Пример разработки заданий для подготовки к ОГЭ по литературе-2016

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пример разработки заданий для подготовки к ОГЭ по литературе-2016


Алехина Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ №4 п.Чернянка

Белгородской области», Россия



Задания 1.1.2

Общий ход рассуждения.


  1. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

  2. Критерий

    Баллы

    1. Глубина приводимых суждений и убедительность

    аргументов

    а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел);

    при необходимости формулирует свою точку зрения; аргументирует свои тезисы;

    подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

    фактические ошибки и неточности отсутствуют


    2

    б) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа;

    и/или искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел);

    и/или ограничивается изложением своей точки зрения;

    и/или не все тезисы аргументирует;

    и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста;

    и/или допускает 1-2 фактические ошибки


    1

    в) экзаменуемый не справляется с заданием:

    не даёт ответа на вопрос;

    и/или подменяет анализ пересказом текста;

    и/или допускает более 2 фактических ошибок

    0

    2. Следование нормам речи

    а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

    1

    б) допущено более 2-х речевых ошибок

    0

    Максимальный балл

    3

  3. Необходимо четко представлять, ЧТО ИМЕННО требуют указать в ответе и сосредоточиться на этих аспектах анализа.

  4. Учитывать в ответе авторскую позицию (при анализе стихотворений -

авторский замысел).

  1. Не прибегать к пересказу, при необходимости можно цитировать фрагмент текста, но обязательно давать комментарий к цитате.

  2. Продемонстрировать знание содержания и проблематики произведения в целом (или особенности творчества поэта).

  3. Четко и аргументировано высказывать свою точку зрения.

  4. Проверить грамотность написанного и достоверность изложенных фактов.




Вариант 1.

Часть 1.


Для выполнения заданий 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём - 3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников. Его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником дня письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно- деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное,

хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу ,не глядя, кто ему подложил к имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его. спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех

этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься всрим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нём слышалось

что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзённый, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых весёлых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своём, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости, и, Боже! Даже в том человеке, которого свет признаёт благородным и честным..

(Н.В.Гоголь, «Шинель»)

Задание 1.1.2. Какую роль в изображении Акакия Акакиевича играют отрицательные частицы?


Пример ответа.

При изображении персонажей, безусловно, определенную играют роль и слова, и выражения. Знакомясь с образом А.А.Башмачкина, сразу обращаешь внимание на обилие отрицательных частиц.

В департаменте к нему « не оказывалось никакого уважения», « сторожа не только не вставали с мест», « даже не глядели на него». Ему «совали» под нос бумаги, «не сказав, «перепишите». Да и сам Акакий Акакиевич был настолько «неприхотлив» в отношении к себе, что, когда нам ним насмехались, «ни одного слова не отвечал на это, как будто бы никого не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его…». Таким образом, можно сделать вывод, что использование отрицательных частиц в изображении главного героя характеризует и отношение к нему, и его безответную реакцию на происходящее.

Комментарий.

По целому ряду позиций данный ответ можно признать удачным: экзаменуемый даёт развернутый ответ на поставленный вопрос, формулирует свою точку зрения; аргументирует свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют. В целом экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию.

Ответ абитуриента отражает знание норм речи, речевых ошибок нет.

Оценка: 3 балла.












Вариант 2.

Часть 1.


Для выполнения заданий 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём - 3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Действие III, явление VI

Те же, Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Анна Андреевна. ... Я думаю, вам после столицы вояжировка по­казалась очень неприятною.

Хлестаков. Чрезвычайно неприятна. Привыкши жить, comprenez vous, в свете и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества... Если б, признаюсь, не такой случай, который меня... (по­сматривает па Анну Андреевну и рисуется перед ней) так вознаградил за все...

Анна Андреевна. В самом деле, как вам должно быть неприятно.

Хлестаков. Впрочем, сударыня, в эту минуту мне очень приятно..

Анна Андреевна. Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю.

Хлестаков. Отчего же не заслуживаете? Вы, сударыня, заслужи­ваете.

Анна Андреевна. Я живу в деревне...

Хлестаков. Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ру­чейки... Ну, конечно, кто же сравните Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «это вот так, это вот так!», а там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только - тр, тр... пошел писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу». (Город ничем у.) Что вы, господа, стоите? пожалуйста, садитесь!

Вместе.

Городничий. Чин такой, что еще можно постоять.

Артемий Филиппович. Мы постоим.

Лука Лукич. Не извольте беспокоиться!

Хлестаков. Без чинов, прошу садиться.

Городничий и все садятся.

Я не люблю церемоний. Напротив, я даже стараюсь, стараюсь проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандую­щего. Солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».

Анна Андреевна. Скажите как!

Хлестаков. С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже раз­ные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на друже­ской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат, - отвечает, бывало, - так как-то все...» Большой оригинал.

Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?

Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений. «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», « Норма». У ж и на­званий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театраль­ная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь, братец!» И тут же в один вечер, кажет­ся, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыс­лях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат Надеж­ды» и «Московский телеграф»... все это я написал.

Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. (Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петер­бурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.

Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы!

Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, откроют крышку - пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, не­мецкий посланник и я. Й уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже* Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель...» Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница стоит... А лю­бопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся. Гра­фы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: Иной раз и министр...

Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев.

Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал - куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подой- дут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми, после, видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры... можете представить себе, три­дцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? - я спрашиваю. «Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» Я, при­знаюсь, немного смутился, вышел в халате, хотел отказаться, но ду­маю: дойдет до государя; ну да и послужной список тоже... «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, го­ворю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни! Уж у меня ухо востро! уж я...» И точно: бывало, как прохожу через департамент, - просто землетрясенье, все дрожит и трясется, как лист.

Городничий и прочие трясутся от страха, Хлестаков горячится сильнее.

О! я шутить не люблю; я им всем задал острастку. Меня сам госу­дарственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам.» Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...

(Поскальзывается и чуть-чуть не шлепается на пол, но с поч­теньем поддерживается чиновниками.)

Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). Ава-ва-ва... ва...

Хлестаков (быстрым отрывистым голосом). Что такое?

Городничий. А ва-ва-ва... ва...

Хлестаков (таким же голосом). Не разберу ничего, все вздор.

Городничий. Ва-ва-ва... шество, превосходительство, не прикаже­те ли отдохнуть?., вот и комната, и все, что нужно.

Хлестаков. Вздор - отдохнуть. Извольте, я готов отдохнуть. Зав­трак у вас, господа, хорош... я доволен, я доволен. (С декламацией.) Лабардан! лабардан! (Входит в боковую комнату, за ним городничий.)

Н.В. Гоголь «Ревизор»

11.1.2. Какова роль в данном фрагменте приема сатирического преуве­личения, основанного на сочетании реального и фантастиче­ского?

Пример ответа

В «Ревизоре» многое построено на преувеличении: фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» не только глупость Хлестакова, но и общечеловеческое желание казаться хоть чуть выше, чем ты есть на самом деле. За несколько минут в сцене вранья на глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру от мелкого чиновника («Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге») до фельдмаршала. Правда, его преувеличения носят чисто количественный характер: «в семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров». Вообразив возможность выписать себе что-нибудь из Франции, Хлестаков получает лишь... суп в кастрюльке, приехавший на пароходе прямо из Парижа. Подобные запросы явно характеризуют скудость натуры. Будучи «с Пушкиным на дружеской ноге», он не может придумать с ним тему для разговора («Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат, - отвечает бывало, - так как-то все...»).

Комментарий.

Экзаменуемый дает полный ответ на поставленный вопрос. Учащийся обнаруживает знание текста, умело применяет цитирование в подтверждение своих слов. Фактические ошибки и неточности отсутствуют. Роль сатирического преувеличения в данном отрывке раскрыта полностью.

Ответ абитуриента отражает знание норм речи, речевых ошибок нет.

Оценка: 3 балла.













ВАРИАНТ 3

Часть 1

Для выполнения заданий 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём - 3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми ala Nicolas I подви­тыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с заче­санными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был пре­красно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными но­гами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сто­рону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - надо всё по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плав­но, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась во­круг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атлас­ных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Осо­бенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. « Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», - думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, кото­рую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодирова­ли. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я ее кавалер.

- Ну, все равно, пройдитесь теперь вы с ней, - сказал он, ласко­во улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.

Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе лю­бовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность люб­ви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и далее дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я ис­пытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство.

Мазурка кончилась, хозяева просили гостей к ужину, но полков­ник Б. отказался, сказав, что ему надо завтра рано вставать, и простил­ся с хозяевами. Я было испугался, что и ее увезут, но она осталась с ма­терью.

После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и рос­ло. Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее. И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.

Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в ка­рету и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не за­крывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, ко­гда говорит: «Гордость? да?» - и радостно подает мне руку или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за се­бя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно со­единяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве.

Л.И. Толстой «После бала*

1.1.2. На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу?


Пример ответа

Вся жизнь, все заботы полковника посвящены Вареньке. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», - с умилением и не без основания думает Иван Васильевич.

«К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство», - так отзывается о полковнике Иван Васильевич. Варенькин отец настолько мил и любезен, что располагает к себе всех, в том числе и рассказчика.

Искренен полковник в отношении дочери и других участников бала? Да, по отношению к людям определенного круга он мил и добр, и там он на самом деле красив. Он внимательный, заботливый отец (носит «домодельные» сапоги, чтоб одевать и вывозить любимую дочь).

Комментарий.

Экзаменуемый даёт связный ответ на вопрос, аргументируя цитатами из текста. Учащийся понимает и верно определяет позицию автора, высказывает личное отношение к героям и событиям;обнаруживает понимание данного отрывка. Фактические ошибки и неточности отсутствуют.

Ответ абитуриента отражает знание норм речи, речевые ошибки - повтор «Иван Васильевич». .

Оценка: 2 балла ( 1;1)


ВАРИАНТ 4

Часть 1

Для выполнения заданий 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём - 3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чер­ного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не прохо­дил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скры­вавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жел­тый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.

Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах возду­ха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!

Наши путешественники только несколько минут останавливались для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти Козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, упот­ребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Та­рас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пе­строе пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солн­ца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою ки­стью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка бе­лели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольсти­тельный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, наполнявшая день, утихала и сменялась другою. Пестрые овражки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воз­духе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они рас­кидывались на свитках. На них. прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, краканье; все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и доходило до слуха гармо­ническим. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заре­вом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вере­ница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу.

Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попада­лись им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувше­гося по берегам Днепра. Один только раз Тарас указал сыновьям на ма­ленькую, черневшую в дальней траве точку, сказавши: «Смотрите, детки, вон скачет татарин!» Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидевши, что Козаков было тринадцать человек. «А ну, дети, попробуйте догнать татарина!., и не пробуйте - вовеки не поймаете: у него конь быстрее моего Черта». Однако ж Бульба взял предосторож­ность, опасаясь где-нибудь скрывшейся засады. Они прискакали к не­большой речке, называвшейся Татаркою, впадающей в Днепр, кинулись в воду с конями своими и долго плыли по ней, чтобы скрыть след свой, и то­гда уже, выбравшись на берег, они продолжали далее путь.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

1.1.2. При описании степи и при описании матери Остапа и Андрия возникает образ чайки? Что символизирует этот образ и почему возникает в обоих описаниях?

Пример ответа

Над степью в воздухе «роскошно купается чайка», которая становится символом воли, свободы. Ассоциируясь с образом матери Остапа и Андрия, чайка становится символом трепетности и чистоты. Возможно, в обоих случаях образ чайки возникает, чтобы подчеркнуть контраст между свободой природы и несвободой человеческой жизни.

Комментарий.

Учащийся обнаруживает понимание данного отрывка, но не дает на него полного ответа, ограничивается изложение своей точки зрения. Учащийся выявляет понимание текста и позиции автора, раскрывает в своем ответе. Фактические ошибки отсутствуют.

Речевые ошибки отсутствуют.

Оценка: 2 балла (2;0)



ВАРИАНТ5

Часть 1

Для выполнения заданий 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём - 3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Чацкий (после некоторого молчания)

Не образумлюсь... виноват,

И слушаю, не понимаю,

Как будто все еще мне объяснить хотят.

Растерян мыслями... чего-то ожидаю.

(С жаром.)

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!., летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.

Пред кем я давиче так страстно и так низко

Был расточитель нежных слов!

А вы! о Боже мой! кого себе избрали?

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Что память даже вам постыла

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!

Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,

Мой вид, мои слова, поступки - все противно, -

Я с вами тотчас бы сношения пресек

И перед тем, как навсегда расстаться,

Не стал бы очень добираться,

Кто этот вам любезный человек?..

(Насмешливо.)

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.

Себя крушить, и для его!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей -

Высокий идеал московских всех мужей. -

Довольно!., с вами я горжусь моим разрывом.

А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:

Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,

Я сватаньем моим не угрожаю вам.

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Достоинствами, наконец,

Он будущему тестю равный.

Так! отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;

Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца

И на любовника-глупца,

Й на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, -

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

(Уезжает.)

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

1.1.2. Каким предстает Чацкий в приведенном фрагменте?

Пример ответа

Чацкий не идеальный герой, а живой человек, сложный, противоречивый («по крайней мере не надутый»). Он может по-мальчишески ревновать, прятаться за колонну, упрекать Софью в том, что она его «надеждой завлекла», чего, как мы знаем, не было. Но он никогда не будет приспосабливаться к подлости, не сломается и всегда останется самим собой. Поэтому и финальные слова: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок…»

Комментарий.

Учащийся обнаруживает понимание данного отрывка, но не дает на него полного ответа, ограничивается изложение своей точки зрения. Учащийся выявляет понимание текста и позиции автора, раскрывает в своем ответе. Фактические ошибки отсутствуют.

Речевые ошибки отсутствуют.

Оценка: 2 балла (2;0)


Список использованных источников:


  1. down.ctege.info/gia9/2012/mioo/liter/liter2012-02-16gia9mioo.zip.

  2. О.А. Кузанова. Литература 2013. ГИА ( в новой форме). Типовые тестовые задания, « Экзамен», Москва, 2013. egeigia.ru/all-gia/materialy-gia/literatura/849-ege-2013-lit-1

  3. yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Ftitle%2Cpos%2Cp3%2Csource%2Cweb%2Cpre%2Csitelinks&text=&etext=293.NYIOKksvIaYKlnqYR5MFvXmmBo-mHHQnzzFmU6o5PV65XZT6USvyAUoAz2ie6Gm-KGZA3R6u19D2quTqRRlxdrmhYdbkvkx0C8jOYKAnRChXGRvZTQUbMI5zwpeOfLSZDqCMsepKIdJwcUkjG7jYz8TFVgJaxmBK90Kwko4Ar-VlQ4dyKKR96k3ws3sKVis_C8SQm0bbyyBbLHAU6QKER306x4LbOuh2Pg_Qm7-7Eh1suu6MIUPY-Qnzn65tNbeiDLGBzUz-_4pLs9e1VvMYjEvvY_bG-QMN8cKHv5zTCQnVKiGz2idT4iak0N2yvavld91HGbOBGXd1OM56paVg996yJKeU--dDKiP_V6tN2Tnglzz_-XUkw8XQnL_YV8PgcY4rhN63eu5kESQ2isurEcPglD56krS75kUIwMp6gA6nRnzpHIuZyezILB3lcubqoLmNEQHw_SAy-krT3g_2rgpOvDgOU2Ok5F8BbrhFYOwVYoG8ohcptepBti8cYh1FaOg_2Hq71B9hzJg8POP32ScDz4x_0ItGBoLgVX2evYW0XhdhdQ-hNwkee3X3GRgh5cEA40ws1XUK-x_C-GO0wTWcRiVKsy3jytzDu0Z1deCmOc_fduptRezy2FV67OL7DAbMcPr_iA4nICm7YcQSoB-Ypy4mrT9D_-RzreQBmFGqyf-P7IPDZDKDuCnV-BZsEIa3MkRqMUEWvclhRdsC5A.fe564b5571097f2c3d9610a5ca87b20888d8d0b1&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9Xsh9AmfW_e8f9GUMD6v8o-ECih3veavQ0-spea9MT0jp-F2qvzFPvBPvT2c4DK8KQuxbbY8bur7MZNo59ERu6AE8QlnTw3r0IAggtiEp1_H6o7AC7v1JgdeyF6LftMpWMP8qcZcT86Y3Aghi5EdZUDzcBwKtMgUL6XWCMwPjJ_CUAvsXT4qqZmtWU2F2BAH45_NkIYGqECzUuABv5o5f-QDKOQ7lAsmoYXcBLVFK2bLhkHBgFbQqjQsCuaeeVT6plPUirl2nSe0uiR9nyOWBzp0z8mrwrLSZPU&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxcDRDV3loXzZIY0d4ck9TR2FmQmRqQnpWX3JWTmVqN3J0d0hQSUFWb0VVNnh3c1ltVnY1VkM5cUJUTUV2S2hMa1ZxRHpnR3laZFo0REY1aElUVFNSWDcwZk9FRV94czBsWWdpSVpiT1dMbjMydnV5SkF3RlRtdnh3LUFCMk5MeU0yV3hTMk1kTzdmbTdlbEo1SWVGcERv&b64e=2&sign=535ce47bbb576dc9ffded701adad451e&keyno=0&l10n=ru&mc=5.845762987835869

  4. А.В.Федоров, Л.В.Новиков, Е.А. Зинина. Литература. Экзамен в новой форме. ГИА- 2012. ФИПИ. АСТ, Астрель, Москва


© 2010-2022