- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка по организации самостоятельной работы
Методическая разработка по организации самостоятельной работы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Васильева В.Н. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация самостоятельной работы по учебной дисциплине « Литературы»
Одной из основных активных форм обучения профессиональных компетенций является самостоятельная работа.
Самостоятельная работа - планируемая, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его посредственного участия.
Самостоятельная работа студентов является важным видом учебной деятельности. ФГОС 2011 года предусматривает 50% из максимальной учебной нагрузки.
Самостоятельная работа приобщает студентов к творческой деятельности и решения актуальных современных проблем.
Цели и задачи самостоятельной работы.
Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студентов должна совпадать с целью обучения - подготовкой современного специалиста. При организации самостоятельной работы студента важным и необходимым условие становятся формирования умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможностей организации учебной деятельности.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение углубленными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности, опытом творчества деятельности.
При организации учебного процесса используется следующие виды самостоятельной работы студента:
- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);
- подготовка к семинарским занятиям ( домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);
- составление текстов для самоконтроля;
- составление библиографических карточек по творчеству писателя;
- подготовка рефератов;
- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы и методические рекомендации к ее выполнению.
Виды самостоятельных работ:
Тема 1.1:Литература XX века.
Самостоятельная работа
Подготовка презентации на темы:
1. «Живопись» на рубеже XIX и XX веков.
2. «Музыка» на рубеже XIX и XX веков.
3. «Театр» на рубеже XIX и XX веков.
4. «Хореография» на рубеже XIX и XX веков.
Студентам рекомендуется:
- изучить устно учебный материал по теме
- выписать основные тезисы
- составить план, подобрать материал
- подготовить презентацию по темам
Раздел 4
Русская литература на рубеже веков.
Тема 4.1: И.А. Бунин. Лирика.
Самостоятельная работа
Самостоятельное чтение рассказов И.А.Бунина «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Господин из Сан - Франциско».
Студентам рекомендуется:
- прочитать тексты рассказов;
- выписать основные тезисы;
- составить письменный план ответа;
Тема 4.2: Творчество И.А. Куприна
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение «Образ повествователя в произведениях Бунина и Куприна».
Студентам рекомендуется:
- изучить устно учебный материал по теме;
- составить письменно план ответа;
- выделить основные мысли и законспектировать;
Раздел 5
Поэзия конца XIX - начала XX века
Тема 5.1.Поэзия
Самостоятельная работа
Чтение наизусть стихотворений поэтов «Серебряного века».
Студенту рекомендуется:
- выучить стихотворения наизусть А.Ахматова «Я не знаю, ты жив или умер…», « Ты письмо мое, милый, не комкай…», Н.Гумилев «Жираф», «Озеро Чад» и т.д.
- научиться выразительно их читать.
- подготовить сообщение « Жизненный путь Гумилева2
Тема 5.2. М. Горький. Ранние рассказы.
Самостоятельная работа
Составление таблицы «Хроника жизни и творчества А.М.Горького». Анализ исторических и культурных событий, повлиявших на формирование мировоззрения А.М. Горького
Студенту рекомендуется:
- изучить учебный материал по теме;
- выписать основные тезисы, согласно плану;
- составить хронологическую таблицу по творчеству А.М.Горького;
Тема 5.3.М. Горький. Пьеса «На дне».
Самостоятельная работа
Работа с текстом. Составление цитатной характеристики персонажей пьесы.
Студенту рекомендуется:
- ознакомится с текстом учебника по теме;
- выделить основные мысли и законспектировать;
Тема 5.4. Слово о Блоке. Творческий путь поэта
Самостоятельная работа
Конспектирование дополнительной литературы. Понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.
Студенту рекомендуется:
- работа с литературоведческим словарем;
- конспектирование дополнительной литературы Анненков Ю. « Дневник моих встреч. Цикл трагедий». - Репринтное издание. - С. 56 - 96
- пересказать материал лекции.
Раздел 6
Литература 20-х годов (обзор).
Тема 6.1.Литературный процесс 20-х годов
Самостоятельная работа
Подготовка докладов.
Студенту рекомендуется:
- доклад должен содержать не менее 2 стр.;
- ознакомиться с учебным материалом по теме;
- составить план, подобрать материал;
Тема 6.2.Маяковский В.В.
Самостоятельная работа
Презентация по творчеству В.В. Маяковского.
Студенту рекомендуется:
- изучить учебный материал по теме;
- составить хронологическую таблицу по творчеству В.В.Маяковского;
- подобрать музыкальный фон;
Тема 6.3.С.А. Есенин. Лирика.
Самостоятельная работа
Самостоятельное чтение поэмы С.А.Есенина «Анна Снегина»
Студенту рекомендуется:
- работа с конспектами лекций;
- чтение текста;
- составление плана и тезисов ответа;
Тема 6.4.Литературный процесс 30-х- 40-х годов.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений по темам: «Интимная лирика 30-х годов», «Поэзия Б.Корнилова и П.Васильева».
Студенту рекомендуется:
- изучить устно учебный материал по теме;
- составить письменно план ответа;
- выписать основные тезисы, согласно плану;
Подготовка сообщений
- сообщение должно содержать не менее 2 страниц;
- ознакомиться с учебным материалом по теме;
- составить план, подобрать материал;
Тема 6.5.Отражение индустриализации и коллективизации в литературе 30-х - 40-х годов.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщения о творчестве Н.Островского
Студенту рекомендуется
- конспектирование первоисточников о жизни и творчестве Н.Островского;
- составление плана и тезисов ответа;
- создание презентации;
Тема 6.6.М.И. Цветаева. Стихотворения.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений по темам: «Пушкинская тема в поэзии М.Цветаевой»,
Студенту рекомендуется:
- составление плана и тезисов ответов;
- изучить устно учебный материал по теме;
- чтение текста первоисточника;
Тема 6.7.Творчество Осипа Мандельштама.
Самостоятельная работа
Исследовательская работа студентов по теме «Как отражаются в стихотворениях О.Э.Мандельштама история и современность».
Студенту рекомендуется:
Подбор учебного материала из интернет - ресурсов;
- выбрать учебный материал, соответствующий теме;
- просмотр обучающих видеофильмов: телеканал « Россия К», цикл программ «Искатели»
Тема 6.8.Жизнь и творчество М.А.Булгакова.
Самостоятельная работа
Составление таблицы «Система образов романа «Мастер и Маргарита».
Студенту рекомендуется:
- работа с конспектами лекций;
- прочитать конспект лекций;
- пересказать материал лекций;
- составить письменный план ответа;
Подбор учебного материала из интернет - ресурсов
Тема 6.9.Сатирические страницы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений на тему «Быт, нравы и культура Москвы 20-30х годов»
Студенту рекомендуется:
- составление плана и тезисов ответов;
- изучить устно учебный материал по теме;
- чтение текста первоисточника;
Тема 6.10.Нравственный выбор в романе «Мастер и Маргарита»
Самостоятельная работа
Работа с литературоведческим словарем. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе
Студенту рекомендуется:
- работа со словарем;
- работа с конспектами лекций;
- составить письменный план ответов;
Тема 6.11.Жизнь и творчество А.П. Платонова
Самостоятельная работа
Работа со словарем. Развитие понятия о рассказе.
Студенту рекомендуется:
- работа со словарем;
- работа с конспектами лекций;
- составить письменный план ответов;
Тема 6.12.Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован».
Самостоятельная работа
Чтение повести.
Студенту рекомендуется:
- изучить устно учебный материал по теме;
- составить письменный план ответа;
- выписать основные тезисы;
Тема 6.13.Творчество И.Э.Бабеля
Самостоятельная работа
Теория литературы: развитие понятия о рассказе
Студенту рекомендуется:
- систематизировать и закрепить теоретические знания;
- конспектирование первоисточников;
- работа с информационными ресурсами;
Тема 6.14.Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова
Самостоятельная работа
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.
Студенту рекомендуется:
- систематизировать и закрепить теоретические знания;
- конспектирование первоисточников;
- работа с информационными ресурсами;
Тема 6.15.«Донские рассказы» М.А.Шолохова
Самостоятельная работа
Письменный анализ одного из рассказов.
Студенту рекомендуется:
- чтение текста;
- письменный анализ одного из рассказов;
Тема 6.16.Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» (обзор)
Самостоятельная работа
Подготовка художественного пересказа сцен «Собрание гремяченской бедноты», «Бабий бунт»
Студенту рекомендуется:
- прочитать текста;
- составить план рассказа;
- создание презентаций;
Тема 6.17.Литература русского Зарубежья
Самостоятельная работа
Подготовка сообщения «И.Бродский - нобелевский лауреат».
Чтение романа «Машенька» В.В. Набокова
Студенту рекомендуется:
- составление плана и тезисов ответов;
- изучить устно учебный материал по теме;
- чтение текста первоисточника;
Раздел 7
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Тема 7.1.Деятели литературы и искусства на защите Отечества
Самостоятельная работа
Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме: «Песни Великой Отечественной войны» (по выбору).
Студенту рекомендуется:
- чтение текста ( дополнительной литературы);
- составление таблицы;
- создание презентаций;
Тема 7.2.Военная поэзия.
Самостоятельная работа
Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме: «Патриотическая поэзия Великой Отечественной войны» (по выбору).
Студенту рекомендуется:
- составление планов и тезисов ответа;
- составить письменный план ответа;
Подготовка докладов, рефератов:
- доклад должен содержать не менее 2 страниц;
- ознакомиться с учебным материалом по теме;
- составить план, подобрать материал;
Тема 7.3. Проза и драматургия.(обзор)
Самостоятельная работа
Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме: «Проза и драматургия периода Великой Отечественной войны» (по выбору).
Студенту рекомендуется:
- составление планов и тезисов ответа;
- составить письменный план ответа;
Подготовка докладов, рефератов:
- доклад должен содержать не менее 2 страниц;
- ознакомиться с учебным материалом по теме;
- составить план, подобрать материал;
Тема 7.4. Произведения первых послевоенных лет
Самостоятельная работа
Выпуск литературной стенгазеты, посвященной писателям-фронтовикам.
Студенту рекомендуется:
- изучить устно материал по теме;
- прочитать конспект лекций;
- подбор материала из интернет - ресурсов;
Тема 7.5.А.А. Ахматова. Лирика.
Самостоятельная работа
Чтение наизусть стихотворений А.А. Ахматовой.
Студенту рекомендуется:
- знать биографию поэта;
- выучить наизусть стихотворение и выразительно прочитать;
- сделать презентацию;
Тема 7.6.А.А. Ахматова «Реквием».
Самостоятельная работа
Сочинение по теме «Тема материнского страдания в поэме А.А.Ахматовой «Реквием».
Студенту рекомендуется:
- знать текст произведения поэмы;
- уметь анализировать произведение;
Тема 7.7.Творческий путь Б.Л.Пастернака.
Самостоятельная работа
Чтение наизусть стихотворений «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать…»
Студенту рекомендуется:
- знать биографию поэта;
- выучить наизусть стихотворение и выразительно прочитать;
- сделать презентацию;
Тема 7.8.Поэзия Б.Л.Пастернака.
Самостоятельная работа
Самостоятельное прочтение романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Студенту рекомендуется:
- составление плана и тезисов ответа;
- изучить учебный материал;
- составить план и выписать основные тезисы;
Тема 7.9.Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского
Самостоятельная работа
Определение художественного своеобразия творчества А.Т.Твардовского.
Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.
Студенту рекомендуется:
- знать биографию поэта;
- составить план тезисов;
- работа с литературоведческим словарем;
Тема 7.10.Лирика А.Т.Твардовского.
Самостоятельная работа
Чтение поэмы «По праву памяти».
Студенту рекомендуется:
- знать биографию поэта;
- составить план тезисов;
- работа с литературоведческим словарем;
Раздел 8
Литература 50-80х годов.
Тема 8.1.Изменения в общественной и культурной жизни страны.
Поэзия 60-х годов
Самостоятельная работа
Традиции русской классики в поэзии Н.Рубцова.
Студенту рекомендуется:
- знать биографию поэта;
- составить план тезисов;
- работа с литературоведческим словарем;
Тема 8.2.Авторская песня.
Самостоятельная работа
Подготовка презентации по теме «Жизнь и творчество В.В.Высоцкого».
Студенту рекомендуется:
- конспектировать материал по теме;
- знать биографию поэта;
- сделать презентацию;
- подобрать музыкальный фон;
Тема 8.3.«Городская проза».
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений о творчестве писателей «городской прозы».
Студенту рекомендуется:
составление плана и тезисов ответа:
- знать биографию писателей;
- изучить устно учебный материал;
- выписать основные тезисы;
Подготовка сообщений:
- сообщение должно содержать не более 2 страниц;
- ознакомится с учебным материалом по теме;
Подбор учебного материала из интернет - ресурсов;
Тема 8.4.«Деревенская проза».
Самостоятельная работа
Исследовательская работа - «Деревенская проза» как литературное течение 60-70-х годов.
Студенту рекомендуется:
составление плана и тезисов ответа:
- знать биографию писателей;
- изучить устно учебный материал;
- выписать основные тезисы;
Подготовка сообщений:
- сообщение должно содержать не более 2 страниц;
- ознакомится с учебным материалом по теме;
Подбор учебного материала из интернет - ресурсов;
Тема 8.5.Драматургия
Самостоятельная работа
Просмотр фильма по пьесе А.Вампилова «Старший сын».
Тема 8.6.Тема утраты исторической памяти в литературе 60-х годов.
Самостоятельная работа
Подбор цитатного материала с описанием Матеры.
Студенту рекомендуется:
составление плана и тезисов ответа:
- знать биографию писателей;
- изучить устно учебный материал;
- выписать основные тезисы;
Подготовка сообщений:
- сообщение должно содержать не более 2 страниц;
- ознакомится с учебным материалом по теме;
Подбор учебного материала из интернет - ресурсов;
Тема 8.7.Краткий очерк жизни и творчества В.М.Шукшина
Самостоятельная работа
Составление хронологической таблицы по творчеству В.М. Шукшина.
Студенту рекомендуется:
составление плана и тезисов ответа:
- знать биографию писателей;
- изучить устно учебный материал;
- выписать основные тезисы;
Подготовка сообщений:
- сообщение должно содержать не более 2 страниц;
- ознакомится с учебным материалом по теме;
Подбор учебного материала из интернет - ресурсов;
Тема 8.8.Рассказы В.М. Шукшина.
Самостоятельная работа
Чтение рассказов «Классный водитель», «Алеша Бесконвойный», «Верую!», «Миль пардон, мадам!».
Тема 8.9.Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И.Солженицына
Самостоятельная работа
Просмотр документального фильма-биографии «Жизнь Солженицына».
Тема 8.10.Творчество В.Т.Шаламова. «Колымские рассказы».
Самостоятельная работа
Составление библиографических карточек по жизни и творчеству В.Шаламова.
Студенту рекомендуется:
составление плана и тезисов ответа:
- знать биографию писателей;
- изучить устно учебный материал;
- выписать основные тезисы;
Подготовка сообщений:
- сообщение должно содержать не более 2 страниц;
- ознакомится с учебным материалом по теме;
Подбор учебного материала из интернет - ресурсов;
Раздел 9
Зарубежная литература.
Тема 9.1.Обзор зарубежной литературы
Самостоятельная работа
Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по творчеству зарубежных писателей.
Студенту рекомендуется:
составление плана и тезисов ответа:
- знать биографию писателей;
- изучить устно учебный материал;
- выписать основные тезисы;
Подготовка сообщений:
- сообщение должно содержать не более 2 страниц;
- ознакомится с учебным материалом по теме;
Подбор учебного материала из интернет - ресурсов;
Раздел 10
Русская литература последних лет.
Тема 10.1.Обзор литературы последних лет
Самостоятельная работа
Подготовка презентации творчества писателей последних лет.
Студенту рекомендуется:
- конспектирование первоисточников о жизни и творчестве;
- составление плана и тезисов ответа;
- создание презентации;
- подбор учебного материала из интернет - ресурсов;
Тема 10.2.Беседы о современной литературе.
Самостоятельная работа
Подготовка презентации творчества писателей последних лет.
Студенту рекомендуется:
- конспектирование первоисточников о жизни и творчестве;
- составление плана и тезисов ответа;
- создание презентации;
- подбор учебного материала из интернет - ресурсов;
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. проф.учебн. Заведений/ Г.А. Обернихина , И.Л. Вольнова , Т.Е.Емельянова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
-
Обернихина Г.А., Вольнова И.Л., Емельянова Т.Е. и др. Литература:практикум: учебное пособие для сдуд.сред.проф.учеб.заведений/ Обернихина Г.А., Вольнова И.Л., Емельянова Т.Е. и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Дополнительные источники:
-
Верещагина С.Н.Русские писатели 19 - начала 20 вв. Словарь - справочник. - М.: Просвещение, 1995.
-
Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Монахова О.П., Малхазова М.В. Часть 3. - М.: Издательский центр учебной литературы «Марк», 1994.
-
Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Часть 2. - М.: Изд. центр уч. литературы «Марк», 1994.
-
Николаева П.А.Русские писатели. Библиографический словарь/ Николаева П.А.- М.: Просвещение, 1990.
-
Русская литература 20 века. Очерки. Портреты. Книги для учащихся.- М.: «Просвещение», 2000.
-
Фогельсон И.А. Литература учит: Пособие для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ/ Фогельсон И.А.- М.: Просвещение, 1990.