Практико-ориентированные технологии и их использование на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практико-ориентированные технологии и их использование на уроках русского языка и литературы

Мансурова Р.Н., учитель СШГ им.А.В.Луначарского

Панфиловского района


Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову другим.

Б.Паскаль

Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Ведь школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.

Компетенция понимается как готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации

Но компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция так и остается скрытой возможностью. Приобретение же компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося: невозможно научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить английский язык, не разговаривая на нем

В условиях стремительного развития общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально-практических знаний, умений и навыков, в том числе и в процессе обучения русскому языку, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Ведь школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.

Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить и трудиться сегодняшним школьникам. Однако очевидна ситуация разрыва между традиционной методикой обучения, образовательными потребностями самих школьников и требованиями, предъявляемыми к уровню образованности будущего поколения постиндустриальным развитием общества.

В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции?

Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что это умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать. Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии.

Формирование у школьников культуры общения от межличностной до корпоративной особенно актуально сегодня, когда необходимо быстро и грамотно ориентироваться в захлёстывающем потоке самой разнообразной информации. Развитие и образование подрастающего поколения - процесс практически непрерывный: они учатся и развиваются не только, даже не столько в школе, сколько под влиянием семьи, социума, окружения подростков, средств массовой информации, Интернета.

Как же формировать повседневную культуру общения в школе? Этот вопрос далеко не теоретический. Он должен быть переведён именно в практическую плоскость, поскольку умения и навыки речевого общения, культура общения должны проявляться и на бытовом, повседневном уровне.

Для школьников важно осознать практическую направленность изучения русского языка. Нужно отметить, что пока хорошее владение родным языком, умение грамотно и культурно говорить и писать не стало общественной ценностью. Большинству достаточно уже того, что он с детства говорит на родном языке, но, к сожалению, его знание поверхностное. Зачастую люди говорят о себе: «У меня с русским языком со школы проблемы», «Я слова плохо связываю», « Я всё пониманию, но высказать не могу», а ведь знание родного языка, коммуникацию, культуру общения взрослый человек должен совершенствовать в течение всей своей жизни.

Развивать дар слова - значит развивать мышление, так как коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя такие знания основных понятий как: стили, типы речи, строение текста, умение анализировать текст.

Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый элемент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Наша задача - соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность. Возможно это, на мой взгляд, лишь при работе со связным высказыванием. Вот почему основным видом работы для учащихся является работа с текстом.

Педагогическая теория немыслима без образовательной практики. Наблюдая и анализируя систему преподавания русского языка в школе, я невольно задавала себе вопрос: «Почему, обучаясь русскому языку в школе, дети плохо пользуются языком как инструментом общения в повседневной жизни? Что необходимо сделать педагогу, чтобы изменить ситуацию к лучшему?»

Один из вариантов решения этой проблемы практико - ориентированный подход к организации обучения русскому языку, создание на уроке реальной речевой ситуации и повседневного общения, формирование нового содержания образования, соответствующего запросам современного информационного общества, специфике социальных коммуникаций.

Какие условия необходимо создать для реализации такого подхода?

1) содержание образования можно расширить за счет дополнительных курсов обучения, ориентирующих учащихся на адаптацию в социуме, на выбор профессиональной направленности.

2) в процессе обучения необходимо использовать интерактивные образовательные технологии, включающие в себя различные модификации деловых игр и тренингов, а также технологии работы с текстами.

3) в процессе обучения надо специально создать коммуникативное пространство путём работы в группах, благоприятный психологический климат.

При выполнении этих трёх условий расширяются возможности развития устной и письменной речи учащихся, они проявляют активность в учёбе, в общении, у них формируется потребность в проявлении инициативы, самостоятельной познавательной активности, готовности к дальнейшему самообразованию.

Перспективным является использование на занятиях современных технологий, роль которых значительно возрастает в современном обществе. Наша школа - опорный методический пункт по теме «Использование интерактивной доски в преподавании предметов различных циклов», имеет оборудованные кабинеты, в том числе мультимедийными, интерактивными досками, что позволяет повысить интерес учащихся к русскому языку и улучшить качество образования. Работая в классе, я вижу, что ни один самый красочный, интересный, насыщенный учебник в глазах обучающегося не может конкурировать с собственной электронной версией. Новые информационные технологии, их рациональное использование в процессе обучения открывает совершенно новые возможности для развития методики обучения и воспитания детей.

К сожалению, электронных учебников по русскому языку мало , но я сама готовлю презентации к урокам. Они гораздо эффективнее концентрируют внимание аудитории, позволяют одновременно задействовать все три канала восприятия информации: позволяет каждому учащемуся индивидуально корректировать темп изложения, количество повторов и тем самым приводить поток учебной информации в соответствие с индивидуальными особенностями восприятия, типом мышления. Безусловно, ни одна самая высокая компьютерная технология не заменит живого человеческого общения, не уменьшит роли учителя в образовательном процессе - она лишь инструмент, позволяющий создать новое образовательное пространство на уроке, в котором каждому, даже слабому учащемуся дается возможность индивидуально, самостоятельно, но организованно овладеть необходимым объектом информации.

Использование практико-ориентированных технологий на уроках русского языка и литературы (да и на других предметах тоже) обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступность для любого члена общества источников достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Кроме того, практико-ориентированные технологии оказывают решающее влияние на все этапы процесса обучения: от предоставления учащимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения, при этом обеспечиваются такие важнейшие характеристики обучения, как качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усвояемости материала, высокий эффект использования ресурсов преподавателей. Кроме того, практико-ориентированные технологии дают преподавателю возможность индивидуализации процесса обучения через дифференциацию.

Сегодня существует множество технологий, позволяющих осуществлять данную задачу.

Во-первых, исследовательская деятельность - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач, основанных на выполнении учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством специалиста (руководителя исследовательской работы).

Цель исследовательской деятельности - развитие личности, приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.

Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированных исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Исследование в любой области наук имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Во-вторых, проектная деятельность обучающихся - образовательная технология, основанная на совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата деятельности.

Цель проектной деятельности - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии через проживание "ситуации успеха" (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

Кроме того, проектная деятельность помогает развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Развивать исследовательские умения, а именно: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы и осуществлять их проверку, обобщать полученные результаты, делать выводы.

Необходимо добавить, что реализация метода проекта на практике ведет к радикальному изменению привычной для нас позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Также в значительной степени меняется психологический климат во взаимоотношениях учителя и учащихся, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу своих учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Данный метод предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и учащихся.

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности.

Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:

Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.

Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

Повышение мотивации учащихся в учебе.

Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.

Активизация познавательных интересов учащихся.

Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.

Предоставление каждому возможности самореализации.

Развитие творческих способностей учащихся.

Вовлечение всех учащихся в коллективную мыследеятельность.

Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к жизни в социуме.

Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации

Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности .Формирование проектно-исследовательской среды в целях повышения качества образования с точки зрения учителя:

целеполагание и планирование деятельности;

поиск нужной информаци;,

проведение исследования (анализ, синтез,выдвижение гипотезы, детализация, обобщение) ;

презентация хода своей деятельности и результатов;

практическое применение знаний, умений и навыков в различных ситуациях;

самоанализ и рефлексия.

С точки зрения учащегося:

делать что-то интересное самостоятельно или в группе;

проявить себя;

приложить свои знания, принести пользу;

показать достигнутый результат.

По доминирующей деятельности в проекте :

исследовательские;

информационные;

творческие;

ролевые/игровые;

практико-ориентированные.

По предметно-содержательной области :

монопроект (проект в рамках одной области знаний);

межпредметный проект.

По числу участников

индивидуальные;

групповые;

коллективные;

школьные;

сетевые и т.д.

По продолжительности проекта:

мини-проекты (1 - 2 урока);

краткосрочные (3 - 6 уроков);

долгосрочные.

*Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается, что участник проекта знакомится с этой информацией, её анализирует и обобщает факты.

*Исследовательский проект.

Этот тип проектов предполагает выдвижение гипотез решения означенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования.

Принципы, на которых построен урок.

1.Отказ от шаблона в организации урока.

2.Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

3.Занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4.Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5.Развитие коммуникативных навыков как условие обеспечения взаимопонимания.

6.«Скрытая»дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам и т.д.

Метод проектов не нужно использовать для изучения каждой учебной темы, но когда его применение возможно, это может значительно повысить качество обучения.

Некоторые учебные темы основываются на проекте с начала и до конца, другие всего лишь присоединяют проект в качестве кульминационного опыта или же используют его лишь на одном отрезке изучения темы

К учебному проекту предъявляются следующие требования:

- наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической (дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблем);

- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации;

- наличие исследовательской работы учащихся;

- поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

- результатом работы над проектом является продукт

Можно выделить характерные черты учебного проекта:

- личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности (проект всегда личностно ориентированный);

- реализует деятельностный подход;

- обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности;

- построен на принципах проблемного обучения;

- развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

- формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

- воспитывает целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Основное отличие проектной деятельности от исследовательской в итоге работы - внешних продуктах. Итог проектной деятельности: видеоклип, газета, игра, костюм, музыкальное произведение, спектакль, публикация, справочник, учебное пособие, атлас, журнал, праздник, картина, сценарий и т.п. Итог работы исследовательской деятельности: оформленная исследовательская работа, презентация, отражающая основные положения защиты исследовательской работы.

Таким образом, компонентами, общими для проектной и исследовательской деятельности являются:

аналитические: выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа, планирование своей деятельности, самоанализ;

презентационные: выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные: структурирование информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, проведение эксперимента, осмысление полученных результатов.

Оценивание успешности учащегося в выполнении проекта или исследования может осуществляться по следующим критериям:

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;

- степень включённости в групповую работу;

- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

- количество новой информации использованной для выполнения проекта;

- степень осмысления использованной информации;

- уровень сложности и степень владения использованными методиками;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

- осмысление проблемы и формулирование цели;

- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных результатов.

Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности может быть разной. На уроке это исследовательский или проектный метод обучения, учебный эксперимент, нетрадиционные уроки, домашнее задание исследовательского характера, домашнее задание как часть учебного проекта. Во внеурочной деятельности это исследовательская практика, школьные НОУ, факультативы, элективные курсы, олимпиады, конкурсы, конференции, долгосрочный учебный проект, образовательные экспедиции.

В-третьих, технология развития критического мышления (ТРКМ).

ТРКМ - образовательная технология, основанная учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся с текстом. И эта технология ближе всего стоит к гуманитарным предметам, особенно к русскому языку и литературе, истории, обществознанию.

Что такое критическое мышление?

Способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

В основе обучения - практическая направленность: формирование, развитие и совершенствование умений:

описывать, выделять главную мысль, составлять простой план, формулировать вопросы;

объяснять, работать со справочными источниками информации, составлять схемы;

доказывать, тезировать, формулировать выводы, проводить отбор необходимых источников информации;

составлять сложный план, конспектировать;

планировать учебные действия, оценивать выполнение задания.

Особенности ТРКМ: не объём знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией; не присвоение готового знания, а конструирование своего, собственного, коммуникативно-деятельностный принцип обучения, партнёрские отношения между педагогом и учениками.

ТРКМ предполагает обязательные технологические этапы (стадии):

1 фаза - Вызов - пробуждение имеющихся знаний, побуждение к получению новой информации. Функции стадии вызова: мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)?;информационная (актуализация (вызов "на поверхность" уже имеющихся знаний); коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)?.

2 фаза - Осмысление содержания или реализация смысла - получение новой информации. Функции стадии осмысления: информационная (получение новой информации)?; систематизационная (классификация, ранжирование информации)?

3 фаза - Рефлексия - Осмысление, рождение нового знания. Функции стадии рефлексии: коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)?; мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля); информационная (приобретение новых знаний)?; оценочная (выработка собственной позиции)?.

Основные приёмы и методы ТРКМ: Что я знаю? Свободное письмо. Ассоциация. Ключевые слова. Верно - не верно. Кластер. Понятийное колесо. Зигзаг. Фишбон. 6 шляп мышления. Пометки на полях. Маркировочная таблица. Концептуальная таблица. Постановка вопросов. Перекрёстная дискуссия. Взаимоопрос. Взаимообучение. Таблица аргументов. Самоанализ. Синквейн. Диамант. Бортовой журнал. Эссе.

На уроках русского языка и литературы удачно можно использовать почти все приёмы и методы данной технологии. Вот описание некоторых из них.

Приём "Зигзаг". Класс делится на четвёрки, у каждого учащегося номер от 1 до 4. Четвёркам достаётся часть учебного текста. Каждый должен понять сначала свою часть, а, остальные части ему помогут понять другие. В классе 4 группы и каждая работает над своей частью текста. Каждому надо освоить текст, выработать своё собственное мнение, выразить его ясно, понятно. Роль учителя- координирующая и консультирующая.

Приём "Идеальное домашнее задание": учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.

Приём "Пишем книгу". Задание: написать научно-популярную книгу для детей младшего школьного (или для совсем маленьких) возраста своими словами. Форма работы: групповая. Каждая группа пишет отдельную главу и рисунками и схемами. Презентация книги с приглашением детей.

Приём "Синквейн". Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания: Первая строчка - название темы в одном слове (существительное)?. Вторая строчка - описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)?. Третья строчка - описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия)?. Четвёртая строчка - это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Приём "Взаимообучение". В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя: суммируют содержание абзаца; придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; разъясняют, что непонятно; дают задания для чтения следующего абзаца

Что же даёт технология развития критического мышления?

Формирует личностное мировоззрение.

Учит детей самостоятельно работать с разными источниками информации.

Задавать вопросы.

Выслушивать чужое мнение.

Иметь своё мнение и защищать его.

Критически относиться к мнению оппонентов.

Осуществлять рефлексию своей деятельности.

Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знаний, на любом предметном материале

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени

Список использованных источников

1.А.А.Гончарова.Доклад «Осуществление компетентно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»

2.Е.В.Кожушко .Статья «Использование современных образовательных технологий на уроке»

3.Н.Д.Железняк .Статья «Общепедагогические технологии»

4.С.И.Исаева . Статья «Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы.»

5.И.Б.Ефимова .Доклад «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

6.Т.В. Чуприна « Использование современных образовательных технологий на уроке»



© 2010-2022