- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-комплекс
Урок-комплекс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Холкузиева Р.Ф. |
Дата | 19.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок-комплекс по русскому языку в 6б классе
Урок-комплекс подготовили и провели:
учитель русского языка, первой квалификационной категории
Холкузиева Раиса Фёдоровна,
учитель-дефектолог, первой квалификационной категории
Семыкина Римма Владимировна
Тема урока: Закрепление по теме «Предложение».
Тип урока: урок-комплекс (русский язык и дефектология)
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о предложении.
Задачи урока:
-
Образовательная: уметь различать простые и сложные предложения; повторить употребление знаков препинания при однородных членах предложения, обращении и в сложных предложениях перед союзами И, А, НО и без них;
-
Воспитательная: способствовать развитию мотивации к учению, умению работать в парах и самостоятельно, прививать интерес к русскому языку;
-
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию памяти, воображения, внимания, мышления.
Оборудование: карточки; круги зелёного, жёлтого и красного цветов, презентация, музыкальное сопровождение.
Примечание: значком (*) отмечена работа учителя-дефектолога.
Ход урока
-
Организационный момент.
1. - Проверьте свою готовность к уроку. Всё ли на месте: книги, ручки и тетради?
- Наш девиз: «Мы умные, мы дружные, мы старательные и внимательные. Мы отлично учимся, и всё у нас получится»
-Чтобы лучше думалось и работалось, выполним упражнение, которое благотворно влияет на весь наш организм:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
2. Откройте тетради и запишите число и классная работа.
3.Минутка чистописания.
- Традиционно наш урок продолжит минутка чистописания.
Цель: развитие кисти руки.
Отработка нижнего и верхнего соединения: ИЕОА
*4. Ребята, а знаете ли вы, что «И-И-И» повышает настроение, «ЕЕ-ЕЕ-ЕЕ» - тренирует горло, «О-ОО-ОО» - горло лечит, «А-А-А» - снимает напряжение?
Сядем ровно и произнесём 5 раз: И-Е-О-А
- Как ваше настроение?
-Продолжаем работать.
II. Введение в тему урока.
Ребята, обратите внимание: что вы видите на доске? (слова).
Слёзки, с, падают, берёзки, ветки.
- Назовите орфограммы в этих словах.
- Из данных слов составьте предложение.
Падают с ветки слёзки берёзки.
-
О каких слёзках говорится в предложении?
-
А когда это происходит?
-
Давайте разберём предложение.
( у всех есть карточка-подсказка)
- Какое это предложение по цели высказывания?
- Назовите вид предложения по интонации.
- Какое это предложение по наличию второстепенных членов?
- Назовите подлежащее и сказуемое.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Сегодня мы постараемся вспомнить всё, что изучили по теме «Предложение».
III. Работа по закреплению изученного материала.
- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит предложение? (из слов, которые связаны между собой по смыслу.)
- Что выражает предложение? (законченную мысль)
- Итак, мы с вами вспомнили один из самых главных признаков предложения.
Слайд 1
Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.
Задание 1.
Перед вами, ребята, предложения. (работа с карточкой 1)
-
С чего начинается Родина?
-
Любите родную природу.
-
Расцвела под моим окном душистая сирень.
-
Берегите наши леса.
-
Что же ты, соловушка, песен не поёшь?
-
В лесу часто возникают пожары.
- Вам нужно разобраться, какие они по цели высказывания.
(Задание: одна пара выписывает повествовательные предложения, вторая - побудительные, а третья - вопросительные.)
-
Учитель-дефектолог работает индивидуально с Дудкиным А. и Луниным И.
Проверка. Слайд 2.
Повествовательные:
Расцвела под моим окном душистая сирень.
В лесу часто возникают пожары.
Вопросительные:
С чего начинается Родина?
Что же ты, соловушка, песен не поёшь?
Побудительные:
Любите родную природу.
Берегите наши леса.
- Ребята, кто правильно выполнил задание - положите себе в конверт зелёный кружок, а кто допустил ошибку - жёлтый, а кто не смог выполнить задание - красный.
- Мы повторили ещё одну категорию предложения:
Слайд 3
Предложения по цели высказывания бывают:
Повествовательные
Побудительные
Вопросительные.
- Какие здесь предложения по интонации? (невосклицательные)
- Попробуйте сделать предложение «Берегите наши леса» восклицательным.
- Какой знак препинания теперь будет стоять в конце предложения? (восклицательный)
-Запишите это предложение и подчеркните все знакомые орфограммы. Но прежде давайте вспомним, что такое орфограмма?
- Еще одна категория предложения:
Слайд 4
Предложения по интонации бывают восклицательные или невосклицательные.
Задание 2. (карточка 2) Расположите предложения в таком порядке:
-
распространённые;
-
нераспространённые.
Работа в парах: один ученик выбирает распространённые предложения, а другой - нераспространённые.
-
Горела заря.
-
Блестит чистое зеркало воды.
-
Зазеленели деревья.
-
Весна ликует.
-
Я всегда радуюсь приближению весны.
-
На ветке берёзки сидит дятел.
Проверка. Слайд 5
Распространённые:
Блестит чистое зеркало воды.
Я всегда радуюсь приближению весны.
На ветке берёзки сидит дятел.
Нераспространённые:
Горела заря.
Зазеленели деревья.
Весна ликует.
- Почему вы так распределили предложения? Докажите, что вы правы.
- Назовите признаки распространённого и нераспространённого предложений.
- Ребята, оцените себя и положите в конверт соответствующий кружок.
- Итак, мы вспомнили, что предложения бывают распространённые и нераспространённые.
- А теперь поиграем.
III. Игра «Поймай основу».
-
Суть игры в том, что я буду называть предложения, а вы должны записывать только его основу (подлежащее и сказуемое). Будьте внимательны!
1). Весна заглянула в сады.
2). Деревья оделись в белый наряд.
3). В саду слышится звонкая песня соловья.
4). Короткий весенний день таял в бледном небе.
5). Утренний ветерок веял прохладой.
6). Обильная роса пропадает после восхода солнца.
7). Звёзды слабо мерцают.
- А теперь проверим, все ли были внимательны в игре. (Дети читают по очереди)
Слайд 5
Весна заглянула
Деревья оделись
Песня слышится
День таял
Ветерок веял
Роса пропадает
Звёзды мерцают
- Ребята, оцените себя и положите в конверт соответствующий кружок.
- Таким образом, мы закрепили, что в каждом предложении обязательно есть грамматическая основа - подлежащее и сказуемое.
Слайд 6
Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое.
-
IV. Физминутка.
Лёгкие прыжки,
Мягкие шажки.
Вот и вся зарядка,
Мягкая посадка.
V. Продолжаем работать. (работа с карточкой 3)
- А сейчас мы вспомним, что в предложении иногда бывают… (однородные члены)
-Сейчас вам нужно будет пофантазировать и найти, какие однородные члены предложения здесь пропущены. Начинайте сочинять. (Записываем в карточке).
1) __________________________________________________ пестреют на лугу.
2) Ребята на перемене __________________________________________________ .
_ Подчеркните главные члены предложения. Какие здесь однородные члены? Докажите. Какие вы знаете признаки однородных членов предложения?
Слайд 7
Однородными могут быть главные члены (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Поясняют один и тот же член предложения.
- А какую информацию несёт следующее предложение?
Слайд 8
Ребята, давайте жить дружно.
(Это предложение с обращением)
_ А что такое обращение?
Слайд 9
Обращение - это слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью.
- Какова роль обращений в нашей речи? (привлечь внимание собеседника)
- Как произносятся слова-обращения? (С особой, звательной интонацией)
- А как на письме мы выделяем обращения? (запятыми)
Карточка 4. Найди предложение с обращением. Подчеркни обращение, расставь знаки препинания.
-
Шуми шуми зелёный лес.
-
Прекрасны поля земли родной.
-
Антошка пойдём копать картошку.
Карточка 4а. найди предложения с обращением. Подчеркни обращения.
-
Мама, разреши мне сегодня пойти в кино.
-
Ты почему, Лида, не была на сборе?
-
Завтра состоится читательская конференция.
Проверка.
- Это всё мы вспомнили о простом предложении.
- А какие ещё бывают предложения, по составу? (Сложные.)
- Что это за предложения? (Они состоят из двух или нескольких простых предложений)
- Как соединяются простые предложения в составе сложного? (при помощи союзов и, а, но и без них)
- А что ещё мы должны помнить о сложном предложении? (В каждой части сложного предложения есть свои главные члены. Простые предложения в сложном разделяются на письме запятой.)
* VI. Игра «Верно/ неверно» . (Если ответ - да, то хлопнуть в лаждоши.)
- ПП состоит из нескольких грамматических основ. (Нет)
- На письме ПП в составе сложного разделяются запятой. (Да)
- СП состоит только из одной грамматической основы. (Нет)
- ПП в составе сложного соединяются при помощи запятой. (Нет)
- СП состоит из двух или нескольких ПП. (Да)
- ПП в составе СП соединяются при помощи союзов. (Да)
- Так какое предложение называется сложным?
Игра «Конструктор». (задание дозированное для Лунина И. и Дудкина А.)
Используя союзы, составьте СП, расставляя знаки препинания.
Настало лето везде появились одуванчики.
Росла ель в тени ветви у неё опустились вниз.
Хорошо в степи цветут маки.
Погода была прекрасная мы не пошли в лес.
На севере тайги мы найдем мох на юге растет дикий виноград.
Проверка.
.- Какие союзы связывают простые предложения в составе сложного? (А, но, и…
VII. Рефлексия.
- Сегодня мы хорошо поработали. Давайте, ребята, назовём ключевые слова нашего урока.
Слайд 10
-
Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.
-
Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные.
-
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
-
Предложения бывают распространённые и нераспространённые.
-
Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое.
-
Предложения бывают простые и сложные.
-
Сложные предложения состоят из двух и нескольких простых предложений.
-
Простые предложения соединяются в сложные при помощи союзов и, а, но и без них.
-
Простые предложения в сложном на письме разделяются запятыми.
- А сейчас, ребята, поставьте себе оценку. Если у вас только зелёные кружки, то - «5», если есть жёлтые, но зелёных больше, то - «4», а если есть и красные, то - «3».
VIII. Д/З. С.252, упр. 6; с. 253, упр. 9 (на выбор)
IX. Релаксация под звуки моря.