- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Уроки доброты (по произведению В. Распутина «Уроки французского»)
Уроки доброты (по произведению В. Распутина «Уроки французского»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шаймергенов Б.Б. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Уроки доброты
(по произведению В.Распутина «Уроки французского»)
Чем человек умнее и добрее,
тем больше он замечает
добра в людях.
Лев Николаевич
Толстой
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя.
2. Прояснить мотивы поведения главного героя рассказа.
3. Оценить поведение учителя.
4. Развивать умение анализировать художественное произведение.
5. На примере литературных образов и жизненного опыта учащихся
сформировать у них понятие о доброте как основе нравственности и
пробудить потребность творить добро.
Оборудование: презентация к уроку, фрагмент из кинофильма, флипчарты, алгоритм
биопоэмы, муз. сопровождение - песня «Дорога добра»
Ход урока:
-
Организационный момент
Играет музыка «Дорога добра»
-
Жизнь и творчество В.Г.Распутина
Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве В. Распутина, поговорим о героях его рассказа «Уроки французского», попробуем разобраться в ситуациях, которые преподнесла им судьба.
Урок предлагаю сегодня начать с эпиграфа.
Обратите внимание на экран и прочитайте слова Льва Николаевича Толстого.
-О чём эти строки?
Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого эпиграфа. Он как нельзя лучше отражает тему нашего урока. (запись даты и темы урока).
Итак, вы дома изучили жизнь и творчество Распутина, прочитали рассказ «Уроки французского».
-
Работа со словарем
1 группа - что такое автобиография? (автобиография - описание своей жизни)
Что вы знаете о самом авторе?
2 группа - что такое автобиографичный? (автобиографичный - обладающий элементами автобиографии)
Укажите признаки автобиографизма в рассказе Распутина (рассказ идет от первого лица)
3 группа - что такое доброта? (отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
Составить ассоциацию со словом доброта
III. Угадать героев (флипчарты)
Вы прочитали рассказ?
Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете текст произведения. Определите к каким героям относятся следующие цитаты?
1 группа
«при ней я крепился...» - мальчик (герой рассказа)
«Собирайся. Хватит, отучился...» - Василий Андреевич
«иди отсюда, пока живой...» - Вадик
«шофер единственной в колхозе полуторки...» - дядя Ваня
2 группа
«бессильно морщилась и закрывала глаза...» - Лидия Михайловна
«крикливая, замотанная женщина...» - тетя Надя
«хозяйничал здесь он...» - Вадик
«как тень, следовал...» - Птаха
3 группа
«быстро проигравшись, он исчезал...» - Тишкин
«сидела передо мной аккуратная...» - Лидия Михайловна
«с ревом погнался за машиной...» - мальчик (герой рассказа)
«Я имею право знать...» - Василий Андреевич
IV. Содержание рассказа
Фронтальный опрос:
-
Как герой рассказа оказался в городе?
-
Что мальчик рассказывает о голоде?
-
Почему для него голод в городе страшнее, чем голод в деревне?
-
Почему герой рассказа принял участие в игре в «чику»?
-
Почему он и после драки решился на повторное участие в игре?
Итоговый вопрос: Какие уроки вы получили для себя из этого рассказа?
-отвечают
-помощь учителя (уроки мужества, доброты, справедливости,
человеколюбия, сострадания, сочувствия, ответственности и т.д.)
Фрагмент 1 из фильма-
Ребята, сейчас вы посмотрите фрагмент из кинофильма по этому рассказу
V. Биопоэма об отдельных героях
1 группа - мальчик (герой рассказа)
2 группа - Лидия Михайловна
3 группа - директор Василий Андреевич
-
Слайды о добре
VI. Различные ситуации
-
Директор школы всю ночь не спал - его мысли и чувства
1 группа - ищет оправдание учителю
2 группа - сама выбирает
-
группа - осуждает ее
-
Лидия Михайловна всю ночь проплакала - ее мысли и чувства
1 группа - ругает себя
2 группа - не чувствует вины за собой
3 группа - просит прощения у директора
-
Мальчик переживает - его мысли и чувства
1 группа - боится наказания
2 группа - жалеет учительницу
3 группа - сама выбирает
VII. Домашнее задание
-Эссе на тему « Иду дорогою добра»
-Оценки
VII.Песня «Дорога добра»
-Как вы думаете, что хотел сказать нам автор своим рассказом, для чего поведал он нам эту автобиографическую историю?
-кульминация
-8 вопрос
Областная специализированная гимназия - интернат для одаренных детей имени Абу Досмухамбетова
Уроки доброты
(по произведению В.Распутина «Уроки французского»)
учитель русского
языка и литературы
Кабдулина А.О.
г. Петропавловск
2013 г.