Урок по русской словесности для 5 класса «М. Ю. Лермонтов «Бородино»

"Описание материала: Урок проводится в 5 классе при изучении темы «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Учебник «Русская словесность. 5 класс», Т. П. Чаплышкина, А. М. Садвакасова, Л. В. Сафронова, Н. Н. Ставицкая, С. Я. Ходова; Алматы «Атамура», 2010г.Тема Отечественной войны 1812 года - волнующая тема, которая занимает центральное место на уроке. Исходя из этого поставлены определённые теоретические и практические цели. Для эффективного воздействия произведения на ум и чувства учащихся большое значение...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Цель: 1) Познакомить с детскими и юношескими годами М.Ю. Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер; познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», обратив внимание на историческую основу стихотворения и его художественные достоинства. Рассмотреть идею и тему произведения. Развивать умение делать анализ художественного текста. Показать безграничную любовь русского народа к своей родине, самоотверженность, готовность простых людей защищать страну от нашествия иноземных захватчиков. Именно эту мысль четко и ясно показать учащимся. Отработать навыки выразительного чтения, привить внимание учащихся к знакам препинания.

2)Развивать память, мышление, грамотную речь учащихся.

3)Прививать любовь к русской литературе, воспитывать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.

Оборудование урока: Портреты писателя, его близких и родных, иллюстрации по теме, диафильм.

Ход урока:

Эпиграф:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю. Лермонтов

I. Организационный момент.

II. Изучение нового. Вступительная беседа.

Слово учителя

Сегодня мы с вами знакомимся с фактами из биографии одного из величайших мастеров русского художественного слова, преемника А.С.Пушкина и продолжателя его работы в стихах и прозе М.Ю. Лермонтовым. Познакомимся с его произведением «Бородино», узнаем, что послужило толчком к написанию этого стихотворения. Урок необычен тем, что на нем мы будем говорить не только о художественном произведении, как это бывает обычно, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе.

Жизнь Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но не дожив и до 27 лет он прошёл весь круг жизни, наполненной взлетами вдохновения и горечью разочарований.

Родился поэт 3 октября 1814 года в Москве в семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова и его жены Марии Михайловны. Невеселым было детство этого мальчика. Смутно помнил он ласковые руки и слабый голосок матери, напевавший ему грустную песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось и трех лет… Детство его прошло в селе Тарханы Пензенском имении у бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Отца Лермонтов видел редко: бабушка не любила его и заставила уступить ей право воспитывать мальчика. Детство кончилось. Лермонтов поселился в университетский Благородный пансион. Из пансиона в 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью - виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Он рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи. Он был великолепно образован, начитан, слыл сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. Но в 1832 году Лермонтов вынужден покинуть университет за участие в студенческом бунте. Он переезжает в Петербург, где поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В 1837 году Лермонтов узнает о гибели А.С. Пушкина (а это был его любимый поэт) и пишет стихотворение «Смерть поэта». Стихотворение воспринимается как «воззвание к революции»; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля) по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. В 1840 году военный суд за дуэль с де Барантом (сыном французского посла) был приговорен к вторичной ссылке на Кавказ. Он принимает участие в военных действиях и отличается пылким мужеством, за которое его представляют к награде. Во время ссылки особенно раскрылось художественное дарование поэта, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки-пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Лучшие из них связаны с кавказской темой. Пишет стихи, которые появились в печати впервые ещё в 1835 году. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. 15 июля1841 года состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, человеком хвастливым, завистливым и самовлюбленным. Дуэль кончилась трагически, Лермонтов погиб. Его похоронили на городском кладбище при стечении всего Пятигорска. В 1842 году прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых. Только две последние цифры 1814-1841 поменялись местами в датах его жизни. Но сколько испытано чувств и какое противоборство мыслей разламывало его ум и душу!

О мастерстве Лермонтова как поэта мы убедимся сегодня на уроке, прослушав и проанализировав его стихотворение «Бородино». Послушайте, пожалуйста, о таком историческом событии, как Бородинское сражение, о тех далёких событиях, которые легли в основу стихотворения.

III. Историческая основа стихотворения.

( Учитель рассказывает об исторической основе произведения)

- Прежде чем послушаете стихотворение «Бородино», познакомимся с непонятными для вас словами, что они означают.

Словарная работа:

Редут - квадратное земляное укрепление на поле боя.

Мусью - сударь, господин

Картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко

рассеивающимися при выстреле.

Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

Бивак - стоянка войск под открытым небом.

Кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи.

Булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки.

Улан, драгун - солдаты конных полков.

Басурманы - люди другой веры, иноземцы, враги.

Данные слова отражают военную терминологию того времени.

V. Прослушивание стихотворения «Бородино» (показывается диафильм и звучит грамзапись в исполнении мастера художественного слова Максима Левченко).

V1. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь (прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

VII. Работа над темой и идеей произведения.

- Какова тема? Что является темой, идеей этого произведения?

Тема - это то, о чем рассказывает писатель, значит тема - Бородинское сражение, битва.

Идея - это оценка событий, фактов, которые описывает автор, значит идея - горячий патриотизм, любовь к Родине.

- В каких словах заключена идея?

(В эпиграфе: «Да были люди в наше время….»)

-Какие чувства вы испытали, слушая это произведение? Понравилось ли оно вам? Есть ли что-то общее в исторической справке и в стихотворении?

(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Чувство патриотизма, гордости за русский народ).

VIII. Беседа по вопросам:

-Ребята, назовите главных героев этого стихотворения.

(Старый солдат, молодой солдат и, конечно же, русский народ, так как он является главным героем Отечественной войны).

-Как вы думаете, что интересует молодого солдата? Что его волнует? Каков он этот солдат? Что о нем можно сказать?

(Молодой солдат - человек любопытный, пытливый, ревниво относящийся к прошлому своей страны. Ему горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг и оставление Москвы отнюдь не свидетельство о поражении русской армии. Поэтому ему снова и снова хочется слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы о подвигах русских солдат, об их бессмертном героизме:

Ведь были ж схватки боевые?

Да говорят еще какие!

Недаром помнит вся Россия.

Про день Бородина!)

- Ребята, а что вы можете сказать о старом солдате? Кто он?

(Активный рядовой участник событий 1812 года, бывший артиллерист, старый опытный солдат, герой Бородинского сражения).

- Сколько ему лет? Каков его возраст?

(45-50 лет)

- Каким вы представляете его внешний облик?

(Седые волосы и усы, шрамы).

- Как ведет себя старый солдат? Манера держаться?

(Он скромен, сдержан, взволнован, ведет себя с достоинством)

- Назовите особенности речи.

(Речь неспешная, эмоциональная. Говорит он спокойно, не торопясь. И только тогда, когда «дядя» говорит о своих друзьях и товарищах, о своем командире-полковнике, он воодушевляется и рассказ его становится эмоциональным и взволнованным.)

-Рассказчик - солдат-артиллерист. Как вам кажется, это случайно?

(Это не случайно. Русская артиллерия еще со времен Суворова всегда наводила ужас на врагов. И во время Отечественной войны 1812 года русская артиллерия сыграла немаловажную роль в разгроме врага. Поэтому много раз в стихотворении говорится о пушках, об артиллерийских снарядах.)

- Каков характер у старого солдата? Как мы его можем охарактеризовать?

( Решительный, мужественный, готов пожертвовать жизнью ради других, за родину, гордится за своих товарищей)

- Дети, как вы думаете, отделяет ли себя старый солдат от своих товарищей?

( Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат).

-Называет ли он их по именам?

(Он не называет их по именам, потому что их было много, не один, не два, а сотни и тысячи. Именно они, эти безымянные герои Бородинского сражения, завоевали победу. Поэтому солдат-рассказчик говорит не от собственного имени, а от имени своих друзей - однополчан: «мы», «нам», «наши», «нами».)

-Каковы же эти герои? Как их характеризует рассказчик?

(Герои Бородина - люди отважные и самоотверженные, но при этом скромные, в них нет ни заносчивости, ни бахвальства, они рвутся в бой(«Досадно было, боя ждали», что перестрелка для них-« безделка», они с нетерпением ждут дня решительного сражения с неприятелем («Мы ждали третий день»).

-Какую клятву дали солдаты перед боем?

(Они дали клятву умереть, но не пропустить врага к Москве: «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой».

- Как называет их рассказчик?

(Богатырями).

-Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения?

(Русских солдат объединяло и воодушевляло на подвиги одно чувство- любовь к родине:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!...)

- Как ведут себя французы перед боем? Уверены ли они в своих силах?

(Они были уверены в победе и заранее праздновали ее:

И слышно было до рассвета, как ликовал француз…)

- А что мы можем сказать о русском лагере? Чем они занимались до боевых действий?

(Русский лагерь был тих, сосредоточен. К предстоящему бою русские солдаты относятся по-деловому, без суеты. Каждый занят своим делом:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил…

А рассказчик, набираясь сил, «прилег вздремнуть у лафета…».

- А во время боя как ведут себя русские солдаты?

(Когда началось сражение, русские войска показали, на что они способны. И хотя враг был силен, ведь недаром старый солдат говорит «французы двинулись, как тучи», они не только не дрогнули и не отступили, а, наоборот, сумели нанести противнику жестокий урон:

Рука бойцов колоть устала…

Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

И даже после кровопролитной битвы, после гибели своих товарищей («Тогда считать мы стали раны, товарищей считать») они

…были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…)

- А что говорит солдат о своем командире - полковнике? Как к нему относится?

(С глубоким уважением рассказчик относится к своему командиру-полковнику:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатом…

Скорбное чувство невозвратимой утраты близкого и любимого человека звучит в его словах:

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.)

-Итак, в образе солдата - рассказчика, его товарищей по оружию (в том числе и образ полковника) Лермонтов воссоздает обобщенный образ русского народа, отражает мысли и чувства всей русской армии, готовый до последней капли крови защищать свою родную землю. Высокое чувство патриотизма, готовность не раздумывая отдать свою жизнь за родину, беспримерная отвага и героизм, высокое чувство ответственности за судьбу своей страны, умение в самые трудные минуты оставаться спокойным и выдержанным и даже шутить:

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

- все это говорит о несокрушимой мощи русского народа, его богатырской удали, о его непобедимости. Стихотворение Лермонтова можно назвать поэтической летописью бородинского сражения, поэтическим произведением, по точности равным историческому документу. Но «Бородино» -это прежде всего художественное произведение. И в учебнике по истории говорится о Бородинской битве и историков прежде всего интересуют факты, точное описание событий, их практическая оценка. Писателя же интересует другое. Ему нет нужды подробно и тщательно выписывать все перипетии происходящих событий, нет нужды говорить обо всех, кто принимает в них участие. Главное для него - воссоздать яркую картину из всей панорамы великой битвы, только самое существенное и характерное, передать мысли и чувства русских воинов, грудью преградивших врагу путь к Москве.

-Ребята, вспомните, пожалуйста, строфы, воспроизводящие картину Бородинского боя. Обратите внимание на образные сравнения, на стремительность смены событий.

(Строфы, воспроизводящие картину Бородинского боя:

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий …..

Слились в протяжный вой…

И сравнения: «Французы двинулись, как тучи…», «носились знамена, как тени…», «земля тряслась, как наши груди».

На стремительность смены событий:

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Здесь изображается кровавая Сечь, «когда смешались в кучу кони, люди».

-Перед нами картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит: «Вам не видать таких сражений!» Ребята, подумайте над вопросом: почему старый солдат в начале и в конце своего рассказа с гордостью говорит о прошлом, и почему ему кажется, что теперь нет таких людей, какие были раньше?

Да, были люди в наше время,

Не то что нынешнее племя:

Богатыри не вы.

И снова:

Да, были люди в наше время.

Могучее, лихое племя:

Богатыри -не вы!

(Здесь жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел.)

-Цель следующего этапа урока - выяснить, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой?

(Стихотворение написано в честь 25-летия Бородинской битвы, еще были живы участники этого сражения. Лермонтов часто встречался с ветеранами Бородино. Значит рассказчик - это простой солдат, для того, чтобы сделать рассказ достоверным. Однако старый солдат остается безымянным. Он безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы и передает чувства всего народа. Мысли и чувства старого солдата - это мысли и чувства всего народа).

- В 2014 году исполнится 202 года со дня Бородинского сражения. Почему и сегодня нас волнует событие, описанное в этом произведении?

Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат будет жить вечно и этот подвиг «недаром помнит вся Россия…». Интересно, что стихотворение получило второе рождение во время Великой Отечественной войны. Зимой 1941 года в один из боев на подступах к Москве наш знаменосец упал в снег и, истекая кровью, крикнул: «Ребята, не Москва ль за нами, умремте ж под Москвой…». Так лермонтовское стихотворение развивало патриотизм в годы Великой Отечественной войны.

Боль военных лет оставила глубокий след в сердце одного из участников ВОВ нашего земляка - Козлова Федора Георгиевича, к сожалению, уже ушедшего из жизни. И эту боль он отразил в стихах собственного сочинения:

Вспомни, мой друг, боевые походы.

В окопах - на четверть болотной воды…

Но нас не страшили такие невзгоды.

Мы шли через топи сквозь взрывы и дым.

За Родину нашу мы были в ответе…

С тех пор пролетело немало уж лет,

Девятого мая пришли мы к победе,

Чтоб мир утвердить на великой Земле.

В стихотворении «Бородино» Лермонтов с огромной силой запечатлел подвиг великого русского народа в борьбе с иноземными захватчиками, сумевшего в справедливой войне победить великую французскую армию, отстоять независимость Родины и освободить Европу от порабощения. В произведении Лермонтов с огромной впечатляющей силой отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны 1812 года глазами человека из народа и показал, что победителем в этой войне был прежде всего простой народ русский, который в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, русской нации, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со всей земли. Эти же слова можно сказать и об участниках Великой Отечественной войны, которые освободили наш народ от фашистских захватчиков. Именно благодаря им живы наши бабушки и дедушки, ваши родители и вы.

(Если останется время, то нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду стихотворения)

Домашнее задание.


  1. Выучить отрывок из стихотворения «Бородино» (от слов «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий»…..до слов « Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!»).

  2. Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата.

  3. Подготовиться к тестам.

© 2010-2022