Проект учеников Вмире чередующихся гласных

Данный проект посвящён одной из сложных орфографических тем русского языка- "Чередующиеся гласные в корне слова". После изучения учащимися всех корней с чередованием гласных  в корне слова класс был поделён на групппы, каждая из которых получила задание провести исследовательскую работу, направленную на более глубокоеизучение данной темы,  а также подбор практического материала, который должен иллюстрировать орфографическое правило написания каждого случая чередования гласных в корнях. После под...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Проект учеников Вмире чередующихся гласных


В мире чередующихся корней


5 - класс







КГУ «Троицкая сш»

2013-2014 год




План


  1. Кто командует корнями?

II. А) командует согласный

Б) командует ударение

В) командует суффикс




Класс делится на две рабочие

группы по 4 человека


  1. группа проводит изучение правописания корней лаг-лож, раст(щ)-рос

  2. группа проводит изучение провописания гар-гор, кас-кос





В корне лаг-лож

Пишу

Проект учеников Вмире чередующихся гласныхПроект учеников Вмире чередующихся гласных

аПроект учеников Вмире чередующихся гласныхПроект учеников Вмире чередующихся гласных о

так как стоит

перед - г перед - ж

Слово исключение: полог











В корне раст(щ)-рос


Пишу

Проект учеников Вмире чередующихся гласныхПроект учеников Вмире чередующихся гласных

Проект учеников Вмире чередующихся гласныхПроект учеников Вмире чередующихся гласныха о

так как стоит


перед -ст, o перед - с

Слово исключение: отрасль, росток, Ростов

Ростиснев, ростовщик, подросток



В корне гар-гор

Пишу

Проект учеников Вмире чередующихся гласныхПроект учеников Вмире чередующихся гласных

Проект учеников Вмире чередующихся гласныхПроект учеников Вмире чередующихся гласных а о

так как стоит




под ударением без ударения


Слова исключения: изгарь, выгарки














В корне кас-кос


ППроект учеников Вмире чередующихся гласныхишу

Проект учеников Вмире чередующихся гласных

а о

Проект учеников Вмире чередующихся гласныхПроект учеников Вмире чередующихся гласных

так как стоит



а нет а




I. В поисках чередующихся гласных


  1. На богатырскую кровать Герасима можно было пол…жить сто пудов - не погнулась бы. (И.С. Тургенев) . 2.У ледяной дубовой двери мальчик разл(…)жил высокий костёр. Е.Л. Шварц). 3. Прадедушка Мороз осторожно ул…жил ледяных птиц в мешок. (Е.Л.(Шварц). 4. А птицы собрали Младшего брата по кусочкам, и белки сл…жили кусочек с кусочком своими цепкими лапками и склеили берёзовым клеем. (Е.Л. Шверц). 5. Девочка между тем р…сла по дням и дурнела по часам. (А.И. Куприн). 6. В густой тени елового леса р…стут лишь немногие р…стения.(И.С. Соколов-Микитов). 7. Где-то глубоко внутри всего того мрака появился слабый р…сток надежды. (Д.Турсунов). 8. Не можешь прийти в себя от сказочного богатства тр…пической р…стительности, оттого, что прик…снулся к чуду. 9. Вопрос, обсуждаемый на собрании, к…сался трудовой дисциплины работников. 10. Вершины огромных стр…евых сосен ещё алеют нежным отблеском дог…равшей зари. Р…здалась в предра…ветной мгле л…сная п…сенка. В…зникла и пол…лась тихо, полная робкой радости и светлой в…сенней грусти.



II Задания: вставить пропущенные буквы, выделить корень.

Изл…гать кратко, прол…жить маршрут, возл…гать надежды, писать изл…жжение, к…сой взгляд, к…сательная линия, легкое прик…сновение,к…сательная линия, выр…стить апельсины, пор…сло сорняком, колючие р…стения,подр…стковый врач, легкий заг…р. газовая г…релка, сильный уг…р, чуть приг…реть.







III Задание: из данной словарной диктовки выберите те слова, в которых есть чередование букв.распределите их по колонкам

Выбор чередующейся гласной зависит от

суффикс

ударение

согласный

Безударный гласный

Растущий на лугу,простейший механизм.маленький росточек,оросили листья,растаять на солнце.сильно пригореть, долго горевать, пробираться сквозь заросли, выращенный на лугу.увлекаться теннисом, легкое прикосновение, касаться разговора,южный загар,ослепительный блеск.

IV Выполнение теста

V В мире прекрасного

Горит заря.Клонится день к закату.

Творит вечернюю прохладу бор.

И тихо плавают лучи по перекату.

Листва ведет неслышный разговор.

Туман ложится пологом в низинах

И в зарослях не видно больше птиц

Скакавших бойко утром по вершинам,-

Их сон касается и клонит клювы птиц

Природа замирает. На равнинах

Луч стеллит сочетание теней.

Седеющий туман в долине

Чуть дремлет на перине из камней.

© 2010-2022