Конспект урока по русскому языку Культура речи. Правильное употребление местоимений (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
г. Северодвинска



КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ»


Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №25»

Рогачева Лидия Сергеевна






Цель урока:
- образовательная - познакомить с разнообразным употреблением местоимений в речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения как части речи в речи;

- развивающая - развивать умение владеть языковыми навыками;

- воспитательная - способствовать воспитанию культуры речи, воспитывать уважение к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов.

Оборудование - учебники, компьютер, проектор.


Ход урока

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

Хочу обратить ваше внимание, на то, что в конце урока вам придется оценить себя и свою работу на уроке. Поэтому работать нужно очень внимательно.

А теперь откроем дневники и запишем с вами домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагаю вам упражнение 891. Ваша задача исправить ошибки в употреблении местоимений в предложении, а затем переписать предложения уже в исправленном виде.

Дневники можно убрать.

Теперь обратимся к теме нашего урока. Звучит она как «Культура речи. Правильное употребление местоимений». Исходя из темы урока, скажите, какая у нас с вами цель? Чего мы должны достичь?

Вы правы, сегодня мы с вами должны повторить теоретический материал, а еще мы с вами сегодня будем тренироваться в умении осуществлять правильный выбор написания местоимений в предложениях.

Итак, прежде, чем мы с вами перейдем к теме урока, я предлагаю вам вспомнить:

- А что же за часть речи такая, местоимение? (Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их).

- Какие части речи может заменять местоимение? (Местоимение может заменять имена существительные, имена прилагательные, имена числительные)

- На какие разряды делятся местоимения в зависимости от значения?

(В русском языке выделяют 8 разрядов местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные).

- Сегодня мы с вами убедимся, насколько важна роль местоимений в речи и как важно уметь в нужном месте употребить местоимение.

- И первое задание - это работа с текстом. Ваша задача прочитать текст и определить, что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит? (учащиеся читают текст)

Текст на слайде

-Итак, кто готов ответить на вопрос: что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит?

(В данном тексте повторяются слова семечко, корешки, цветок).

- А что мы можем сделать, чтобы избежать повторения? (повторы можно избежать, заменив слова местоимениями).

- А в каждом предложении мы с вами будем заменять имена существительные местоимениями? (Нет, имя существительное нужно оставить в первом предложении, а в последующих можно заменить местоимениями).

- Обратимся к тексту. Итак, первое имя существительное, которое у нас с вами повторяется в тексте это «семечко». Как будем исправлять повтор данного существительного?

(Однажды упало из ведра семечко. Приютилось оно между глиной и камнями.).

- Хорошо, а теперь продолжайте редактировать текст самостоятельно, а затем мы проверим.

(фронтальный опрос + похвала)

ВЫВОД: местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании.

- Мы с вами хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Настя проведет физкультминутку.

- Ну вот, мы с вами немножко отдохнули, а теперь продолжим работу.

- Мы отметили с вами, что местоимения в речи необходимы. А сейчас прослушайте текст и подумайте, понятно о ком идет речь в данном тексте?

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую зиму и чем кормилась… Когда она оказывалась на улице, ребята бросались в нее камнями и палками, взрослые пронизывающе свистели. Не помня себя от страху, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине сада. Только раз один мужик пожалел её, грязную и некрасивую…

- Понятно, о ком идет речь в данном отрывке? (Нет)

- Почему мы не можем это определить? (Потому что в тексте используются только местоимения. А местоимение не называет предмета, а указывает на него).

- Что же необходимо сделать, чтобы был понятен смысл текста? (Необходимо в некоторых предложениях заменить местоимения именами существительными, чтобы стало понятно о ком идет речь).

- Сейчас вы видите текст на слайде. Попробуйте заменить местоимения именами существительными, что у вас получится? (дети зачитывают текст)

ВЫВОД: Местоимения НЕ ИМЕЮТ СВОЕГО лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным лишь из контекста.

- Итак, а теперь я предлагаю вам поработать редакторами самостоятельно. Открываем учебник на странице 177. В тетрадях записываем упражнение 889.

Максим, прочитай задание. (Максим читает задание).

- Какая задача перед вами стоит? (нужно исправить ошибки в предложениях и записать предложения в исправленном виде).

После того как учащиеся выполнят самостоятельную работу.

- Теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте как выполнил работу ваш сосед. (ответы на задание появляются на слайде).

- А теперь оцените друг друга. Кто поставил пять? А кто четыре?

Молодцы, справились с заданием.

- Сегодня на уроке мы с вами узнали, какова роль местоимений в нашей речи.

Ваня, повтори, какова роль местоимений в нашей речи?

Молодец, садись.

Действительно, местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании. Местоимения не имеют своего лексического значений, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются.

Наш урок подходит к концу, но прежде чем его закончить, я предлагаю оценить свою работу.

Если вы считаете, что ваша работа отличная и вы все поняли, то поставьте на полях «!»

Если вы считаете, что хорошо поняли материал, но недостаточно поставьте на полях «+»

Если вы считаете, что не очень хорошо поняли материал и его стоит доработать, поставьте на полях «±»

Если вы считаете, что не поняли материал или плохо поработали, то поставьте на полях знак « - »

Спасибо за работу.

© 2010-2022