Конспект урока русского языка в 7классеОдна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных

Цель: различение причастий и отглагольных прилагательных  Задачи:  -познакомить учеников с правилом написания -н- и -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных; - формировать навык написания -н- и -нн- в причастиях и прилагательных;  -повторить правописание букв -н- и -нн- в прилагательных.   -формировать культуру общения, умение работать в группе, умение планировать свою деятельность   Тип урока: объяснение нового материала
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных

Цель: различение причастий и отглагольных прилагательных

Задачи:

-познакомить учеников с правилом написания -н- и -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных;

- формировать навык написания -н- и -нн- в причастиях и прилагательных;

-повторить правописание букв -н- и -нн- в прилагательных.

-формировать культуру общения, умение работать в группе, умение планировать свою деятельность

Тип урока: объяснение нового материала

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III.Актуализация знаний

Беседа по вопросам:

- Что называется причастием?

- Перечислите глагольные признаки у причастий?

- Назовите признаки прилагательных у причастий?

- Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?

- Назовите формообразующие суффиксы причастий?

- Расскажите о правописании гласных перед -н- и -нн- в страдательных причастиях.

- Что называется причастным оборотом, как он выделяется на письме?

- В чём сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий?

IV.Изучение новой темы.

-Составление у доски(учитель) и в тетрадях(учащиеся) таблицы

Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

нн

Н








1. Если есть приставка, кроме не-:

-поношенный (костюм)

подержанные (книги

: умеренный (климат) отвлеченное (изложение) Искл.: смышленый (мальчик), названый (брат), посажёный (отец)

1. В отглагольных прилагательных,образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида:

правленый (текст)

мощеный (тротуар) доверенное (лицо) мороженое (мясо)

топленое (масло)

непрошеный (гость)

2. В отглагольных прилагательных

на -ованный, -ёванный:

балованный (ребенок)

организованный (ученик)

корчёванный (пень)

Искл.: кованый жёваный

2. В кратких причастиях:

назван в честь

воспитана в лучших традициях

3. В немногих прилагательных,

образованных от бесприставочных

глаголов несовершенного вида

(иногда с приставкой НЕ-):

желанный

священный

нежданный

невиданный

нечаянный

4. Если при причастии есть зависимые слова: крашенная масляной краской

5. Если причастие образовано от

глагола совершенного вида без

приставки:

лишенный

купленный

Словарная работа: слова-исключения записать в словарь.

V.Закрепление .

1) Работа с учебником.

-упр.147 (Стр.67)

Комментированное письмо. Рассуждаем и доказываем по образцу.

2) Работа в группах

Карточка №1. Спишите, вставьте пропущенные -н- или -нн-, подчеркните изучаемую орфограмму. С выделенными словосочетаниями составьте два предложения и выполните их синтаксический разбор.

Величестве..ая походка; неписа..ый закон; размере..ая жизнь; занавеше..ая шторами; беше..ый нрав; озабоче..ый проблемами; некраше..ое крыльцо; размере..ые движения; соединё..ые канатом; всклокоче..ые волосы; первозда..ые красоты; необыкнове..ый человек; нехоже.. ые тропинки; осмолё..ое крыльцо; назва..ый брат; посажё..ый отец; украше..а резьбой.

Карточка № 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму. С выделенными словосочетаниями составьте предложения и выполните их синтаксический разбор.

Листве..ый голос, замутнё..ая вода; улица дли..а; поноше..ый жилет; прожжё..ая скатерть; неслыха..ая наглость; кваше..ая капуста; огород засея..; жаре..ая рыба; писа..ые людьми законы; избалова..ый ребёнок; потуше..ый костёр; ране..ый в бою; защище..а от пыли; заброше..ый дом; прищуре..ый глаз; выстрога..ая доска; связа..ый пучок; озаре.. солнцем; запуще..ый сад; прида..ое невесты.

Карточка № 3. Распределите словосочетания на две колонки: -н- и с -нн-. Обозначьте орфограмму.

Окружённый врагами; аллея усыпана листьями; машины, гружённые товаром; желанный гость; тренированный человек; плетёное кресло; дом построен; прислонённый к стене; решённый вопрос; тучи рассеяны; рассеянный свет; неразобранные вещи; рисунок не раскрашен; не приведён в порядок; незапряжённая лошадь; перчатка связана; вязаная кофта; смышлёный мальчик; выслушанный рассказ; посажёный отец.

VI Подведение итога урока.

- Сколько -н- пишется в полных страдательных причастиях? А в кратких?

- Сколько -н- нужно писать в отглагольных прилагательных на - ованный, -ёванный?

- Сколько -н- пишется в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов? А от приставочных?

- Перечислите слова-исключения.

VII Домашнее задание.

Таблицу знать, слова-исключения выучить, упр.154

Литература

Горашова Н.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М. Т. Баранова и др.

Русский язык.7класс.Алматы «Атамұра» Э.Д.Сулейменова, О.Б.Алтынбекова, Г.Б.Мадиева.


© 2010-2022