Сложноподчиненное предложение (разноуровневые проверочные тесты 10 вариантов)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сложносочинённое предложение (ССП)

ТЕСТ 1. Понятие о сложносочинённом предложении

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте, где нужно, запятые перед союзом И. Укажите сложносочинённые предложения:

1) В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы ? и вскоре вся степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками. (А. П.)

2) Вскоре пули начали свистать около наших ушей ? и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол. (А.П.)

3) Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало воспоминанием ? и, наконец, просто усталостью. (А.Г.)

4) Однажды солнце догорало ? и тихо теплились лучи... (Н.Гум.)

5) И погасли изумруды змея ? и павлина веерное диво. (Н.Гум.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:

Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________

ТЕСТ 2. ССП с соединительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

В каких случаях союз И соединяет части ССП?

1) Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. (А.Ч.)

2) По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел. (М.Л.)

3) В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. (М.Л.)

4) Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною. (Н.Г.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте знаки препинания:

Две молодые казачки дочери хозяина избы накрыли стол белой скатертью принесли хлеба ухи и несколько штофов с вином и пивом и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачёвым и с его страшными товарищами. (А.П.)

ЗАДАНИЕ 3

В каких случаях перед союзом И надо поставить запятую?

1) Его почти ничего не влекло из дома ? и он с каждым днём всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире. (И.Г.)

2) Око моё меня соблазняет ? и мне исткнуть его необходимо, должно для душевного спасения. (Д.Ф.)

3) Он покосился на весёлые, но твёрдые глаза Лефорта ? и судорожно схватил даму за руку. (А.Т.)

4) Люблю я ропот буйных вод ? и на волне звезды сиянье. (СЕ.)

ТЕСТ 3. ССП с разделительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите ССП с разделительными союзами:

1) Но теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мной опасности. (М.Л.)

2) Отчего мне так не по себе, когда я вижу адвоката, или учителя латинского языка, или члена управы? (А.Ч.)

3) Жизнь ли была так бедна здесь, или люди не умели подметить ничего, кроме этого неважного события, происшедшего десять лет назад, а только про село Уклеево ничего другого не рассказывали. (А.Ч.)

4) Значит, я был болен или что-то случилось со мной... (А.Ч.)

5) Ей, вероятно, приснилось что-нибудь или пришли на память вчерашние рассказы. (А.Ч.)

ЗАДАНИЕ 2

Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) А ушедший в ночные пещеры, или к заводям тихой реки повстречает свирепой пантеры наводящие ужас зрачки. (Н.Гум.)

2) То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. (М.Л.)

3) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек. (М.Г)

4) Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же... (Л.Т.)

ТЕСТ 4. ССП с противительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте знаки препинания, выделите предикативные единицы, подчеркните грамматические основы:

1) Но прошло уже воскресенье а старик всё не возвращался и не было никаких известий. (А.Ч.)

2) Ему не было ещё сорока но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына гимназиста. (А.П.)

3) Чёрная кошечка Брыска ласкается и мягко мурлычет но не трогают Оленьку эти кошачьи ласки. (А.Ч.)

4) Годы проходили а он всё сидел на одном месте писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том же... (А.Ч.)

5) Миновала полночь уже потухли печи здесь и на той стороне а внизу на лугу и в трактире всё ещё гуляли. (А.Ч.)

6) Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой. (А.П.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте пропущенные запятые. Отметьте ССП:

1) Игра и ужин уже кончились но гости ещё не разъехались. (Л.Т.)

2) Манифеста никто не читал но все знали о его появлении. (Л.Т.)

3) Соня хотела поднять голову хотела отвечать но не могла и ещё больше спряталась. (Л.Т.)

4) До дома было вероятно вёрст двенадцать но сил не хватало... (А.Ч.)

5) Каждый день в полдень во дворе и за воротами на улице вкусно пахло борщом и жареной бараниной или уткой а в постные дни рыбой... (А.Ч.)

ТЕСТ 5. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Поставьте, где надо, пропущенные знаки препинания:

1) В густых дубравах ликует эхо ? и ты проходишь мечтой безумной, звеня восторгом, пылая смехом. (Н.Гум.)

2) Цветы поют свой гимн лесной, детям и ласточкам знакомый ? и под развесистой сосной танцуют маленькие гномы. (Н.Гум.)

3) Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен ? или что-нибудь случилось со мной ? и они оба сильно беспокоились. (А.Ч.)

4) Ко мне привыкли ? и я привык. (А.Ч.)

5) Пётр был очень им доволен ? и неоднократно звал его в Россию ? но Ибрагим не торопился. (А.П.)

6) Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы ? и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. (И.Г.)

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Ей, вероятно, приснилось что-нибудь (1) или пришли на память вчерашние рассказы... (А.Ч.)

А - 1 - перед союзом ИЛИ запятая ставится всегда

Б - 1 - между частями ССП ставится запятая

В - 1 - запятая между частями ССП не ставится, т. к. есть общий второстепенный член

Г - 1 - запятая между однородными членами, соединёнными одиночным союзом ИЛИ, не ставится

ТЕСТ 6. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Нигде, ни в чём ей нет отрады и облегченья не находит она подавленным слезам, и сердце рвётся пополам. (А.П.)

2) Блеснёт заутра луч денницы и заиграет яркий день... (А.П.)

3) Ты меня манила песней рая, и с тобой мы встретимся в раю. (Н. Гум.)

4) Когда пахнул сырой холодный ветер, ущелье загудело и пошёл мелкий дождь. (М.Л.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Н..сколько раз бр..дящий народ раскричавшись на базаре собирался и..ти в Пр..ображенское гр..мить амбары но недоходя Яузы повсюду натыкались на солдат и те гр..зились стр.юлять. (А. Т.)

ЗАДАНИЕ 3

Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Судьба нас свела опять на Кавказе (1) или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит? (М.Л.)

А - 1 - перед союзом ИЛИ запятая ставится всегда

Б - 1 - между частями ССП ставится запятая

В - 1 - запятая между частями ССП не ставится, т. к. есть общая придаточная часть

Г - 1 - обе части ССП, соединённые союзом ИЛИ, - вопросительные, запятая не ставится

ТЕСТ 7. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. (М.Л.)

2) Дверь совершенно бесшумно распахнулась и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколке предстала перед псом и его господином. (М.Б.)

3) И душно кажется на родине, и сердцу тяжко и душа тоскует. (М.Л.)

4) Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. (И.Г.)

5) Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (А.П.)

ТЕСТ 8. Синтаксический разбор ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте знаки препинания, выполните разбор предложения:

Ещё ослепительны зори
И перья багряны у птиц
И много есть в девичьем взоре
Ещё не прочтённых страниц.

((Н. Гумилев))

Сложноподчиненное предложение (разноуровневые проверочные тесты 10 вариантов)ЗАДАНИЕ 2

Укажите количество предикативных единиц в предложении:

Я писал декорации, переписывал роли, суфлировал, гримировал, и на меня было возложено также устройство разных эффектов вроде грома, пения соловья и т. п. (А.Ч.) __________________________________________

ЗАДАНИЕ 3

Выделите предикативные единицы в предложении; подчеркните грамматические основы:

... проворно
Онегин с Ольгою пошёл;
Ведёт её, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмёт - и запылал
В её лице самолюбивом
Румянец ярче.

((А. Пушкин))

ТЕСТ 9. Пунктуационный разбор ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Выберите правильное объяснение пунктограмм:

Я велел ехать к коменданту,1и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком,2выстроенным на высоком месте,3близ деревянной же церкви. (А.П.)

1 - а) запятая между однородными членами б) запятая между частями ССП

2 - а) обособление определения, выраженного причастным оборотом б) обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

3 - а) обособление уточняющего оборота б) запятая между однородными членами

ЗАДАНИЕ 2

Выполните пунктуационный разбор предложения (знаки не расставлены):

Вечерело и тучи не то расходились не то заходили теперь с трёх сторон. (И.Б.)

Сложноподчиненное предложение (разноуровневые проверочные тесты 10 вариантов)

ТЕСТ 10. ССП: обобщение

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Найдите и исправьте ошибку в схеме предложения:

Я матушка боюся вас прогневать а без того бы я конечно или засмеялся или заплакал. (Д.Ф.)

[,++++,],а[,+++++], [или О, или О].

ЗАДАНИЕ 2

В каком предложении между частями ССП запятая не ставится?

1) В это время подъехала к крыльцу карета и бричка _ и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд. (Л.Т.)

2) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги _ да вздрагивали речные лилии... (А.Ч.)

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Отговорила роща золотая
Берёзовым (1) весёлым языком (2)
И журавли (3) печально пролетая (4)
Уж не жалеют больше ни о ком.

((С. Есенин))

А - сложносочинённое предложение, состоящее из 2 частей

Б - простое предложение, осложнённое однородными членами

В - первая часть осложнена однородными членами

Г - 1 - неоднородные определения, запятая не ставится

Д - 2 - запятая между частями сложносочинённого предл.

Е - 3, 4 - обособление определения, выраженного деепр. об.

Итоговая работа по теме "Сложносочиненные предложения"

I ВАРИАНТ

  1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

В. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов или союзных слов).

  1. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...

А. подчинительным

Б. соединительным

В. разделительным

Г. противительным

  1. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

А. и, да (в значении и), ни-ни,тоже

Б. или (иль), либо, то-то, не то- не то

В. а,но,да (в значении но),однако, зато,же

  1. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

  1. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

  1. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

  1. Прочитайте предложение Выпал снег и.... Продолжите его дважды, добавив:

А) однородное сказуемое

Б) простое предложение

  1. Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.

  1. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное],и [двусоставное].

А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

  1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

  1. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

А) [двусоставное],и [безличное];

Б) [безличное], [однако...двусоставное];

В) [безличное], [безличное].

  1. Дополните предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому...,указывая на следствие.

Итоговая работа по теме "Сложносочиненные предложения"

II ВАРИАНТ

  1. Какие из следующих утверждений верны?

А. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

В. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.

  1. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

А. подчинительного союза

Б. Союзного слова

В. сочинительного союза

Г. интонации

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни-ни,тоже

Б. или (иль), либо, то-то, не то- не то

В. а,но,да (в значении но),однако, зато,же

  1. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

  1. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа..

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них..

  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

  1. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

  1. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и.... Продолжите его дважды, добавив:

А) однородное сказуемое

Б) простое предложение

9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное],и [безличное].

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу

  1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

11. .Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза и.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

  1. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

А) [безличное], [зато...двусоставное];

Б) [двусоставное], [также...двусоставное];

В) [неопределенно-личное],и [двусоставное].

14. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого...,указывая на следствие.



© 2010-2022