Обобщение опыта Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Стихотворные строчки Андрея Дементьева отражают особенности работы педагога по воспитанию духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы.

Проблема нравственного воспитания учащихся - одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой.

Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним - единственным способом - дать подрастающему поколению полноценное духовно - нравственное воспитание, основа которого - многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.

В процессе формирования духовно-нравственных ценностей решаются задачи:

1. Воспитание уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к реализация творческого потенциала на основе непрерывного образования и духовно-нравственной установки - «становиться лучше»;

3. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

4. Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального и нравственного выбора, принятию ответственности за их результаты;

5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;


6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально - психологического.

Для решения этих задач используются приемы:

1. Внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих духовно - нравственному развитию учащихся;

2. Подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним;

( следует отметить, что богатый материал отрабатывается с учениками при подготовки к ГИА и ЕГЭ, потому что все тексты на морально-нравственную тему)
3. Разработка методического материала, направленного на формирование духовно- ценностных качеств

Для решения задач духовно-нравственного воспитания созданы педагогические условия, обеспечивающие нравственное развитие личности ребёнка :
• опора на ценностный потенциал содержания образования;
• сочетание традиционных форм обучения с инновационными, сочетание обучения с внеурочной деятельностью по предмету ( веду 2 год в 6 классе кружок «Золотое перо»;
• интеграция учебных и внеклассных форм деятельности;

Используемые средства для достижения цели (методы и формы организации работы)

Наиболее результативными , на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы на уроке:

- комплексный анализ текстов;
- речеведческий анализ текста;
- развивающие лингвистические упражнения;
- различные виды диктантов;
- сочинение-рассуждение, изложение;
- лексические разминки;
- редактирование текста;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сопоставление 2-х текстов

Содержание русского языка и литературы как предметов по государственному образовательному стандарту достаточно объемно. Таким образом, перед учителем изначально встает проблема отбора содержания преподаваемой дисциплины и грамотной, с методической точки зрения, организации работы школьников.

Так в этом году очень удачно получился речеведческий анализ текста из 9 главы романа И.А. Гончарова «Обломов» «Сон Обломова» на уроке русского языка в 10 классе. Параллельно шло изучение романа на уроках литературы. Что мы все помним об Обломове? Как лежал некий лентяй в халате на диване да ничего не делал. Но когда ученики подробно, внимательно проанализировали использованные Гончаровым средства художественной изобразительности, лексические и синтаксические уровни отрывка, они стали иначе относится к языку, писательству, возможностям русского слова, литературному произведению. Свои наблюдения ученики отразили в письменной работе, что закрепило их речевые навыки.

Лексические разминки - это не только , например, совершенствование навыков составления синонимического ряда, но и вообще работа по над лексическим запасом школьников. Например, подобрать синонимы к слову «сострадание» это не только назвать слова этого синонимического ряда, но и дать толкование, привести примеры употребления в речевых ситуациях. Используется прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.

В данной работе проявляются ценностные приоритеты школьников, определяются их морально - этические идеалы. Но не только школьника , а еще и УЧИТЕЛЯ- посредника между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Происходит учебный диалог - главное условие духовно - нравственного развития учащихся.

Вообще, тема «Лексика»- благодатный раздел для воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка. Известно, мудрость народа в его сказках, пословицах, фразеологизмах. Как часто используют дети в своей речи эти обороты? Очень редко, их заменили слоганы рекламы, песен, игр, фильмов. Поэтому на уроках русского языка и литературы происходит фактически знакомство современных детей с этим разделом культуры. Радостно видеть, как ломаются на глазах детей стереотипы отношения к нашим духовно-нравственным ценностям, навязанным западной культурой.

На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

При знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность: «Бог не в силе, а в правде», «Засыпь правду золотом, а она всплывёт», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» - и многие другие пословицы являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию. Читая пословицы других народов нашей планеты, дети удивляются их схожести, синонимичности. Например: вот как звучит китайская пословица о дружбе и друзьях: "Хороший друг-это настоящий клад", о том же болгарская пословица: "Друг познается в беде, как золото в огне", французская: "Хороший источник узнаешь во время засухи, хороших людей - в беде". Находим аналог их с русской пословицей: "Друзья познаются в беде".

Сопоставление двух текстов. Сопоставляя героев известнейших произведений А.С. Пушкина, можно сделать удивительные выводы. Итак, Евгений Онегин и Петр Гринев из «Капитанской дочки». Размышляя о герое романа в стихах, мы не находим отчества у Евгения Онегина. Нигде на протяжении романа Пушкин не обмолвился об его отце, ничего кроме двух строчек: «Долгами жил его отец и промотался, наконец». Почему нет отчества? И тогда идет работа: а что такое отчество? Какие связи этого слова со словами отец, отечество? Кто воспитывает Онегина? Чем занимается он в жизни? Происходит открытие глубинного смысла произведения, не зря названного Белинским энциклопедией русской жизни.

А «Капитанская дочка» начинается сразу с подробного описания жизни отца и недоросля Петра Андреевича Гринева. Можно выяснить значение имен Петр и Андрей, объяснить их выбор Пушкиным для своего героя. Произведение интересное, прочитано давно, но чаще всего дети его хорошо помнят, поэтому легко называют славные дела героя, примеры его служения Отечеству. Два героя, два текста, две судьбы, только Отечество одно и отчество.

Изучая «Слово о полку Игореве», говоря о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, нужно обратить внимание девятиклассников на рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии. Разбираем это на примере князя Игоря. Именно эти названные качества героя привели к новым страданиям Руси.

Литературные дискуссии весьма ценны в нравственном воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Здесь неизменно сталкиваются характеры, здесь надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

Много споров в этом плане вызывает в 10 классе работа над образом Катерины из пьесы А.Н.Островского «Гроза», образом Наташи Ростовой из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» .

В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя - в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева - жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них.

Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом - одна из важнейших сторон нравственного воспитания. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы в нашем стремительном жизненном темпе совсем угасает - потому-то, С.Есенин, И.Бунин, А.Блок, К.Бальмонт и другие русские поэты 19-20 веков,- это глас вопиющего в пустыне: «Остановись, вглядись, ты - человек, частица природы, тебе необходимо видеть огненные закаты и рассветы, а лунная дорожка на реке и звёздная дымка в небе не только скрасят твой мир, но и дадут силы для преодоления трудностей и решения проблем».

Закладывается любовь к природе в детстве: нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Поэтому на уроке литературы так нужно постараться развить в человеке важную грань общей культуры - интерес к родной природе, любовь к ней, а значит, и любовь к Родине, без которой нет человека.

Стихи о родной природе позволяют привлечь внимание к живому миру, почувствовать его душу, его боль - найти в себе желание и силы сопереживать, сочувствовать, сострадать.

Особые условия для развития личности ученика, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей создаёт творческая работа по написанию сочинений как традиционных разных жанров (описание, рассуждение, повествование), так и нетрадиционных: эссе, сочинение в жанре письма, в жанре дневниковых записей, в жанре рекламы и т.п. После проблемного рассмотрения в 10 классе романа «Евгений Онегин» учащимся было предложено написать письмо герою. Удивительные письма были созданы, и в прозе и в стихах. Но кроме того, что многие впервые писали письмо вообще, происходил диалог с героем, соотнесение своих жизненных ценностей с человеком 19 века. Понятия чести, порядочности, долга, ответственности живы, понятны в современных 10-классниках, а мне, учителю, посреднику диалога, важно, что происходил анализ своих чувств, диалог с героем, а это важнейшее условие формирования духовно-нравственных качеств личности.

Приведенные примеры доказывают что , учебный диалог является одним из главных условий духовно - нравственного развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей.

Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог - это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. Диалог - это естественный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности - дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.



© 2010-2022