ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. П. ЧЕХОВА В ШКОЛЕ

      Дискуссия – один из элементов урока, который значительно меняет характер общения на уроке. Главные особенности такого урока – в выявлении многообразия мнений, в развитии альтернативного мышления учащихся, когда уважается любое суждение! Дискуссия – феномен общения. В дискуссии нельзя лукавить, подавлять эрудицией.       Не всегда полемика заканчивается на уроке. Поиск истины может быть продолжен после уроков. Ученики уже заряжены жаждой познания, их увлёк процесс рождения собственного взгл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа № 1»,

город Очёр, Пермский край

учитель русского языка и литературы

Токарева Людмила Павловна


ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА

А.П. ЧЕХОВА В ШКОЛЕ

Литература располагает богатейшими возможностями открывать учащимся неиссякаемый источник, который позволил бы постоянно обогащать себя познаниями о людях, о том, как складывается общение; почему существует непонимание, а то и неприязнь; что такое муки совести, то есть получать ответы на вопросы, которые волнуют юных.

Этот волшебный источник - художественные произведения, но художественное произведение не даётся каждому без особого целенаправленного труда. Произведение раскрывается тому, кто стремится заглянуть в его глубину, понять замысел творца, освоить тот особый, свойственный лишь ему «тайный язык», с помощью которого автор передаёт своему читателю самые сокровенные чувства, своё выстраданное видение мира.

На уроках литературы всё надо начинать от сердца. Эмоция рождает мысль, содержание, глубину, пробуждает чувства. На уроках литературы можно что-то улучшить в сегодняшней жизни, помочь ученику самоутвердиться в своём читательском труде, можно научиться жить, думать, чувствовать, испытывая от всего этого радость, удовлетворение, будучи не подонком и не героем, а обыкновенным человеком.

Многие проблемы общества и подростка способны решать произведения Чехова, потому что Чехов наиболее часто ставит вопрос не о силе человека, а о его бессилии, о нравственной слабости. Чеховские произведения помогают вдумчивому читателю находить в себе силы переступить через страх, победить собственное малодушие, эгоизм, стремление к покою, возвысить силу духа и характера ученика.

Произведения Чехова, несущие в себе эмоциональный импульс, ориентируют ученика на знания, интеллектуальное и эмоциональное развитие, способное вызвать у современного школьника чувство сострадания, сопричастности к чужому горю, чувство радости за успех и благополучие другого.

В процессе изучения творчества Чехова важно проявить должный интерес к самому ученику: тема урока должна увлечь его настолько, чтобы

произведение стало мощным помощником в поиске жгучего желания ответить на интригующий вопрос.

Ученик увлечён уроком, когда о писателе говоришь живым, понятным словом, а произведении - художественным текстом, когда создаёшь ощущение того, что каждая страница чеховского рассказа пронизана таким же острым и живым интересом, как и сам урок, и ученику хочется его немедленно продолжить - чтением.

Урок должен оживить мышление ребят, сделать мысль писателя доступной, понятной и настолько убедительной, что учащиеся невольно заражаются ею.

В самом начале урока, мобилизуя силы и знания класса, необходимо стремиться разбудить творческое вдохновение, потому что в состоянии творческого вдохновения усиливается и ускоряется творческая продуктивность.

Общению чужды суета и торопливость. Оно всегда должно начинаться с мысли оригинальной и глубокой, такой, которая звала бы школьников к размышлениям, приобщала к процессу рождения идей и догадок. Общение нуждается в дружеских отношениях как между учениками, так и учеников с учителем.

На уроке-общении возможно исследование героя и воспитание души человека. Открывая героя, ученики открывают и себя, и друг друга, потому что общение даёт неограниченные возможности для самовыражения.

Общение - всегда диалог автора, учителя и ученика. Основной части урока предшествует вступление, которое помогает учащимся «погрузиться» в материал. Словесное воздействие учителя должно содержать элемент новизны, интриговать своей неординарностью.

Дискуссия - один из элементов урока, который значительно меняет характер общения на уроке. Главные особенности такого урока - в выявлении многообразия мнений, в развитии альтернативного мышления учащихся, когда уважается любое суждение!

Дискуссия - феномен общения. В дискуссии нельзя лукавить, подавлять эрудицией.

Не всегда полемика заканчивается на уроке. Поиск истины может быть продолжен после уроков. Ученики уже заряжены жаждой познания, их увлёк процесс рождения собственного взгляда на произведение. И им на это тратить время не жалко.

Достоинство дискуссии в том, что ученики учатся слушать и слышать другого, равного себе и сами ставят и конструируют вопросы и сами пытаются искать ответы, когда читатель остаётся один на один с книгой.

Теперь у них есть основание думать и вырастать в ярко выраженную индивидуальность.

Естественный путь освоения творения искусства слова - чтение, «тихое», «про себя», когда читатель остаётся один на один с книгой, когда чтение «незамутнённое» всякими вопросами и заданиями, основанное на непреднамеренном восприятии.

Однако многие школьники не любят читать потому, что читать не умеют: не владеют «техникой чтения».

Здесь и приобретает силу роль педагога, который должен помочь проникнуть в глубины творения искусства, сделать всё, чтобы между книгой и читателем возникла потребность познания и самопознания.

Психологи считают, что на разных этапах развёртывания процессов познания действуют эмоции самого широкого диапазона: от удивления («Что это такое? В чём дело?») - до любопытства, от любопытства - до любознательности, от любознательности - до увлечения.

Школьная практика разработала много приёмов, вызывающих интерес к книге. Постоянное стремление «удивлять» приводит к обратным результатам: ребята привыкают ждать от уроков литературы щекочущих нервы «трюков», а учитель в их глазах превращается в какое-то подобие лицедея.

Иногда уже первая фраза, прочитанная с чувством, с толком, с расстановкой, настраивает воспринимающего на определённую «эмоционально-эстетическую волну» и побуждает прогнозировать развёртывание характеров и конфликтов произведения.

Откроем рассказ Чехова «Смерть чиновника»: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства»

Обыденное и в то же время, если вдуматься, странное, необычное начало!

Далее - этап углублённого освоения художественного произведения, связанное с его перечитыванием и анализом, прежде и больше всего с перечитыванием глав, фрагментов, всего произведения в целом, с перечитыванием, которое требует внимания к деталям, к слову, ритму, архитектонике и смыслу целого.

Именно в процессе перечитывания, сопровождаемого анализом ( в разных формах и разной степени глубины), формируется и углубляется отношение к тексту, постигается авторская и складывается своя, читательская концепция произведения. Общение педагога и его питомцев приобретает новые формы.

Поэтому нельзя игнорировать собственное мнение учащихся о произведении, о герое, о писателе, вредны и некорректны «карательные» двойки за оригинальный «нестандартный подход к творению искусства.

Когда ученик равнодушен ко всему и никакого мнения не имеет, тогда нужны мастерство и особый такт педагога, который выступает в качестве более опытного друга.

Ребята восхищают учителя, когда разгадывают, распутывают сложные узлы и смело, умно выбираются из тупиков. Ведь конечная цель - не знание само по себе, а умение раскрыть проблему.

Истинное наслаждение получают ребята, изучающие творчество А.П. Чехова, потому что Чехов занимает высокую гражданскую позицию, воспитывает учащегося не столько как человека-гражданина, а как человека, обладающего высокими моральными и нравственными принципами, не способного к подлости, низости, мелочности. Писатель учит думать, сопереживать вместе с героями; выявлять положительное и отрицательное в персонажах.

Чехов нёс в себе огромный духовный опыт, развил безошибочный внутренний слух к чужому горю. В Чехове - дар сострадания, глубина любви к людям, жажда преображения мира силой любви.

Чеховская проза удивляет своей простотой, чистотой, глубоким внутренним потенциалом.

Мысль - самая могущественная энергия, данная человеку от природы. Для того, чтобы ученик понял и принял учение и воспитание без принуждения, необходимо активизировать его мыслительную и эмоциональную деятельность с помощью аргументации и педагогики сотрудничества.

Кроме глубокого понимания текста, словесник учит школьников психологической проницательности, учит переживать чувства другого человека. А это значит - обогащать мир собственных чувств. Чтобы зажечь факел любознательности, вселить уверенность ребят в свои силы, словеснику следует выстраивать урок на реакции учащихся.

Сделать урок эмоциональным, способным обогатить ученика душевным настроем помогут бесконечная деликатность, чуткость и внимательное отношение учителя к ученикам. Учитель своим словом, настроем создаёт психологический комфорт для самоопределения и формирования индивидуальности ученика. Психологический комфорт - важнейшее условие для развития позитивных эмоций у школьника. Растревоженная душа

способна воспитывать в нас человека. Эмоция рождает мысль, пробуждает чувства добрые.

Создать психологический комфорт помогает общение. Общение на уроке влияет на организацию учебной деятельности и воспитание у школьников интереса к чтению.

Общение оказывает большое влияние на восприятие любой информации и усвоение её школьниками. В общении ученик находит поддержку своих настроений, чувств, переживаний. Владеть искусством общения ему необходимо потому, что сегодня успешность жизни человека в обществе во многом зависит от того, насколько он владеет навыками функционального и эмоционального общения. От характера общения на уроке школьников возникает увлечённость, интерес или равнодушие к предмету.

В процессе общения на уроке осуществляется взаимный обмен информацией. Такой микроклимат создаёт атмосферу воспитанию личности.

На уроке-общении используются доверительные приёмы, с помощью которых разрушается барьер в системе отношений «учитель - ученик». Для этого требуется сохранить тесное единство чуткой твёрдости с теплотой общения.

Общаться - это значит читать, общаться с книгой. Значит и самому учителю учиться доброжелательным манерам, просьбам: «обратите внимание», «давайте подумаем», «не пройдите мимо».

Общение - это раздумья, анализ, напряжённая работа мысли, чувств, которые воспитывают в ученике потребность жить по совести, беречь её в себе, ибо совесть - главный заслон от жадности, равнодушия…, от нравственной нищеты.

В общении живой разговор не всегда подлежит оценке, а сама оценка не самый главный акцент в окончательной аттестации ученика.

Эффективность методики, как и любого дела, измеряется конечным результатом. Однако выделить вклад приёмов создания эмоциональных ситуаций в качество знаний по предмету практически невозможно. Поэтому о значении такой формы учебной деятельности можно судить относительно, исходя из личных наблюдений и наблюдений самого учителя.

Библиографический список

1.Анатолий Гин. Приёмы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность.: Пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Вита - Пресс, 2000.- 11 С.

2.Чехов А.П. Рассказы. Повести. - М.: Дрофа: Вече, 2002, -66,е, 2002, -66,38, 288, 305, 318 327, 429 С.

© 2010-2022