Литературная гостиная Свет Пушкина (сценарий внеклассного мероприятия)

Литературная гостиная «Свет Пушкина»     Оформление: портрет АС. Пушкина; книжная выставка; на журнальном столике –  свечи, перо, чернильница, рукопись; звукозаписи (Г. Свиридов музыка из к/ф «Метель», П. Чайковский «Времена года»,  «Сентиментальный вальс», С.Прокофьев «Пушкинские вальсы», Моцарт «Реквием Ре - минор»,«Реквием по мечте», старинная венчальная песня 17 века «Вьюн над водой», Г. Гендель «Пасскалия», старинный русский романс «Гори, гори, моя звезда»).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная

«Свет Пушкина»

Оформление: портрет АС. Пушкина; книжная выставка; на журнальном столике - свечи, перо, чернильница, рукопись; звукозаписи (Г. Свиридов музыка из к/ф «Метель», П. Чайковский «Времена года», «Сентиментальный вальс», С.Прокофьев «Пушкинские вальсы», Моцарт «Реквием Ре - минор», «Реквием по мечте», старинная венчальная песня 17 века «Вьюн над водой», Г. Гендель «Пасскалия», старинный русский романс «Гори, гори, моя звезда»).

Ведущий 1 Добрый вечер, дорогое друзья!

Путь к вершинам духа - самый сложный, самый тернистый и трудный путь. Но здесь у нас есть ориентиры: Гомер, Шекспир, Пушкин... Благодаря им мы знаем, куда, в каком направлении двигаться - нам легче, но им было труднее - они шли первыми. Гоголь так сказал: «Я догадался: Пушкин - это русский человек, каким он будет через 200 лет». Пушкин - это священная тайна, это явление природы. Нам еще предстоит познать и постичь его. Но гордость за то, что русский человек вознесся к вершинам совершенства, что нет на планете Земля уголка, где бы ни знали и ни чтили нашего соотечественника,- эта гордость всегда с нами.

Сегодняшнюю литературную гостиную мы посвящаем светлой памяти гения и человека, имя которому Александр Сергеевич Пушкин. 175 лет назад (1837) состоялась дуэль А.С.Пушкина с Дантесом на Черной речке.

Презентация 1

Звучит «Баркарола» П.И. Чайковского

Чтец: (стихотворение Н. Брауна « Свет Пушкина»)

В слове «Пушкин» - все вместе: имя
И фамилия - все в одном.
Сплошь нетленными,
Золотыми
Все шесть букв его стали в нем.

Шестибуквие,

Шестизвучие...

А над ним-

Где-то там, над ним-

Светит имя его певучее.

О, как мы этот свет храним!

Свет стиха его - цвета молнии.

Ливни звездные в стекла рам.

Струи Сороти, полдня полные.

Вспышки острые эпиграмм.

Свет любви его,

Свет мгновения.

То, что « чудным» он окрестил,

Свет слепящего вдохновения.,

Свет - как светоч среди светил

Бессарабии степи вольные..

Холмы Грузии...

Плеск Невы...

И те помыслы,

Те крамольные,-

Не сносить ему головы!

Пламя жизни - как пламя свечки-

Вьется, мечется на ветрах.

Черный выстрел на Черной речке...

Гаснет сердце...

И, вся в слезах,

На коленях стоит Россия

У крамольных его дверей.

Императорские борзые

Всё вынюхивают...

Скорей
Прах опасный убрать...

И кони
Бьют, храпя, в передок саней,

Снежный крутень поземка гонит
В морды взмыленные коней.

Мчатся кони из века - в вечность,
И пылает живей живых
Вечный, пушкинский, человечный,.
Не подкошенный пулей стих.

Не скосить его,

Не пробить его,

Не убить никаким свинцом...

Скачут кони по снежным рытвинам,

Спит Россия мертвецким сном.

Спит ли?

Спится ль ей?

Нет ни лучика..

Мрак,

Но где- то встает, жарка,

Под гусиным пером поручика

Гневом дышащая строка.

Мчится горестное известие.

Хлещет вьюга, как мел, бела.

Слушай!

Слышишь, как бьет поэзия

В золотые колокола?

Видишь? Близок рассвет. Певучее
Имя « Пушкин» идет к живым.

Шестибуквие,

Шестизвучие...
О, как мы этот свет храним!

Ведущий 2 Александр Сергеевич Пушкин... что значит это имя для каждого из нас? Пытаться ответить на этот вопрос - все равно, что пытаться объяснить, что значит для человека мать или родина

Кажется даже - не будь Пушкина - не было бы и нас.

Чем дальше от нас те тридцать семь лет, восемь месяцев и три дня, что были отмерены поэту, тем пристальнее всматриваемся мы в его жизнь. Что ищем в ней? Почему хотим знать все мельчайшие подробности? Однозначно на эти вопросы не ответить.

Светлый гений Александра Сергеевича сопровождает каждого из нас всю жизнь - от первого до последнего дня Он всеобъемлющ и поэтому необходим нам в любую минуту, при любом случае- как доверительный советчик, как учитель и утешитель, как пример верности и мужества

Пушкин - это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви.

Ведущий 1 Уходили одни поколения, приходили другие, а Пушкин всегда оставался живым, необходимым народу, к его поэзии обращались в дни торжеств и в дни тяжких испытаний. Его имя стало символом борьбы и надежд, светочем на самых трудных поворотах. Его стихи облагораживают нашу душу, помогают находить ответы на трудные вопросы бытия.

Пушкин однажды заметил, что произведения истинных поэтов « вечно юны»… Вечно юны для нас и пушкинские творения. Поэт учит нас Верности и Благородству, Нежности и Любви.

Звучит «Январь» П.И. Чайковского.

Юноши и девушки читают стихи А.С. Пушкина


  1. «Ты и вы»

  2. « Я думал, сердце позабыло...»

  3. «Я вас любил...»

  4. « Что в имени тебе моем?»

  5. « Не спрашивай, зачем унылой думой...»

  6. « Храни меня, мой талисман»

  7. « Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»)

Звучит музыка из «Пушкинских вальсов» С. Прокофьева. Вы­ходят двое ведущих.

1-й ведущий:

Каков я прежде был, таков и ныне я:

Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья.

2-й ведущий: В пушкинскую поэзию любовь вошла почти с пер­вым стихотворением. Многие его произведения были навеяны лю­бовными увлечениями поэта.

1-й ведущий: Наверное, у нас не было поэта, так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любив­шего постоянно.

2-й ведущий: Свои идеалы он находил в России. Женские об­разы - от крестьянки до графини - объединяет женское начало: кокетство и игривость, верность и честь, красота и ум.

1-й ведущий:

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг,

Красавиц наших бледный круг

В ее сиянье исчезает.

Ведущие уходят.

Звучит «Вальс» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Девочки исполняют вальс.

На сцену выходит Марья Гавриловна, горничная несет за ней шаль и подает ей стул. Марья Гавриловна садится, горничная на­кидывает на нее шаль.

Марья Гавриловна (раскрывает книгу): Ах, эти французские романы! Какая любовь! Какие чувства!

Горничная: Вам письмо.

Марья Гавриловна: Ах, это Владимир пишет (читает): «Если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Умоляю венчаться тайно, скрываться несколько времени, а потом броситься к ногам родителей».

Горничная: Марья Гавриловна тайно обвенчалась, но не с Владимиром. Он вскоре уехал на войну с Наполеоном и погиб.

Марья Гавриловна: Прошел год. Никто не узнал о моей тайне. Я богатая невеста. Но никому не подаю и малейшей надежды.

Горничная: В соседнюю деревню приехал в отпуск раненый гусарский полковник.

Марья Гавриловна: Это Бурмин; он очень милый молодой человек. И кажется, нрава тихого и скромного. Влюблен ли он? Это загадка для меня. Я знаю, что ему нравлюсь, и я его отмечаю ото всех. Что же удерживает его от признания?

Тихо звучит «Романс» Г. Свиридова из «Метели». Горничная уходит. Марья Гавриловна одна слушает музыку.

Бурмин: Я давно ищу случая открыть свое сердце. Выслушайте меня и простите. Я вас люблю, я вас люблю страстно.

(Марья Гавриловна низко наклонила голову.)

Я хочу открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду.

Марья Гавриловна: Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашей женою.

Бурмин: Я несчастное создание... я женат! И я не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!

Марья Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Про­должайте, я расскажу после... но продолжайте, сделайте милость.

Бурмин: В начале 1812 г. я спешил в полк, попал в ужасную метель и заблудился. Я увидел вдали огонек - это была церковь. Двери были не заперты - я вошел. В церкви на лавочке сидела де­вушка в полуобморочном состоянии, а другая терла ей виски. Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» «Начинайте, начинайте, батюшка», - ответил я рассеянно.

Девушку подняли. Непонятная, непростительная ветреность... я стал подле нее перед аналоем: священник торопился.

Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. «Ай, это не он, не он», - вскрикнул» она и упала без памяти.

Я вышел из церкви, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»

Марья Гавриловна: Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?

Бурмин: Не знаю. В то время я так мало полагал важности в моей проказе.

Марья Гавриловна: Боже мой! Так это были вы! И вы не уз­наете меня?

(Бурмин бросается к ее ногам.)

Гаснет сеет. Звучит «Тройка» Г. Свиридова из «Метели». В это время на сцену выносят столик, зеркало, различные баночки, рас­чески. Начинается сцена из «Барышни-крестьянки». Лиза у зеркала, Настя ее причесывает.

Настя: Позвольте мне сегодня пойти в гости в Тугилово.

Лиза: Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга навещают.

Настя: А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина.

Лиза: Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расска­жи потом хорошенько, каков он собою и что он за человек.

(Настя уходит. Лиза садится за фортепиано, играет и напе­вает романс. Настя входит с букетом полевых цветов.)

Настя: Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова, нагляделась довольно.

Лиза: Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Настя: Барин прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит гоняться.

Лиза: Как бы мне хотелось его увидеть!

Настя: Да что ж тут мудреного? Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово. Ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

Лиза: Какая славная выдумка. Ах, Настя, милая Настя! А по-здешнему я говорить умею прекрасно. (Уходит.)

(Лиза в сарафане, с корзиной в руках.)

Лиза: Ах, собака злая.

Берестов: Не бойся, милая, собака моя не кусается.

Лиза: Да нет, барин, боюсь.

Берестов: Я провожу тебя, если ты боишься.

Лиза: А кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская.

Берестов: Откуда ты?

Лиза: Из Прилугина. Я Акулина, дочь кузнеца-Василия, иду по грибы. А ты, барин? Тугиловский, что ли?

Берестов: Я камердинер молодого барина.

Лиза: А лжешь, не на дуру напал. И одет-то не так, и баишь иначе.

(Берестов пытается обнять Лизу, но та уклоняется и принимает строгий и холодный вид.)

Лиза: Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, то извольте забываться.

Берестов: Кто тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей?

Лиза: А что думаешь? Разве я на барском дворе никогда не бываю? Однако, болтая с тобой, грибов не наберешь. Иди-ка, барин, сторону, а я в другую. Прощенья просим. (Расходятся.)

Лиза (читает письмо): «Милая Акулина, я предлагаю тебе мою руку. Будь моей женой, я влюблен страстно, и никакие преграды не могут мне помешать любить тебя. Мы будем жить своими трудами, за мне вовсе не нравится, я не чувствую себя способным сделать счастливой».

Берестов (входя): Все будет решено. Объяснюсь с Лизой, она поймет.

(Лиза поднимает голову, вскрикивает и хочет убежать. Бере­стов удерживает ее.)

Берестов: Акулина! Акулина!

Лиза: Оставьте же меня, сударь, с ума вы сошли?

Берестов: Это ты, Акулина, счастье мое. (Уходят.)

Гаснет сеет. Звучит «Тройка» Г. Свиридова из «Метели».

Чтец: стихотворение Л. Хаустова «Дорога»

И снова дорога, и снова Глухие удары копыт,
И шум перелесков сосновых,
И грусть одиноких ракит.

Что галки, черны деревушки, Ребят босоногих гурьба.
О чем ты задумался, Пушкин, С горячей ладонью у лба? Какая на сердце тревога-Поэзия,

память,

друзья?
А может быть, просто дорога -
Большая Россия твоя?

Ведущий 2 Пушкин - смятение. Пушкин - предчувствие. Он умел видеть невысказанное, далеко заглядывать в будущее, задумываться и беспокоиться о том, что еще никого не волновало.

Друг Александра Сергеевича Владимир Иванович Даль писал в своих воспоминаниях:

« Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали… уважал тысячелетнее предание народа, доискивался в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать».

Приметы Пушкин принимал очень близко к сердцу.

Чтец Однажды, еще в юные годы, в присутствии друзей вдохновенная гадалка выбрала Пушкина для своих предсказаний. Он вначале отказывался, потому что в этот день проиграл в карты последние деньги и заплатить за гадание ему было нечем. Но гадалку это не убедило, «Призайми у товарищей,- оказала она,- деньги ты вот- вот получишь. И неожиданно. А еще получишь ты такое же неожиданное предложение на новую службу...»

Она гадала на картах, а потом долго разглядывала его руку с совершенно необычными линиями, покачивала головой, недоуменно пожимая плечами, думала о чем-то, а потом сказала: « Ты прославишься на все Отечество. Будешь любим народом даже после смерти». Затем, помолчав, снова вглядываясь в линии руки Пушкина, продолжала: « Два раза ожидает тебя вынужденное одиночество, вроде бы как заключение, но не тюрьма А жить будешь долго, если на тридцать седьмом году не погибнешь от белой лошади или от руки блондина высокого роста Их особенно должно тебе опасаться».

Ведущий 1 Первое предсказание сбылось в тот же вечер. Пушкин возвратился домой, и на столе лежало письмо лицейского товарища Корсакова, который писал, что выслал ему свой давний карточный долг, о котором Пушкин забыл. Через несколько дней в театре Алексей Федорович Орлов предложил ему службу в конной гвардии. Служба эта не состоялась. Вскоре ссылка на юг, позднее - в Михайловское. Словом, сбывалось все, что предсказала гадалка. Пушкин, и прежде- то суеверный, стал прислушиваться к каждой примете.

Чтец: стихотворение Ирины Маляровой «Пушкин у камина» То ли с бала, то ль с пирушки,
В зимний вечер, в поздний час,
У камина замер Пушкин

И с него не сводит глаз.

В пестрых огненных узорах,
В этом сполохе борьбы
Вдруг на миг предстанут взору Очертания судьбы

Что там в угольном сердечке

Замерцало издали?
То ли отблеск Черной речки,
То ли слезы Натали?

Но внезапное прозренье

Скроет пламени поток...

То ли чудное Мгновенье,

То ли розы лепесток.

То ли с бала, то ль с пирушки,
В зимний вечер, в поздний час,
У камина замер Пушкин
И с него не сводит глаз.

Тихо звучит «Сентиментальный вальс» П. Чайковского. Голос из-за сцены.


Ведущий: Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Презентация 2

(Девочки танцуют вальс, а затем образуют группы беседующих.)

1-я дама: Слыхали новость? Пушкин женится.

2-я дама: Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!

3-я дама: Но кто ж она?

4-я дама: Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.

5-я дама: Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.

6-я дама: Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.

7-я дама: Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в свое имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования.

8-я дама: Но, слышно, там появилась холера!

9-я дама: Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его Скорому счастию.

10-я дама: Брак для поэта - это такая проза!

11-я дама: Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали - первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин - первый поэт России.

12-я дама: Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором еще в «Евгении Онегине» писал задолго до знакомства с Натали.

13-я дама: Да, да, я помню. Учила с маменькой:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней.

14-я дама: И совсем еще юна. Только в свет вывела ее маменька.

15-я дама: Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьм­надцати.

16-я дама: Она выше его на целую голову. Но как божественна.

Как он влюблен.

Сцена пустеет под звуки вальса. Выходит исполнитель роли

Пушкина, читает письмо.

Пушкин: «Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь. Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год - мадемуазель Натали Гончаровой. Я получил ее согласие, а также согласие ее матери. Прошу вашего благословения».

6 апреля 1830 г. Пушкин садится за стол, заваленный бумагой, книгами. В руках у него гусиное перо, лист бумаги.

Пушкин (пишет письмо, читает вслух): «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощенья за причиненное вам беспокойство. Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило.

Еще раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с вами вместе.

Будь проклят тот час, когда я решился расстаться с вами, что­бы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров, потому что другого мы здесь не видим.

Мой ангел, ваша любовь - единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка. Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье».

Пушкин уходит. К столу подходят два чтеца, перебирают бумаги, просматривают и будто выбирают, что читать.

1-й чтец: Когда в объятия мои

Твой стройный стан я заключаю

И речи нежные любви

Тебе с восторгом расточаю,

Безмолвна, от стесненных рук

Освобождая стан свой гибкой,

Ты отвечаешь, милый друг,

Мне недоверчивой улыбкой;

Прилежно в памяти храня

Измен печальные преданья

Ты без участья и вниманья

Уныло слушаешь меня...

Кляну коварные старанья

Преступной юности моей

И встреч условных ожиданья

В садах, в безмолвии ночей.

Кляну речей любовный шепот,

Стихов таинственный напев,

И ласки легковерных дев,

И слезы их, и поздний ропот.

2-й чтец: Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденыо знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель.

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейшей образец.

Чтецы забирают с собой все бумаги, стол и уходят. Звучит старинная венчальная песня 17 века «Вьюн над водой»

Ведущий 2 16 февраля,за два дня до своей свадьбы, Пушкин в доме у Павла Войновича Нащёкина встретился с молодой цыганочкой Таней, певицей славного московского цыганского хора Ильи Соколова. Много лет спустя она рассказала об этом вечере, о том, как, тяжело задумавшись, сидел Пушкин в уголке дивана, как просил ее спеть.

Девушка (в цыганском платке с гитарой).

- Спой мне, говорит, Таня, что-нибудь на счастье; слыхала, может быть, я женюсь?

- Как не слыхать, - говорю, - дай вам Бог, Александр Сергеевич!

- Ну спой мне, спой!

-Только на сердце у меня невесело было в ту пору. И, думаючи об этом, запела я Пушкину песню (поет):

- Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня-матушка, что во поле пыльно?

- Дитятко, милое, кони разыгралися.

- Матушка, матушка на двор гости едут.

Сударыня-матушка, на двор гости едут.

- Дитятко, милое, не бойсь, не пугайся.

-А только не годилось мне ее теперича петь, потому что она, будто, сказывают, не к добру (поет):

- Матушка, матушка, в нову горницу идут.

Сударыня-матушка, в нову горницу идут.

- Дитятко, милое, я тебя не выдам.

Пою я эту песню, а самой-то грустнехонько, чувствую, и голосом то же передаю (поет):

- Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня-матушка, за столы садятся.

- Дитятко, милое, я тебя не выдам.

- Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня-матушка, меня благославляют.

- Дитятко, милое, Господь с тобою.

-Как вдруг слышу, громко зарыдал Пушкин. Подняла я глаза, а он рукой за голову схватился, как ребенок плачет... Кинулся к нему Павел Войнович: « Что с тобой, что с тобой, Пушкин!»

« Ах, - говорит, - эта ее песня всю мне внутрь перевернула, она мне не радость, а большую потерю предвещает!»

Ведущий 1 18 февраля 1831 года Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова обвенчались в Москве. День стоял ясный, не по-зимнему теплый. Вдруг священник схватился за сердце. Он выронил кольца, предназначенные для Пушкина и его невесты, и едва не упал сам. Ропот прошел по церкви. Кое-как обряд был завершен. Осадок же у Пушкина остался: песня цыганки, падение колец...

Ведущий 2 Первые месяцы Поэт был счастлив, как никогда. Такое состояние не может длиться бесконечно. Потому что вокруг и дальше -жизнь.

Чтецы, желательно мальчики, одеты классически строго.

1-й кавалер: Она редкостная красавица. Застенчивость и робость придавали ей особое очарование. Сильная, ловкая, она необыкновен­но сложена, отчего каждое движение преисполнено грации.

2-й кавалер: Истинный портрет Натальи Николаевны нарисо­вал сам Пушкин. Из штрихов, разбросанных им в письмах к жене и о жене, можно составить ее характер.

3-й кавалер: Я женат - и счастлив, одно желание мое, что ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние так ново, что, кажется, я переродился.

4-й кавалер: Я не ревную, да и знаю, что ты во все тяжкие и пустишься.

5-й кавалер: Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя.

6-й кавалер: Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив.

7-й кавалер: Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу. ... А твоих стихов не читаю, черт ли в них, И свои надоели.

8-й кавалер: Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменя­ешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счеты. Ай-да хват баба. Что хорошо, то хорошо.

9-й кавалер: Бедная моя Натали стала мишенью для ненависти света. Повсюду говорят: это ужасно, что она так наряжается, в то время как ее свекру и свекрови есть нечего. Натали тут ни причем, и отвечать за нее должен я... Если бы мать моя решила поселиться у нас, Натали, разумеется, ее бы приняла.

10-й кавалер: Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нече­го бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения, один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую.

11-й кавалер: За шесть лет в семье Пушкиных родилось четверо детей: две девочки и два мальчика.

12-й кавалер: Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее, но умереть для того, чтобы оставить ее блестящей вдовой.

Звучит «Реквием Ре - минор» В.-А. Моцарта. Все уходят со сцены.

Ведущий 2 Было счастье любви, были радости творчества, были разочарования и потери.

И был поединок. Поединок за свою честь и честь своей жены, той единственной, за которую он отвечал перед самим Богом.

Ведущий 1 ... Место выбрали далеко за городом. Черная речка Открытая поляна. Две избы поодаль. Пушкин сдержал желание подкинуть лихо свой пистолет. Лицо Дантеса не выражало ничего, кроме наигранного презрения. Глаза он отводил. Секунданты долго утаптывали площадку.

Выстрел Дантеса отбросил Пушкина, как это бывает в шторм, на скользкую мокрую палубу. Разве он опять на корабле? Отчего такая темень? Боже мой, живот!

Руку обливало чем- то густым. Он пытался зажать это густое, все глубже увязая подбородком...

К нему бежали.

« Р- рано!» - прохрипел Пушкин, сплевывая красный снег.

Он видел, что верхняя губа Дантеса прыгала.

Тяжелый пистолет раскачивался, как маятник.

Дантес упал.

« Браво!» - попытался крикнуть Пушкин, откидывая пистолет. Больше он ничего не помнил.

Звучит «Реквием по мечте»

Ведущий 2 Затем был его кабинет и книги до потолка. Кровь, которую не удавалось зажать на снегу, внутри все горело и рушилось.

Ему сказали, что жена в соседней комнате.

« Не впускайте!- попросил Пушкин по слогам - Сначала умыться».

Его привели в порядок, но в порядок нельзя привести боль. Время для Пушкина растекалось кругами.

Когда подошел священник, стало чуть легче, и он услышал, как будто со стороны, свою исповедь. Поцеловал крест. И сам попытался перекрестить жену и детей.

Приподнял правую руку в направлении высоких томов на полках и прошептал: « Прощайте, друзья...»

Быстро- быстро замелькал туннель с ярким светлым пятном вдали. Казалось, что Пушкин спит.

Звучит «Пассакалия» Генделя (орган)

Ведущий 1 Кажется, 6удто все это случилось не когда-то; а вчера. Но еще острее кажется: худшее можно было поправить.

Черная речка. Вода в ней густая, волокнистая. Плывут колоски совершенно черного, даже угольного цвета. Может быть, поэтому река называется Черной?

Ведущий 2 Место дуэли. Высокий обелиск. Он стоит в лесопарке среди старых почерневших деревьев, вобравших в себя прошлое.

Где- то здесь, на снегу, была разостлана шинель Данзаса, на которой лежал и сделал свой дуэльный выстрел тяжело раненный Пушкин. Лежал, опершись на руку, уже умирающий и никогда уже больше не умерший.

Ведущий 1 Жизнь сжала этот трепещущий островок, не тронула и не трогает. Запечатала его.

Пулю, от которой погиб Пушкин, сохранили. Кто? Неизвестно. Оправили в золото, чтобы она была вечным кровавым мигом.

В 1899 году в « Санкт - Петербургских новостях» было опубликовано: « На вид это маленький, темный шарик, изящно отделанный в золото в виде брелока, но без содрогания на него смотреть невозможно!»

Где пуля теперь? Тоже неизвестно. И не надо известий о ней! Не надо! Красные рябины. Черная вода в Черной речке. Здесь лежал сын человеческий, уже умирающий и никогда больше не умерший.
Чтец: стихотворение Н. Каткова « И все, как было...»

И все, как было.

На опушке
Голодных галок болтовня,
И сходятся Дантес и Пушкин
На первой линии огня.
Убить, чтоб угодить короне

И хвастаться среди друзей…

Как подло!

На морозном фоне Чернеют паруса плащей.
Дымится ствол...

Дантесу многим Обязан лживый светский двор.
Как жаль,.

Что в каменном восторге Ошибся местью командор. Убийца - царь

Убийц не судит,
И черный гроб

Плывет в метель...
Вы плачете?

Не надо, люди! Еще не кончилась дуэль...

Ведущий 1 29 января 1837 года Пушкина не стало.

«Солнце» нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!

Ведущий 2 Нет, Пушкин есть, он жив, жива его поэзия! Пушкин жив для нас как великий национальный поэт, как пламенный патриот своей страны, поэт - гражданин, чьи светлые песни подобны лучам утреннего солнца, освещающего необъятные просторы нашей Родины, дающего Веру и Надежду...

Устав от суеты мирской,

В благом молчанье одиноком,

Мой Пушкин, каждою строкой

Я говорю с тобой, как с Богом.

И повторяю вновь и вновь,-

Твой пламень сердце не остудит.

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет! (Н. Доризо)

На фоне музыки « Гори, гори моя звезда».

Презентация 3

Ученики читают стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина».

1. Мы читать тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

2. Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч тот,

Когда на мир унылый мрак спустился.

3. И все еще горит нам светоч тот,

Все гений твой пути нам освещает,

Чтоб духом мы не пали средь невзгод;

О красоте и правде он вещает.

4. Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовешь нас из могилы,

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

5. Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный.

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!


© 2010-2022