Урок русского языка на тему Сочинение по музыкальным впечатлениям ( 6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6-м классе. «Звёздная песня зимы».

Учитель русского языка и литературы МКОУ

Гжатской СОШ Фесенко Валентина Алексеевна

Тип урока: интегрированный урок (развития речи).

Форма урока: урок-путешествие.

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация.

Оформление доски ( Приложение № 1): Оформление доски

1.Тема урока: Сочинение-описание природы. Звёздная песня зимы.

2. Антонио Вивальди. Концерт «Зима» (Вьюга) из цикла «Времена года».

3. Вставьте пропущенные буквы.

Всё зам…рло. И только изредка од…нокая птица перелетает с ветки на ветку(?)стряхивает с качнувшегося суч(?)ка серебрян…ю пыль. Лунный свет осв…щает одну из сторон сосны(?) отчеканивает на фоне тёмного н…чного неба её изящ(?)ный силуэт.

4. Афанасьевские морозы -31 января. Афанасий ухо и нос дерёт, мороз на матушку Русь шлёт. Старые люди сказывали: «Ходит Афанасий с оглоблей ледяной да бьёт всякого, кто под руку попадёт по ногам».

Педагогическая цель: создать условия для совершенствования речевых умений и навыков; развивать наблюдательность, эмоциональную сферу, внимание к слову; воспитывать любовь к русской природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Научатся: точно, ярко, образно описывать природу.

Получат возможность научиться: находить языковые средства в текстах художественных стилей, создавать собственные тексты (сочинения-описания природы), использовать в своих текстах имена прилагательные.

Личностные УУД: формируют нравственные и эстетические ценности через знакомство с живописью и классической музыкой.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: корректировать результат, соотносить результат с целью.

Познавательные: соблюдать нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме).

Коммуникативные: владеть устной и письменной диалогической и монологической речью, адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой принадлежностью текста.

Ход урока

  1. Начало урока. Мотивация к учебной деятельности.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Учитель читает отрывок из стихотворения Юрия Левитанского «Диалог у новогодней ёлки».

-Что происходит на свете?

-А просто зима.

-Просто зима, полагаете вы?

-Полагаю. Я ведь и сам как умею, следы пролагаю

В ваши уснувшие ранней порою дома.

-Что же за всем этим будет?

-А будет январь.

-Будет январь, вы считаете?

-Да, я считаю. Я ведь и сам эту белую книгу читаю,

Этот с картинками вьюги старинный букварь.

-Что происходит на свете? А просто зима…Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в мир окружающей нас природы. Возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника. Пусть будет с нами яркое образное слово писателя и поэта.

Постановка проблемы

-Ребята, кто скажет, какие умения мы будем развивать в процессе работы?

-Запишем тему нашего урока в тетради: «Звёздная песня зимы».

-Вы уже знаете, как непросто на словах передать всё то, что живёт в сердце, и музыка становится помощницей. Сегодня мы с вами попытаемся понять сердцем музыку.

Развитие пунктуационной зоркости.

-Запишем в тетради предложение, объясним знаки препинания.

Звучит музыка, и я вижу перед собой чудесный зимний лес.

-Очень часто композиторы, пользуясь средствами музыки, воспроизводят картины природы. Сейчас мы прослушаем отрывок из произведения Антонио Вивальди, чьё наследие входит в золотой фонд мировой классики.

-Запишем в тетради: Антонио Вивальди. Концерт «Зима» (Вьюга) из цикла «Времена года».(слайд)

- Слушая музыку, попытайтесь представить себе картины природы. (прослушивание музыки)

-Какие картины вам представились? Что вы услышали? (ответы уч-ся)

(Рассказывают заранее подготовленные учащиеся)

1.Большое поле, покрытое снегом. Сквозь снег кое-где торчат тоненькие веточки кустарников.

2.Земля похожа на пушистого белого цыплёнка. Вот стройная ёлочка. Вот снежные зайчики.

3.Прозвучали первые аккорды музыки. Ветерок, ждавший свободы весь день, начинает дуть быстрее и сильнее, он поднимает метель. Вьюга одевает деревья. На деревьях изморозь.

-Ребята, послушайте стихотворение С.Я.Маршака .

Ученик читает стихотворение С. Маршака «Ветры, бури, ураганы». (Приложение №3)

-Ребята, прочтите слова на слайде. (слайд)

Среди них есть два очень похожих. Запишите их себе в тетрадь. (Изморозь - род инея, снежный слой, образующийся на поверхности из оседающих влажных частиц воздуха в туманную морозную погоду).

(Изморось - очень мелкий дождь.)

-Погода зимой разная: тёплая, с морозцем, очень холодная. Если сегодня тепло, а утром ударит морозец, что происходит с природой: деревьями, кустарниками? (иней) Обратимся к картинам. (Слайд)

-Есть другое слово для обозначения похожего явления. Решите орфографическую задачу.

-Вам нужно выбрать из двух ( изморозь, изморось) нужное слово и обосновать свой ответ. (ответы учащихся)

Обобщение, запись на доске и в тетрадях:

Изморось - моросит -это его л/з; изморозь - морозит.

Развитие орфографической зоркости. Работа с предложениями, записанными на доске (индивидуально).

-Вставьте пропущенные буквы. Прочтите выразительно.

Всё зам…рло. И только изредка од…нокая птица перелетает с ветки на ветку(?)стряхивает с качнувшегося суч(?)ка серебрян…ю пыль. Лунный свет осв…щает одну из сторон сосны(?) отчеканивает на фоне тёмного н…чного неба её изящ(?)ный силуэт.

-Обратимся к живописи. Посмотрим, как изображали русскую зимнюю природу художники, фотографы. (Слайды)

-А теперь послушаем ваше словесное рисование, впечатления от картины И. Грабаря «Февральская лазурь». (Словесное рисование учащихся ).

- ребята, это были ваши пробы пера. Сейчас послушаем описание зимы в различных литературных произведениях. (Читают заранее подготовленные учащиеся, затем текст появляется на слайде).

Анализ стихов А.С.Пушкина о природе. (Приложения№3) (Читают заранее подготовленные учащиеся, затем текст появляется на слайде)

1.А.С. Пушкин «Зимний вечер». Предварительное задание: найти сравнения. (завоет как зверь; заплачет как дитя; как путник постучит)2.А.С. Пушкин «Зимнее утро». Предварительное задание: поделиться с классом, какие образы вы себе представили.

3 И. А. Бунин «Сосны». Самостоятельная творческая работа учащихся в группах. Творческая лаборатория по тексту И. А. Бунина «Сосны». Задание: (первая группа - найти эпитеты, записать их в тетрадь; вторая группа - переписать в тетрадь второе предложение, объяснить знаки препинания.) (Приложение)

Работа с толковыми словарями -Запишите значения слов, если это необходимо, обратитесь к толковому словарю:

просека-

венцы-

-Афанасьевские морозы -31 января. Афанасий ухо и нос дерёт, мороз на матушку Русь шлёт. Старые люди сказывали: «Ходит Афанасий с оглоблей ледяной да бьёт всякого, кто под руку попадёт по ногам».

Запись в тетради: Афанасий-ломонос пробирает до слёз.(31 января)

-Дома вы подбирали эпитеты (творческая рукописная работа, эстетично оформленная), посмотрим, что у вас получилось.

(лёд: прозрачный, хрустальный, гладкий…; иней: пушистый, белоснежный;

снег: серебристый, белый, чистый…; зима: вьюжная, седая, морозная и т.д.)

Работа со словарями эпитетов русского языка

-Ребята, обратимся к словарю эпитетов русского языка. У вас на столах словарные статьи. (Приложение) Пока звучит музыкальный фрагмент Вивальди, вы выпишете эпитеты, которыми можно охарактеризовать «музыкальную зиму». (слайд)

-Выпишите из словарной статьи «Песня» слова с пропусками, объясните.

-Урок наш называется «Звёздная песня зимы». Как вы понимаете это выражение? (это лучшее, что есть в зиме) Или мелодии зимнего леса.

Слушаем музыку и пишем сочинение.

Итог урока. Рефлексия.

Что узнали, чему научились, что порадовало, чему удивились?

Домашнее задание: переписать сочинение в тетрадь по развитию речи.



© 2010-2022