Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка. 5 класс

Учитель МАОУ гимназия № 55 г.Томска

Борисова Светлана Ивановна

Тема. Что изучает стилистика

Ход урока

  1. Оргмомент (1-2 мин)

  2. Новый материал.

Учитель подводит учащихся к теме урока и основным вопросам, на которые им предстоит ответить в ходе занятия. (Демонстрация людей, одетых в разные по стилю одеяния).

Вопрос: можно ли в подобной одежде присутствовать на уроке? Да.Нет. Почему? Тогда где она уместна и почему?

Выходим с учениками на понятие СТИЛЬ ОДЕЖДЫ

В-с: Как вы понимаете, что такое СТИЛЬ В ОДЕЖДЕ?

Ответы учащихся.

В-с: А какое отношение это слово (СТИЛЬ) имеет к уроку русского языка?

Учитель: Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, обратитесь к 1-му заданию в своих Рабочих листах. Попробуйте выбрать из перечисленных понятий те, которые помогут ответить на этот вопрос.

1-ое задание. Прочтите слова и выражения, подчеркните те, которые помогут ответить вам на вопрос: « Как связано слово СТИЛЬ с русским языком?»

Раздел лингвистики, звуки речи, стили речи, текст, морфемный разбор, морфология, речевая ситуация, эпитет, стилистика

В-с: Ребята, что у вас получилось? Почему отобраны эти понятия и как они помогут ответить на вопрос?

Раздел лингвистики

стили речи

текст

стилистика

речевая ситуация

От-ты уч-ся:....

У-ль: Давайте попробуем сформулировать тему урока и определить круг вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока

Ответ: Будем говорить о стилистике (записываем тему)

Определим вопросы, на которые нам нужно будет получить ответы(уч-ся набрасывают эти вопросы)

Выбираем основные

Основные вопросы: 1. Что изучает стилистика?

  1. Как со СТИЛИСТИКОЙ связан ТЕКСТ?

  2. Что такое речевая ситуация?

  3. С какой целью создаются тексты?

Уч-ль: Итак, тема записана, вопросы определены- приступаем к их решению

Обратитесь ко 2 -му заданию, прочитайте внимательно инструкцию и выполните задание

ИНСТРУКЦИЯ:

  1. Прочтите предложения.

  2. Определите, что перед вами.

  3. «Расколдуйте» предложения и запишите каждую группу предложений.

  4. Озаглавьте то, что у вас получилось

Учащиеся в течение 5-6 минут выполняют это задание (работа в парах). Затем вначале читается исходный материал, а потом тексты , которые у них получились

Уч-ль: Оцените свою работу. Почему вам удалось справиться с поставленной задачей

От-т: Потому, что мы знаем, что такое ТЕКСТ

В-с: Что же объединяет оба текста?

От-т: тема текста - ВЕТЕР

В-с: А чем же тогда они отличаются?

От-т: Идеей, то есть тем, как о нем говорится. Говорится по-разному об одном и том же.

Уч-ль: А могли бы вы , ребята, определить, ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ составлялись эти тексты?

От-т: 1-й- воздействовать на эмоции читателя, а 2-й- сообщить определенную информацию

ПРИМЕЧАНИЕ: справа на доске будет территория под названием КОПИЛКА, куда я буду записывать понятия, которые для себя открыли уч-ся (заполняется по ходу урока)

КОПИЛКА

воздействие

сообщение

общение

с кем

с какой целью

где

Уч-ль: Ребята, а что нужно сделать, если мне захотелось рассказать Саше Шеину, как сильный ветер чуть не унес его учительницу русского языка недавно?

От-т: Поговорить с ним. Составить диалог

Уч-ль: А какую цель я буду преследовать , вступая с Александром в диалог?

О-т: общение (это понятие тут же отправляется в КОПИЛКУ)

Уч-ль: Обратитесь вновь к Рабочим листам. Выполните 3 задание.

После составления диалога некоторые варианты озвучиваются и оцениваются

  • Какой диалог удачнее составлен и почему

  • Понравились ли диалоги самим авторам и почему

Уч-ль: На какой вопрос, из поставленных в начале урока, мы уже можем ответить?

О-т:С какой целью создаются тексты? (СООБЩИТЬ, ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ, ПООБЩАТЬСЯ)

Уч-ль: Ребята, а как вы думаете, почему тексты получаются разные? От чего это зависит?

Если учащиеся затрудняются ответить, то отсылаю их к первым отобранным понятиям и снова напоминаю о разных стилях одежды ( С кем и куда я иду, какова цель моего выхода в свет и т.п.)(в копилку)

Учащиеся должны прийти к выводу, что должна быть определенная ситуация, чтобы выбрать определенный стиль, но мы же на уроке русского языка, значит, у нас тоже есть ситуация, которая называется РЕЧЕВОЙ (А как она называется?)

Задание

Составить схему-алгоритм, которая бы помогла составить текст( т.е.слова одеть в правильную одежду) в соответствии с речевой ситуацией (Воспользуйтесь словами-помощниками из копилки при составлении схемы) РАБОТА В ПАРАХ

Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс) ГДЕ? ОФИЦИАЛЬНАЯ-НЕОФИЦИАЛЬНАЯ обстановка

РМетодическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)С С КЕМ? (1-1, 1- МНОГО)

Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? (ОБЩЕНИЕ, СООБЩЕНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ)

Уч-ль: Нам достаточно того, что мы узнали?

Не думаю, что смогут заполнить ГДЕ и тогда выполняют следующее задание

ИНСТРУКЦИЯ

по столбикам распределены ситуации, в которых может оказаться человек - дайте название каждой группе обстановок-ситуаций

( может снова вход пойти фартук с косынкой)

Поверяем схему РС, комментируем, оцениваем, что легко было заполнить, а что вызвало затруднения

У-ль: Ребята, а теперь на практике проверим, можем ли мы определять РС (3 речевых ситуации с комментарием)

В-с: На какой(ие) еще вопрос(Ы) нашли ответ?

О-т:Что такое речевая ситуация? Как со стилистикой связан текст?

ВОПРОС: Так что же такое стилистика и как её знания помогут вам в жизни?

Уч-ль : А теперь подведем итоги нашего занятия

На какие вопросы мы должны были найти ответы в ходе работы?

Что было трудно? Что легко? Как вы можете оценить свою работу на уроке и работу класса в целом?

Так как связана одежда с темой сегодняшнего урока?

Помните, что по ОДЕЖКе встречают, а провожают по УМУ.

А что будет ОДЕЖДОЙ для наших с вами мыслей?

РЕЧЬ и …..

Рабочий лист ВНИМАНИЕ! ВСЕ записи делаем в рабочем листе

Задание 1

Прочтите слова и выражения, подчеркните те, которые помогут ответить на вопрос: «Как связано слово СТИЛЬ с русским языком?»

Раздел лингвистики, текст, звуки речи, стили речи, стилистика, члены предложения, морфема, функция стиля, морфология, речевая ситуация

Задание 2

Инструкция: 1. Прочтите предложения

2. Определите, что перед вами.

3. «Расколдуйте» данные предложения.

4. Запишите каждую группу предложений в своем «окно»

5.Озаглавьте каждую группу предложений

Живая природа чутко откликается на времена года. Вот и последние листочки ветер-проказник сорвал с деревьев и кустарников. Ветер - перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Он покружил листья над головами прохожих, над скамейками и тихо уложил их на землю, образовав ковёр из мокрых листьев. А сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.

1 текст

2 текст

Задание 3 Составьте диалог (4-5 реплик) на тему «Разговор о ветре»

Задание 4

Составьте схему-алгоритм, которая поможет составить текст в соответствии с РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИЕЙ. Воспользуйтесь словами-подсказками из КОПИЛКИ

Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс) ?

Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)

РМетодическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)С ?

Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме Стилистика (5 класс) ?

Задание 5

По столбикам распределены ситуации, в которых может оказаться человек. Дайте название каждой группе ситуаций

Дома, в школе на перемене, на прогулке в лесу,
в гостях у друга

на работе, в школе на уроке, на экскурсии в музее, в магазине

в поликлинике, в общественном транспорте, в библиотеке.



© 2010-2022