1) Осень в парках волшебна.

2) Волшебная осень парков.

3) Везде жёлтая листва.

4) А это дятел.

11.Творческая работа учащихся.

По картине, на которой изображена зимняя природа, написать мини- сочинение, используя помимо двусоставных ещё и разного типа односоставные предложения.

За то время пока ребята пишут , проверяются тесты.

Ответы:

1. 2 1. 4

2. 2 2. 3

3. 1 3. 2

4. 4 4. 4

5. 4 5. 2

6. 3 6. 2

7. 1 7. 4

8. 3 8. 4

Подводятся итоги проверочной работы, выставляются оценки: 8баллов-«5»,

6-7 баллов-«4», 4-5 баллов-«3», 1-3баллов-«2».

Зачитываются несколько сочинений, краткий комментарий содержания и наличия односоставных предложений (комментируют ученики) 2-3оценки выставляются.

12.Подведение итогов урока.

Повторяли и обобщали знания по пройденной теме.

Учились использовать свои знания в практической работе.

Развивали устную и письменную речь.

С какой целью изучаются односоставные предложения?

Односоставные предложения помогают лаконично, без повторов слов в предложениях, образно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи

Домашняя работа:

Повторить теоретический материал по теме по схеме и таблицам,

Сочинение-миниатюру по началу Первый снег! Сколько чувств вызывает он!..

Использовать, где это целесообразно, односоставные предложения.

Программные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 8 класса после изучения темы «Односоставные предложения».

Учащиеся должны уметь:

1)производить синтаксический разбор простых двусоставных и односоставных предложений;

2)составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами;

3) пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

4) соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

© 2010-2022