Конспект урока по литературе на тему В мастерской художника слова. А. С. Пушкин. Стихотворение Туча (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В мастерской художника слова.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Туча». 7 класс

Шалёва Ирина Альфредовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №7 им. Воронцова В.М.,

Отличник образования КР

Цели:

образовательные - выявление аллегорического смысла образов тучи и бури в стихотворении «Туча», художественной идеи стихотворения; обучение анализу лирического произведения;

развивающие - развивать навык выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями и терминами, музыкальными произведениями, созданными по произведениям классической литературы;

развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; прививать интерес к жизни и творчеству поэта;

воспитательные - формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексических значений слов алчный, унылый, ликующий; воспитание у школьников уверенности в себе, стремления к самосовершенствованию.

Использование технологий:

  • технология критического мышления (приемы: «Кластер»);

  • технология модерации.

Оборудование и материалы:

портрет А.С. Пушкина;

репродукции картин А. Саврасова «Вид на Кремль в ненастную погоду» и И. Левитана «Озеро. Русь»;

текст стихотворения «Туча»;

раздаточный материал по группам (исследовательская работа);

романс И. Стравинского на стихи А.С. Пушкина «Туча»;

А. Вивальди «Эльфийская песнь» (скрипка Страдивари);

человечек, шары и тучи;

магнитно-меловая доска;

мультимедийный проектор и экран для демонстрации компьютерной презентации.

Ход урока

Слайд 1.

  1. Вступительное слово учителя, этап инициации (2 мин.).

- Здравствуйте, ребята и гости нашего урока! Сегодня мы откроем новую страничку в удивительный мир лирики А.С. Пушкина, познать который нам помогут живопись, музыка и слово, так как «поэзия Пушкина - живописи и музыке сестра родная». Вашему вниманию будет предложено лирическое стихотворение «Туча».

Слайд 2.

Вхождение в тему. Целеполагание (8 мин.)

- Прежде чем приступить к изучению темы сегодняшнего урока, мы отправимся в мастерскую художника.

Ассоциативный ряд к слову «Туча».

Запишите ассоциативный ряд к слову «туча». (Ненастье, дождь, буря, страх, беда, мрак, печаль, одиночество, волнение, тревога и т.д.)

- Какое настроение передают ваши ассоциации? (Грустное, печальное и т.д.)

Слайд 3.

Работа с репродукцией картины А. Саврасова «Вид на Кремль в ненастную погоду».

- Рассмотрите картину русского художника Саврасова А.К. «Вид на Кремль в ненастную погоду».

- Что изображено на полотне? (Буря…)

- Какое небо? (Небо обложено грозовыми свинцовыми тучами…)

- Какие краски использовал художник, чтобы изобразить грозовое небо? (Художник использует для изображения неба во время стихии темные, тёмно-серые, мрачные тона. На горизонте мы видим пробивающиеся лучи солнца, которые говорят о том, что буря скоро утихнет.)

- Представьте, что вы оказались на улице под таким небом. Какие чувства вы испытываете? (Страх, грусть, печаль и т.д.)

- Итак, на картине Саврасова «Вид на Кремль в ненастную погоду» изображен кульминационный момент разыгравшейся стихии. Но художник дает зрителям надежду: скоро буря закончится и наступит в природе долгожданное спокойствие и тишина.

Слайд 4.

Работа с репродукцией картины И. Левитана «Озеро. Русь».

- Рассмотрите картину И. Левитана «Озеро. Русь». Представьте, что вы оказались под таким небом, как на картине Исаака Ильича Левитана. Что вы почувствовали? (Безмятежность и умиротворение).

- Какой момент грозы изображен? (Буря миновала. О стихии только напоминают разбросанные на небу облака и на переднем плане одинокая туча, отражающаяся в озере).

- Какие краски преобладают на картине? (Яркие цвета: голубой, зеленый, лазоревый, синий, желтый и т.д.).

- Ребята, рассматривая репродукции картин, мы смогли пережить и чувство страха, и чувство успокоения, и ужас, и радость, и испуг, и умиротворение. Кто помог нам испытать эти чувства? (Художник). С помощью чего художнику удалось это сделать? (Красок и образов).

Исходя из темы нашего урока «В мастерской художника слова» и ваших размышлений, выскажите ваши предположения: о чем мы узнаем в мастерской художника слова. (Учащимися формулируются цели урока).


  1. Формирование ожиданий (5 мин.)

- Цели нашей мастерской определены. И я хотела бы узнать, что вы ждете от нашей встречи (что хотели бы узнать, чему научиться, какие качества приобрести) и что вызывает у вас опасения?

Перед вами на доске изображение человечка. Я предлагаю вам на листочках в форме воздушных шаров написать ваши ожидания, а на тучках - опасения. Воздушные шарики мы дадим в руки человечку, а тучи (ваши опасения) будут располагаться над ним. В конце урока мы вернемся к нему и проверим: оправдались ли наши надежды и сбылись ли ваши опасения.

В ходе исследовательской работы с текстом я надеюсь на соТРУДничество и соТВОРЧЕСТВО.


  1. Интерактивная лекция (15 мин.)

Выразительное чтение учителем стихотворения «Туча».

- Какие картины нарисовало ваше воображение?

- Созвучно ли настроение, переданное на картине И. Левитана, общей тональности стихотворения «Туча»? (Изображение природы в стихотворении и на картине органично сливается с выражением душевных переживаний и эмоций человека. Сходство наблюдается в динамике чувств, которые испытывает поэт, и ощущении свежести и яркости солнечного дня ранней осени, переданном художником.)

Слайд 5.

Лексическая работа: алчный, древес, лазурь, унылый, ликующий, рассеянная (буря), облегать, обвивать, миновать.

- Формы каких слов не употребляются в современном русском языке? Как называются такие слова и какую роль они играют в стихотворении? (Сокройся, миновалась, древес - это устаревшие слова, придающие стихотворению торжественность).

Проработка содержания темы. Приложение 1.

Исследовательская работа (10 мин. = 3мин. работа в парах + 7 мин. обсуждение)

- Итак, ребята, сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно исследовательскую работу. Вы будете работать в мастерских в группах и парах.

Инструктаж учащихся:

- На столах лежат тексты стихотворения А.С. Пушкина «Туча», справочные материалы, задания, которые вам предстоит выполнить в процессе групповой работы и в парах.

На эту работу отводится еще 3-4 минуты. Затем мы приступаем к обсуждению, в ходе которого вы оцениваете своих одноклассников и дополняете. Несмотря на то, что каждый будет работать над предложенным заданием, не забываете записывать наблюдения в «копилку», так как вы можете использовать их при выполнении домашнего задания.

Слайд 6.

1 группа.

Выпишите из текста стихотворения эпитеты. Какова их роль?

ЭПИТЕТЫ:

1 катрен: последняя туча, рассеянной бури, по ясной лазури, унылую тень,

ликующий день.

2 катрен: таинственный гром, алчную землю.

3 катрен: с успокоенных небес.

Вывод: эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.

Слайд 7.

2 группа.

Выпишите из текста стихотворения олицетворения. Какая картина возникает в вашем воображении?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:

1 катрен: ты [туча] несешься, наводишь, печалишь.

2 катрен: ты [туча] облегала, молния…обвивала, ты [туча] издавала, поила.

3 катрен: пора миновалась, земля освежилась, буря промчалась, ветер гонит.

ВЫВОД: туча - живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.

Слайд 8.

3 группа.

Выпишите из текста стихотворения глаголы. Какую роль они играют?

ГЛАГОЛЫ:

1 катрен: несешься, наводишь, печалишь.

2 катрен: облегала, обвивала, издавала, поила.

3 катрен: сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит.

ВЫВОД: насыщенность глаголами придает стихотворению «Тучи» динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывает на быструю смену действия.

В завершении работы учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги.

Работа над анализом стихотворения.

- Какие события из прошлого и настоящего могли навеять образы и художественную идею стихотворения? (Думаем, что поэт вспоминает события недавнего прошлого (восстание декабристов, изгнание), видит отзвуки тех событий и в настоящем (запрет на издание его произведений).

- Какое чувство угадывается в троекратном повторе слов «одна ты»? (Звучит упрек и негодование).

- Как называется в литературоведении повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф? (Анафора, единоначатие).

- Прочтите вторую строфу (катрен). Какие синтаксические конструкции использовал поэт? (Сложносочиненное предложение, простое предложение, осложненное однородными сказуемыми).

- Сколько раз повторился союз «и»? (3 раза в начале строк).

- Пушкин использовал стилистическую фигуру - многосою́зие, т.е. намеренное увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов или частей сложного предложения. Подумайте, что дает многосоюзие стихотворению? (Замедляется речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи).

- Найдите риторическое обращение. Каково его значение? (Открывается стихотворение риторическим обращением «Последняя туча рассеянной бури!»).

- Образ грозы - смысловой центр стихотворения, так как образы тучи, бури, грозы символичны. К ним поэт прибегал не раз. Так образ тучи возникает в эпилоге к поэме «Руслан и Людмила», который был написан Пушкиным в южной ссылке. В эпилоге есть такие строки «грозы незримой сбиралась туча надо мной». Каков же смысл имеет это выражение? (Гроза - это преследования, которым подвергался поэт за вольнолюбивые стихи).

- Найдите риторическое восклицание в стихотворении. Какого его значение? (Риторическое восклицание заканчивает стихотворение («Довольно, сокройся!» Риторическое обращение и риторическое восклицание создают содержательный центр произведения, передают настроение поэта, испытывающего чувство негодования по отношению к тем, кто лишает его возможности свободно творить).

- Действительно, на первый взгляд, стихотворение «Туча» можно отнести к пейзажной лирике, но при анализе вы увидели иной смысл этого лирического произведения, так как поэт использует прием иносказания (аллегорию).

Какие же общественные явления нашли аллегорическое воплощение в образах тучи, бури в стихотворении Пушкина «Туча? (В образах тучи и бури нашли отражение социальные потрясения и невзгоды, которые пришлось пережить поэту).

Определение метрики стихотворения.

- Определите стихотворный размер. (Четырехстопный амфибрахий).

- Использование такого стихотворного размера, как амфибрахий, помогает создать особый художественный эффект. Как вы думаете, какой? (Плавно звучащие строки как бы успокаивают разбушевавшуюся стихию. Это мы можем проследить: в 1 катрене говорится о последней туче, оставшейся в «ясной лазури», во втором - о недавней грозе, в третьем - показан мир, воцарившийся после ненастья).

- Определите, какая строка с какой рифмуется? Как называется такая рифмовка? (Строчки зарифмованы парами. Такая рифма называется парной или смежная).

- Определите, какая рифма: мужская или женская? (1-2 строки - женская, 3-4- мужская; женская рифма чередуется с мужской).

IV. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Слайд 9.

V. Прослушивание романса И.Ф. Стравинского на стихи А.С. Пушкина.

- Какое настроение преобладает в романсе?

VI. Эмоциональная разрядка (5 - 7 мин)

Учитель:

- Вы, ребята, прекрасно поработали. Наступила минута релаксации, т.е. эмоциональной разрядки. Сегодня в мастерской художника слова мы еще раз убедились: А.С. Пушкин - это мастер поэтически-тонкого, изящного, почти акварельного пейзажа. Для вас я приготовила презентацию-релаксацию «У природы нет плохой погоды…», которая будет представлена под музыку знаменитого итальянского композитора Антонио Вивальди «Эльфийская песнь». После просмотра мне бы очень хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями и прочитали строки из стихотворений А.С. Пушкина, ожившие в вашей памяти и в ваших сердцах. (Презентация 2)

Предположительные ответы учащихся.

Зима «Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима…»

«Мороз и солнце; день чудесный!..»

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»

«Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…»

«Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь…»

«Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня…»

«Теперь моя пора: я не люблю весны,

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен…»*

Весна

«Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга…»

«Еще дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки…»*

Лето «Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…»*1

«Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури…»

Осень

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…»

- Ребята, а как вы понимаете выражение «Зима - гравюра, весна - акварель, лето - живопись масляными красками, осень - мозаика из всех времен года».

Слайд 10. Шкала успеха.

VII. Рефлексия (5 мин.) Приложение 2.

Работа с оценочными листами, 1 столбик заполняется в ходе урока; второй - в конце.

- Как ты оцениваешь свое участие на уроке?

- Что удалось тебе на уроке, что не удалось?

- Что было интересно на уроке? Что не понравилось?

VIII. Итог урока.

- Подведем итоги нашей мастерской. Я предлагаю вам оценить собственный вклад в работу группы и на уроке (АМО «Светофор»), а также проверить, соответствуют ли результаты нашей работы намеченным ожиданиям в начале урока и сбылись ли ваши опасения (АМО «Воздушные шары»). (Если оправдались опасения и на доске остались тучки, то это ничего страшного. Ребятам можно сказать о том, что на следующих уроках мы продолжим работу над тем, в чем они испытывали затруднения.)

Метод рефлексии «Светофор»

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы: ватман или флипчат, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.

Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный - не доволен, сделал не все, что мог; желтый - мог бы лучше; зеленый - сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.

Варианты / примечания: Листочки могут быть круглой формы. Особо сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока. На доске появляется наглядный итог урока в виде светофора.

Слайд 11.

IX. Домашнее задание (1-2 мин.):

Дифференцированное задание:

  1. Используя собранный материал на уроке, напишите небольшое рассуждение на тему: «Над чем размышляет А.С. Пушкин в стихотворении «Туча»?»

или

  1. Выучить стихотворение «Туча» наизусть.

Литература

  1. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин).- М, 2011.

  2. Сопина Т.В. Поэзия Пушкина - живописи и музыке сестра родная. Урок литературы. - 1september.ru/ru/nsc/99/no11_1.htm.

  3. Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5 - 11-м классах (лекции 1 - 4). - М, 2006.

1 Звездочкой отмечены те фрагменты, которые учащиеся не знают. Учитель может зачитать и порекомендовать прочитать стихотворения «Теперь моя пора…», «Еще дуют холодные ветры…», «Ох, лето красное!..».

© 2010-2022