Конспект школьного этапа Всероссийского конкурса по литературе Живая классика

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий конкурса юных чтецов «Живая классика»

Школьный конкурс чтецов «Живая классика» проводился 24 февраля 2016 года в рамках проведения Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»


Цели:
формирование у детей читательского кругозора;
формирование эстетического отношения к искусству слова;
развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
воспитание у детей интереса к книге и чтению.
Задачи:
показать значимость прозаического слова.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


1-й ведущий:
Мы приветствуем всех сидящих в этом зале и приглашаем на конкурс юных чтецов «Живая классика». 2-2-й ведущий : Конкурс нам хотелось бы начать со стихотворения В. Рождественского, ведь цель его - повысить интерес детей к чтению книг не только современных авторов, но и бессмертных классиков.
1-й ведущий:
Стареют книги... Нет не переплёт,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живёт
И никому уж больше не приснится.
Остановило время свой полёт,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймёт,
Что озаряло наших предков лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды,-
Былых веков надежды и обиды
Не только стёртый начисто пунктир:
Века в своей развёрнутой поэме
Из Тьмы выходят к Свету, к вечной теме 2-й ведущий: Наше время - время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга - самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее… Книга - верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»
1-й ведущий: Классика - это всегда про нас. Именно русское классическое искусство формировало и поддерживало в национальном сознании непреложность таких категорий, как стыд, порядочность, сострадание, способность к покаянию и прощению, милосердие, ответственность, стремление жить по совести.

2-й ведущий: Конкурс юных чтецов «Живая классика» начинается

1-й ведущий: И.С. Тургенев был человек высоко развитый, убеждённый и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную неоценённую заслугу перед русским обществом. Это были те простые, всем доступные общечеловеческие «добрые чувства», в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты.
И.С. Тургенев «Милостыня». Читает …, ученица 9 класса.

2-й ведущий: "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева создавались в течение четырех лет (с 1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и для небольшого кружка людей.
"Стихотворения в прозе" состоят из двух разделов: "Старческие" и "Новые стихотворения в прозе». Значительная часть "стихотворений" затрагивает общественно-политические проблемы, посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о счастье и красоте, о гуманности человеческих отношений.

До сих пор тургеневские "Стихотворения в прозе" остаются образцом мастерского владения русским слогом. Писатель знал тайну и художественного внушения и умел волновать не только красотою, но и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей и красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию произведения. Одно из таких стихотворений «Роза» прочитает …, ученица 7 класса.

1-й ведущий: Ключом к пониманию творчества Антона Павловича Чехова могут стать слова Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: « Скверно вы живете, господа!» Антон Павлович Чехов - необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Творчество его многогранно, кроме рассказов он писал пьесы. «Чайка» - одна из них. В этой пьесе Чехов впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию, показав в ней людей искусства. Это пьеса о молодых художниках и о старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции. Это пьеса о любви, о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб. Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, общей идеи, цели существования, определенного мировоззрения, без которого жизнь - "сплошная маета, ужас". Послушайте «Монолог Нины» в исполнении …, ученицы 6 класса.

2-й ведущий: Имя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова кажется сейчас незаслуженно забытым. Его книги не издаются, а имя фигурирует лишь в школьной программе. Между тем он был крупной фигурой своего времени - прозаиком, публицистом, мемуаристом. Он пишет рассказы о деревне, очерки, воспоминания. Будучи по сути своей путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним. Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! Ученица 7 класса … прочтет его миниатюру «Русский лес».

1-й ведущий: «…Читатель - друг!.. Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла - это находка, блеск, если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьёзно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным … »
«Белый Бим Чёрное ухо» Гавриила Николаевича Троепольского - это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы. …, ученик 5 класса, прочитает отрывок из повести Гавриила Троепольского.

2-й ведущий: Иван Алексеевич Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. "Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет", - писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений "Листопад", воспевающий русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина. Но его рассказы также проникнуты красотой, любовью. Как, например, рассказ «В деревне». Этот очень красивый и своеобразный рассказ можно назвать стихотворением в прозе. Главным же содержанием произведения становится поэтичное описание картин природы, деревенского быта. Ощущение весны у мальчика вызывала встреча с природой, свобода, жизнь в семье после долгого вынужденного житья в городе, в чужой семье. Собираясь пойти на лыжах, мальчик радостно повторяет: «Я вогул, я вогул … ». А познакомит нас с этим рассказом ученик 3 класса ....

1-й ведущий: Еще одним знатоком и любителем русского леса, русской природы является Георгий Алексеевич Скребицкий. Произведения Г. А. Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые. Кандидат биологических наук, он много ездил в экспедиции, наблюдал за жизнью животных в естественной среде, записывал свои воспоминания. О том, как приходит весна расскажет нам …, ученица 3 класса (рассказ «На пороге весны»).

2-й ведущий: Услышать, почувствовать природу, созерцать её красоту - поистине дар, чем наделён далеко не каждый человек. Писатели, поэты, художники тонко чувствовали красоту окружающего мира и передавали её с помощью пера, кисти.

Один человек смотрит на открывающийся его глазам мир и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев, увидел траву, вспаханную землю, берёзу.

А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. И всё

это необъятная Родина.
Родина - великое и ёмкое слово. Это то место, где ты родился, сделал свои первые шаги, где

впервые увидел улыбку матери, безбрежность голубого неба и ощутил на своей щеке ласковый луч солнца.

У всех людей нашей планеты есть своя малая родина. Малой родиной для Константина Георгиевича Паустовского является Мещерский край, что находится в центре нашей родины. О красоте Мещёрского края прочитает …, ученица 10 класса («Бескорыстие»).

1-й ведущий: Готовясь к этому конкурсу, ребята нашей школы заинтересовались произведениями современных писателей. Так ученик 5 класса Рыбин Александр прочитал повесть Валерия Владимировича Медведева «Баранкин, будь человеком!». Эта удивительная история расскажет о приключениях двух друзей - одноклассников-двоечников Юры Баранкина и Кости Малинина, которым однажды вдруг расхотелось учиться.

2-й ведущий: «Карусель в голове» - так называется рассказ Виктора Владимировича Голявкина, с которым выступит ученик 6 класса …. Виктор Голявкин- это детский писатель, который с юмором рассказывал о мальчишках и девчонках. « ...Не одну сотню рассказов написал В. Голявкин, отмеченных индивидуальной печатью его яркого, веселого дарования и прочно утвердился в когорте тех прозаиков, кого можно быстро узнать по самобытной фразе, по неповторимой интонации, по характерному ритму письма. Но, может быть, главное завоевание В. Голявкина - это его естественное и полноправное "проживание" в детской стихии, ..неподдельное удивление и фантазерство, парадоксальность логики и острота реакции, чистота побуждений и лукавство - все это органично для писателя и все это присутствует в его книгах».

1-й ведущий: Ирина Михайловна Пивоварова - русская детская писательница, иллюстратор. Вместе со своим мужем она внесла огромный вклад в детскую литературу - Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а её муж создавал иллюстрации к её произведениям. Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины - стихи, рассказы, повести - за то волшебство, которым они пронизаны. Книга «О чем думает моя голова» состоит из множества рассказов и 3 повестей, в которых главной героиней выступает одна и та же девочка - ученица третьего класса Люся Синицына. А ещё у неё есть замечательная и верная подружка Люся Косицина. Люся Синицына - человек живой, непоседливый, у неё неиссякаемая фантазия на всевозможные проказы и выдумки. Любая самая незначительная встреча может превратиться для Люси в увлекательную историю. Кажется, что писательница не просто знает своих героинь, а живет их жизнью. Одну из этих историй расскажет нам …, ученица 6 класса.

2-й ведущий: Кир Булычев - настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко - один из известнейших советских писателей-фантастов. Повести и рассказы о девочке из будущего - Алисе Селезнёвой - один из самых популярных циклов Кира Булычева. Написанные для детей произведения о необыкновенных приключениях земной девочки Алисы погружают читателя в мир фантастики и сказок. Необыкновенные чудовища, настоящие космические пираты, воинственные лилипуты, путешествия во времени и многое другое ждёт вас на страницах удивительных историй, которые происходят с Алисой и её друзьями. А познакомит нас с этим произведением …, ученик 5 класса («Гостья из будущего»).

1-й ведущий: Ведущий 1: На этом наша конкурсная программа закончена. Мы просим у вас ещё немного внимания, и просим жюри подвести итоги конкурса.

Дети и книга. В. В. Радин
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни -
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Книги им помогают
Красоту постигать,
Как прекрасное видеть,
Как его передать,
Как его передать,
И как в малом увидеть
Большое значенье,
И как в жизни найти
Золотое сеченье.
Мудрость книжных страниц -
Это жизни уроки
О дне предстоящем,
И о наших истоках.
Они их побуждают
Мечтать о высоком,
О будущем думать -
О потомках далеких.
В книгах знания, свет,
В книгах память веков,
В книгах мудрость людей -
Наших дедов, отцов.
Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить.
Так давайте же будем
Их беречь и любить.

2-й ведущий: Для подведения итогов и вручения дипломов победителям и лауреатам школьного конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» слово предоставляется председателю жюри конкурса …. (вручение дипломов и призов)

1-й ведущий: Наш фестиваль закончен.
Но не закончено творчество.

2-й ведущий: Впереди - новые свершения и победы!
Впереди - новые стихи и проза!

1-й ведущий: Мы говорим вам - до новых встреч!

2-й ведущий: Мы говорим вам - до свидания!





ВИЛИСАПЕТ

ПИСТАЛЕТ-ПУЛИМЁТ

САМАЛЁТ

ВИРТАЛЁТ

ХАКЕЙ




Протокол Школьного конкурса чтецов «Живая классика»

проводился 25 февраля 2016 года в рамках проведения

Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»

Фамилия имя участника конкурса

Класс

Произведение

Критерии (5-бальная система)

Выбор текста

Грамотность речи

Артистизм

Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста

1.

Сарбашева Виктория

9

И.С. Тургенев «Милостыня»


2.

Дмитриева Кристина

7

И.С. Тургенев «Роза»


3.

Краснощёкова Екатерина

6

А.П. Чехов «Чайка» Монолог Нины


4.

Минилбаева Диана

7

И.С. Соколов-Микитов «Русский лес»


5.

Мамедов Дмитрий

5

Г.Н. Троепольский «Белый Бим, Чёрное ухо»


6.

Акушев Алексей

3

И.А. Бунин «В деревне»


7.

Байрашева Татьяна

3

Г.А. Скребицкий «На пороге весны»


8.

Шаймарданова Анастасия

10

К. Г. Паустовский «Бескорыстие»


9.

Рыбин Александр

5

В.В. Медведев «Баранкин, будь человеком!»


10.

Рубцов Андрей

6

В. В. Голявкин «Карусель в голове»


11.

Захарова Регина

6

И.М. Пивоварова «О чем думает моя голова»


12.

Гареев

Саммат

5

Кир Булычев «Гостья из будущего»


Члены комиссии:





































© 2010-2022