Конспект урока «Причастие как часть речи»

Тема: Причастие как часть речи. Цели: дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников. Оборудование:  доска, мультимедийный проектор     ХОД УРОКА 1.                  Организационный  момент. 2.                  Самостоятельная работа. Заполните таблицу II. Работа с учебником IV. Выполнение упражнений V. закрепление. Итоги. Задание № 2 «Тест» 1 вариант 1) Найти словосочетание «прил. + сущ.» А) висящая лампа                                 Г) зеленеющая рожь Б) висячая лампа                                  Д) летучая мышь В) летящая птица                                 Е) зеленый дуб 2) Найти словосочетание «прич. + сущ.» А) нарастающий шум                           Г) растаявший снег Б) пожелтевшие листья                        Д) низкие облака В) высохшая трава                                Е) желтая рожь  V.домашнее задание.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Причастие как часть речи.

Цели: дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Самостоятельная работа.

Заполните таблицу

Имя прилагательное

Глагол

Причастие

Общее грамматическое значение

признак

Действие

Признак по действию

Вопрос

Какой? Каков?

Что делать?

Какое? Какие? Что делающий? Что сделавший?

Постоянные морфологические признаки

Разряд

Возвратность, переходность, спряжение, вид

Непостоянные морфологические признаки

Краткая или полная форма, степень сравнения, падеж ,род, число

Наклонение, время, число, лицо или род,

Синтаксическая роль

Определение

Сказуемое

С какой частью речи согласуется

существительным

существительным


  1. Мы продолжаем изучение большой темы - «Морфология и орфография». В предыдущих классах мы изучали именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение - и еще одну важнейшую самостоятельную часть речи - глагол. Именно с глаголом тесно связаны части речи, которые нам предстоит изучать. Речь идет о причастии и деепричастии. Как видите, эти части речи сходны по звучанию. Главное же их сходство - в несомненной связи с глаголом.

Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными частями речи, а особыми формами глагола.

Итак, начинаем новую тему - «Причастие».

III. Работа с учебником

  1. Упр. 139. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова вместе с определяемым словом.

Желтеющие листья, пожелтевшие листья, желтеют осинки, они пожелтели, жёлтые листики.

Какой частью речи является выделенное слово? Докажите.

2. Обсуждение вопросов.

Заметим, что оба слова: жёлтые и желтеющие - обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений.

Слово жёлтые обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня - неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной.

- Как называются семена деревьев? Какие они? (жёлтые)

- Как назвать камень, который летит? Какой он? (желтеющие.) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во втором - определение-причастие.

- В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)

- В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.)

Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.

Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).

Из какой части речи образуются причастия? (Глагола)

Что такое причастие? (Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что сделавший?и др.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 140. (Лишние - сберегательный, заметный)

2. Задание. Образуйте из глаголов причастия.

Лететь, смотреть, писать, пахать, расти, знать, бежать.

3.Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя:

Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

Какой частью речи являются выделенные слова.

Слова: озаренная, стоящий, глядящий, растворенное, как и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:

Комнатка какая? - Комнатка, озаренная свечкой.

Ужин какой? - Ужин, стоящий на столе.

Ночь какая? - Ночь, глядящая из сада.

Окно какое? - Растворенное окно.

В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:

Комнатка, озаренная свечкой. - Комнатка, которую озарила свечка

Ужин, стоящий на столе. - Ужин, который стоит на столе.

Ночь, глядящая из сада. - Ночь, которая глядит из сада.

Растворенное окно. - Окно, которое растворили.

Точнее, слова озаренная, стоящий, глядящий, растворенное обозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями.

V. закрепление. Итоги.

Задание № 2 «Тест»

1 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) висящая лампа Г) зеленеющая рожь

Б) висячая лампа Д) летучая мышь

В) летящая птица Е) зеленый дуб

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) нарастающий шум Г) растаявший снег

Б) пожелтевшие листья Д) низкие облака

В) высохшая трава Е) желтая рожь

V.домашнее задание. Параграф 12, запишите 7 глаголов и образуйте от них причастия.



Заполните таблицу

Имя прилагательное

Глагол

Общее грамматическое значение

Вопрос


Постоянные морфологические признаки


Непостоянные морфологические признаки


Синтаксическая роль


С какой частью речи согласуется



Задание № 1. Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя:

Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

Задание № 2 «Тест»

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) висящая лампа Г) зеленеющая рожь

Б) висячая лампа Д) летучая мышь

В) летящая птица Е) зеленый дуб

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) нарастающий шум Г) растаявший снег

Б) пожелтевшие листья Д) низкие облака

В) высохшая трава Е) желтая рожь



© 2010-2022