- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему Сочинение по музыкальным впечатлениям ( 6 класс)
Урок русского языка на тему Сочинение по музыкальным впечатлениям ( 6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фесенко В.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 6-м классе. «Звёздная песня зимы».
Учитель русского языка и литературы МКОУ
Гжатской СОШ Фесенко Валентина Алексеевна
Тип урока: интегрированный урок (развития речи).
Форма урока: урок-путешествие.
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация.
Оформление доски ( Приложение № 1): Оформление доски
1.Тема урока: Сочинение-описание природы. Звёздная песня зимы.
2. Антонио Вивальди. Концерт «Зима» (Вьюга) из цикла «Времена года».
3. Вставьте пропущенные буквы.
Всё зам…рло. И только изредка од…нокая птица перелетает с ветки на ветку(?)стряхивает с качнувшегося суч(?)ка серебрян…ю пыль. Лунный свет осв…щает одну из сторон сосны(?) отчеканивает на фоне тёмного н…чного неба её изящ(?)ный силуэт.
4. Афанасьевские морозы -31 января. Афанасий ухо и нос дерёт, мороз на матушку Русь шлёт. Старые люди сказывали: «Ходит Афанасий с оглоблей ледяной да бьёт всякого, кто под руку попадёт по ногам».
Педагогическая цель: создать условия для совершенствования речевых умений и навыков; развивать наблюдательность, эмоциональную сферу, внимание к слову; воспитывать любовь к русской природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся: точно, ярко, образно описывать природу.
Получат возможность научиться: находить языковые средства в текстах художественных стилей, создавать собственные тексты (сочинения-описания природы), использовать в своих текстах имена прилагательные.
Личностные УУД: формируют нравственные и эстетические ценности через знакомство с живописью и классической музыкой.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: корректировать результат, соотносить результат с целью.
Познавательные: соблюдать нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме).
Коммуникативные: владеть устной и письменной диалогической и монологической речью, адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой принадлежностью текста.
Ход урока
-
Начало урока. Мотивация к учебной деятельности.
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Учитель читает отрывок из стихотворения Юрия Левитанского «Диалог у новогодней ёлки».
-Что происходит на свете?
-А просто зима.
-Просто зима, полагаете вы?
-Полагаю. Я ведь и сам как умею, следы пролагаю
В ваши уснувшие ранней порою дома.
-Что же за всем этим будет?
-А будет январь.
-Будет январь, вы считаете?
-Да, я считаю. Я ведь и сам эту белую книгу читаю,
Этот с картинками вьюги старинный букварь.
-Что происходит на свете? А просто зима…Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в мир окружающей нас природы. Возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника. Пусть будет с нами яркое образное слово писателя и поэта.
Постановка проблемы
-Ребята, кто скажет, какие умения мы будем развивать в процессе работы?
-Запишем тему нашего урока в тетради: «Звёздная песня зимы».
-Вы уже знаете, как непросто на словах передать всё то, что живёт в сердце, и музыка становится помощницей. Сегодня мы с вами попытаемся понять сердцем музыку.
Развитие пунктуационной зоркости.
-Запишем в тетради предложение, объясним знаки препинания.
Звучит музыка, и я вижу перед собой чудесный зимний лес.
-Очень часто композиторы, пользуясь средствами музыки, воспроизводят картины природы. Сейчас мы прослушаем отрывок из произведения Антонио Вивальди, чьё наследие входит в золотой фонд мировой классики.
-Запишем в тетради: Антонио Вивальди. Концерт «Зима» (Вьюга) из цикла «Времена года».(слайд)
- Слушая музыку, попытайтесь представить себе картины природы. (прослушивание музыки)
-Какие картины вам представились? Что вы услышали? (ответы уч-ся)
(Рассказывают заранее подготовленные учащиеся)
1.Большое поле, покрытое снегом. Сквозь снег кое-где торчат тоненькие веточки кустарников.
2.Земля похожа на пушистого белого цыплёнка. Вот стройная ёлочка. Вот снежные зайчики.
3.Прозвучали первые аккорды музыки. Ветерок, ждавший свободы весь день, начинает дуть быстрее и сильнее, он поднимает метель. Вьюга одевает деревья. На деревьях изморозь.
-Ребята, послушайте стихотворение С.Я.Маршака .
Ученик читает стихотворение С. Маршака «Ветры, бури, ураганы». (Приложение №3)
-Ребята, прочтите слова на слайде. (слайд)
Среди них есть два очень похожих. Запишите их себе в тетрадь. (Изморозь - род инея, снежный слой, образующийся на поверхности из оседающих влажных частиц воздуха в туманную морозную погоду).
(Изморось - очень мелкий дождь.)
-Погода зимой разная: тёплая, с морозцем, очень холодная. Если сегодня тепло, а утром ударит морозец, что происходит с природой: деревьями, кустарниками? (иней) Обратимся к картинам. (Слайд)
-Есть другое слово для обозначения похожего явления. Решите орфографическую задачу.
-Вам нужно выбрать из двух ( изморозь, изморось) нужное слово и обосновать свой ответ. (ответы учащихся)
Обобщение, запись на доске и в тетрадях:
Изморось - моросит -это его л/з; изморозь - морозит.
Развитие орфографической зоркости. Работа с предложениями, записанными на доске (индивидуально).
-Вставьте пропущенные буквы. Прочтите выразительно.
Всё зам…рло. И только изредка од…нокая птица перелетает с ветки на ветку(?)стряхивает с качнувшегося суч(?)ка серебрян…ю пыль. Лунный свет осв…щает одну из сторон сосны(?) отчеканивает на фоне тёмного н…чного неба её изящ(?)ный силуэт.
-Обратимся к живописи. Посмотрим, как изображали русскую зимнюю природу художники, фотографы. (Слайды)
-А теперь послушаем ваше словесное рисование, впечатления от картины И. Грабаря «Февральская лазурь». (Словесное рисование учащихся ).
- ребята, это были ваши пробы пера. Сейчас послушаем описание зимы в различных литературных произведениях. (Читают заранее подготовленные учащиеся, затем текст появляется на слайде).
Анализ стихов А.С.Пушкина о природе. (Приложения№3) (Читают заранее подготовленные учащиеся, затем текст появляется на слайде)
1.А.С. Пушкин «Зимний вечер». Предварительное задание: найти сравнения. (завоет как зверь; заплачет как дитя; как путник постучит)2.А.С. Пушкин «Зимнее утро». Предварительное задание: поделиться с классом, какие образы вы себе представили.
3 И. А. Бунин «Сосны». Самостоятельная творческая работа учащихся в группах. Творческая лаборатория по тексту И. А. Бунина «Сосны». Задание: (первая группа - найти эпитеты, записать их в тетрадь; вторая группа - переписать в тетрадь второе предложение, объяснить знаки препинания.) (Приложение)
Работа с толковыми словарями -Запишите значения слов, если это необходимо, обратитесь к толковому словарю:
просека-
венцы-
-Афанасьевские морозы -31 января. Афанасий ухо и нос дерёт, мороз на матушку Русь шлёт. Старые люди сказывали: «Ходит Афанасий с оглоблей ледяной да бьёт всякого, кто под руку попадёт по ногам».
Запись в тетради: Афанасий-ломонос пробирает до слёз.(31 января)
-Дома вы подбирали эпитеты (творческая рукописная работа, эстетично оформленная), посмотрим, что у вас получилось.
(лёд: прозрачный, хрустальный, гладкий…; иней: пушистый, белоснежный;
снег: серебристый, белый, чистый…; зима: вьюжная, седая, морозная и т.д.)
Работа со словарями эпитетов русского языка
-Ребята, обратимся к словарю эпитетов русского языка. У вас на столах словарные статьи. (Приложение) Пока звучит музыкальный фрагмент Вивальди, вы выпишете эпитеты, которыми можно охарактеризовать «музыкальную зиму». (слайд)
-Выпишите из словарной статьи «Песня» слова с пропусками, объясните.
-Урок наш называется «Звёздная песня зимы». Как вы понимаете это выражение? (это лучшее, что есть в зиме) Или мелодии зимнего леса.
Слушаем музыку и пишем сочинение.
Итог урока. Рефлексия.
Что узнали, чему научились, что порадовало, чему удивились?
Домашнее задание: переписать сочинение в тетрадь по развитию речи.