Конспект урока по русскому языку на тему Слова - близнецы

Данный урок включает в себя углубленное изучение в 5 классе темы "Омонимы". На уроке использованы элементы игровых технологий при организации работы в группах во время усвоения лексикологического материала. Основной прием на этапе закрепления - сопоставительный анализ внешне схожих слов. Также материал урока включает итоговое мини-тестирование.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Слова-близнецы

Цель:

  1. углубить знания учащихся об омонимах, дать представление о разнообразии их форм, научить отличать друг от друга;

  2. развивать мышление, воображение, речь;

  3. воспитание любви к слову.

Методическая цель: использование элементов игровых технологий при организации работы в группах при усвоении лексикологического материала.

Методический прием: сопоставительный анализ внешне похожих слов.


  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас русского языка , тема которого звучит так - «Слова-близнецы».

II. Повторение. Послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, о каких словах-близнецах идет речь?

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка - здесь, а норки - нет!

- Какие слова-близнецы встретились в стихотворении?

- Правильно, обратите внимание на экран (СЛАЙД 2)

- Какое лексическое значение имеют данные слова?

- А как такие слова называются в русском языке?

- Правильно, омонимы. Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

- А кто из вас знает, как образовано данное слово? Обратите внимание на экран. (СЛАЙД 3)

- Вы уже познакомились с ними на уроках русского языка. Сегодня наша задача - расширить свои знания об омонимах, познакомиться с тем, какие виды омонимов существуют в русском языке и главное, научиться отличать их друг от друга.


  1. Изучение нового материала

- Ребята, как я вам уже сказала, кроме обычных, полных омонимов, в русском языке существуют их разновидности. Это слова, которые являются омонимами только по какому-либо одному признаку, характерному для омонимов. Давайте вспомним эти признаки (СЛАЙД 4). Посмотрите на слайд.

Вы разделены на 3 группы. Каждая группа получает карточку с предложениями, в которых вам нужно найти слова-близнецы и определить, по какому признаку они похожи, назвать этот признак и попытаться выяснить, как называется данный вид омонимов. А поможет вам в этом алгоритм работы, который лежит у вас на столах. В них вы найдете четкие инструкции к работе.

1. Омофоны.

а) Апельсин - плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.

б) В темноте сидеть было неприятно. Бабушка начала седеть.

- правильно, слова -близнецы плод - плот

сидеть - седеть

- по какому признаку схожи данные слова? Правильно, по звучанию, т.е одинаково звучат. А какую подсказку дал вам конвертик? Как они могут называться? А теперь посмотрите на слайд. (СЛАЙД 5)

2. Омографы.

а) О Боже мой, какая мука, терпеть насмешки за спиной.

В этой кладовке хранится мука с нового урожая.

б) Домой мы вернулись уже к самому вечеру.

В лесу тропинка стала намного уже.

- Правильно, слова - близнецы: Мука - мука

уже - уже

- По какому признаку они похожи?

- Правильно, по написанию. Как же они называются? Правильно, омографы.

Посмотрите на экран (слайд № 6)

  1. Омоформы.

а) Из двери дуло.

Я увидел перед собой дуло винтовки.

б) Весной с горы стекла вода.

Ваза оказалась не хрустальной, а из простого стекла.

- А по какому признаку схожи ваши слова? Попробуйте изменить их форму, остались ли они близнецами? Нет, а это значит, что омонимами они являются только в одной определенной форме.

Как вы думаете, как называется такой вид омонимов? Правильно - это омоформы. (Слайд № 7)

Итак, давайте подведем итог, какие разновидности омонимов существуют в русском языке? Правильно, посмотрите на слайд. (Слайд № 8)

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали, устали? Сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы его попробуйте изобразить, т.е. выполнять все действия вместе со сказочным героем

Физкультминутка.- Буратино оглянулся.

И над ключиком присел.

Ручки вымыл, потянулся.

Плечи в стороны развел.

Повертелся, огляделся.

Ключик свой он там нашел.

_Молодцы, ребята, садитесь. А в этом стихотворении нам встретились слова - близнецы? Правильно - это омонимы - ключик - ключик.

IV. Закрепление. 1) А теперь давайте вернемся к нашим омоформам, омофонам и омографам. И поиграем в игру «Путаница». Один незадачливый художник не успел дорисовать иллюстрации к омонимам, при этом перепутав все свои работы, и теперь он не может догадаться, какие из них подходят к омоформам, какие к омофонам или к омографам. Давайте попытаемся ему помочь, а заодно и научимся отличать их друг от друга.

(Учитель раздает детям иллюстрации, дети определяют лексическое значение предметов, изображенных на рисунках, определяют вид омонимов).

2) Молодцы, вы хорошо справились с заданием, а теперь давайте проверим, научились ли вы различать виды омонимов. Для этого я предлагаю вам выполнить небольшой тест. (учитель раздает детям листочки с тестами, с заданием сопоставить названия видов омонимов и примеров).

Вид

Пример

Омофоны

пугало пугало сорок сорок

Омографы

вкусный обед - обет молчания

Омоформы

теплая печь - печь пироги

Вид

Пример

Омофоны

лечу на самолете - лечу больного

Омографы

парок - порог

Омоформы

стальная проволочка - бессмысленная проволочка

А сейчас, ребята, я предлагаю вам обменяться тестами и проверить друг друга, а правильные ответы на экране (слайд № 8). Ну что, справились? Итак, сколько у нас с вами пятерок? Молодцы! А четверок? Умницы!

V. Итог урока.- Давайте подведем итог.

- Что нового вы узнали на нашем занятии?

- Что мы научились делать?

- Вы очень хорошо работали, молодцы! А вам понравился урок? У вас на столах лежат значки, выражающие разное настроение, возьмите тот, который отражает те чувства, с которыми вы покидаете наше занятие и на выходе прикрепите его на доску, я надеюсь, наше занятие вам понравилось, и после вашего ухода в классе станет светлее и теплее от ваших улыбок.


Алгоритм работы:


  1. Внимательно прочитайте предложение.

  2. Найдите слова-близнецы. Выпишите их.

  3. Определите, по какому признаку они похожи.

  4. Изучите предложенные вам понятия. Обратите внимание на то, от каких слов они образованы.

  5. Что объединяет все эти понятия? Чем они различаются?

  6. Из предложенных понятий выберите то, которое, по вашему мнению, называет найденные слова-близнецы.

  7. Дополните понятие определенным признаком.

  8. Прочитайте, что у вас получилось.





Омофоны - это слова, которые ____________одинаково, но различаются по написанию и значению.

Омографы - это слова, которые ____________одинаково, но различаются по звучанию и значению.

Омоформы - это слова, которые совпадают по звучанию и написанию в одной определенной _______________.

Омофоны - это слова, которые ____________одинаково, но различаются по написанию и значению.

Омографы - это слова, которые ____________одинаково, но различаются по звучанию и значению.

Омоформы - это слова, которые совпадают по звучанию и написанию в одной определенной _______________.




  1. Апельсин - плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.

  2. В темноте сидеть было неприятно. Бабушка начала седеть.

  1. О Боже мой, какая мука, терпеть насмешки за спиной. В этой кладовке хранится мука с нового урожая.

  2. Домой мы вернулись уже к самому вечеру. В лесу тропинка стала намного уже.


  1. Из двери дуло. Я увидел перед собой дуло винтовки.

  2. Весной с горы стекла вода. Ваза оказалась не хрустальной, а из простого стекла.

Конспект урока по русскому языку на тему Слова - близнецы


© 2010-2022