- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теории литературы Как анализировать прозу
Урок по теории литературы Как анализировать прозу
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кривонос Е.И. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Эстетический вкус - способность человека по чувству удовольствия - неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве. Нет абсолютно правильного и абсолютно неправильного анализа произведения - есть своя точка зрения, которую нужно изложить и проанализировать.
План анализа прозы
1. История создания.
2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
- ДЛ (действующие лица);
- события.
3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
- экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
- завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
- развитие действия;
- кульминация;
-развязка;
- эпилог.
4. Композиция:
- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
- способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
- точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
-придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
5. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
- выбор темы и ее раскрытие;
- разработку любимых жанровых форм;
- язык;
-использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" )
7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
8. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
- рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
- новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
a. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
b. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
- повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
- роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
a. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
b. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
c. исторический - о событиях прошлого;
d. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
e. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
f. роман-антиутопия - (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
- эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).