- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа факультативного курса по русскому языку Трудные случаи пунктуации и орфографии ( 9 класс)
Программа факультативного курса по русскому языку Трудные случаи пунктуации и орфографии ( 9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черешко С.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени М.В. Ломоносова »
Утверждаю
___________________________
Директор МБОУ СОШ №1
____________20 г.
Согласовано
______________________________
Зам. директора по УВР
______________20 г.
Рассмотрено на заседании МО,
Протокол № _______________
От ____________20 г.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса
« Трудные случаи пунктуации и орфографии»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Черешко Светлана Вячеславовна
2014 г
Пояснительная записка
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 9 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
-
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
-
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
-
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
-
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Цель программы:
Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
-
Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
-
Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
-
Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
-
Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Сроки реализации программы.
Объем факультативного курса - 33 часа.
Количество часов в неделю - 1 час.
Формы, виды занятий.
Курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения курса учащиеся должны знать
-
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
-
условия, от которых зависит написание;
-
норму, действующую при данных условиях;
-
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
-
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
-
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-
правильно писать сложные слова,
-
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
-
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
-
правильно писать не с разными частями речи;
-
ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
-
ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
8. Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным проблемам курса.
Учебно-тематический план
№
Раздел программы
Количество
часов
1
Правописание гласных и согласных корня.
4
2
Правописание приставок.
2
3
Правописание глагола, причастий, деепричастий
4
4
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.
6
5
Правописание н и нн в различных частях речи.
4
6
Правописание не с разными частями речи.
5
7
Правописание служебных частей речи.
2
8
Пунктуация в простых и сложных предложениях.
5
9
Итоговая тестовая работа.
1
Итого
33
Календарно- тематическое планирование
№ п/п
дата
Темы занятий
Кол-во часов
Планируемые действия
Форма контроля
Правописание гласных и согласных корня
4
1
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.
1
Учащиеся опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, определяют
правильное написание путём подбора однокоренных слов.
Объяснительный
диктант
2
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
1
Правильно пишут
слова с
чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием.
Распределительный диктант
3
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.
1
Определяют написание согласных и безошибочно пишут их.
Выборочный диктант
4
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.
1
Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются
Тематический тест
Правописание приставок
2
5
Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с.
1
Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания.
Самодиктант
6
Приставки пре-/при-.
1
Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-.
Распределительный диктант
Правописание глагола, причастий и деепричастий
4
7
Правописание личных окончаний глагола. Употребление мягкого знака в глагольных формах.
1
Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола. Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило
Объяснительный диктант Осложненное списывание
8
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
1
Применяют способы действия по написанию суффиксов глагола
Работа по карточке
9
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-.
1
Указывают суффиксы причастий и условия их употребления.
Самодиктант
10
Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. Правописание гласных перед суффиксом деепричастия совершенного вида
1
Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры. Применяют правила написания гласных перед суффиксом деепричастия совершенного вида.
Тематическая тестовая работа
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов
6
11
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
1
Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании.
Работа по карточке.
12
Слитные и дефисные написания имён прилагательных.
1
Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных, применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приводят примеры, грамотно употребляют дефис на письме.
Объяснительный диктант
13
Слитные и раздельные написания имён числительных.
1
Объясняют выбор слитного и раздельного написания числительных, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются.
Трансформационный диктант
14
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
1
Применяют правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объясняют в тексте и самостоятельно подбирают примеры на данную орфограмму
Распределительный диктант
15
Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.
1
Объясняют выбор слитного и раздельного написания наречий, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются.
Выборочный диктант
16
Дефисное написание наречий.
1
Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры.
Тематический тест
Правописание н и нн в различных частях речи
4
17
Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных.
1
Безошибочно определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах полных отыменных прилагательных
Выборочный диктант
18
Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных.
1
Правильно пишут
слова с
н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н».
Объяснительный диктант
29
Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях.
1
Определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы.
Работа по карточке
20
Употребление н и нн в именах существительных.
1
Указывают условия выбора одной и двух н в суффиксах имен существительных.
Самостоятельная проверочная работа
Правописание не с разными частями речи
5
21
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.
1
Применяют правила слитного написания не со словами, не употребляющимися без не на практике, приводят примеры, опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах.
Объяснительный
диктант
22
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.
1
Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.
Распределительный диктант
23
Написание не с именами существительными, прилагательными.
1
Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании.
Выборочный диктант
24
Написание не с причастиями.
1
Применяют правила написания не с причастиями на практике,
приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не на письме.
Самодиктант
25
Не с наречиями.
1
Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с наречиями, применяют данное правило при написании.
Тематический тест
Правописание служебных частей речи
2
26
Правописание предлогов.
1
Определяют написание производных и непроизводных предлогов и безошибочно пишут их.
Тестовая работа
27
Правописание союзов.
1
Опознают союзы и безошибочно пишут их.
Тестовая работа
Пунктуация в простых и сложных предложениях
5
28
Пунктуация в предложениях с обращениями.
1
Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки знаков препинания при обращениях на практике.
Выборочный диктант
29
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.
1
Указывают трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме.
Объяснительный диктант
30
Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
1
Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике.
Тестовая работа
31
Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
1
Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия
Работа по карточке
32
Пунктуация в сложных предложениях.
1
Применяют пунктуационное правило правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
Самостоятельная проверочная работа
33
Итоговая тестовая работа по курсу: «Трудные случаи пунктуации и орфографии»
1
Содержание программы
Правописание гласных и согласных корня.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных. Ы, и после ц.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.
Правописание приставок
Приставки с традиционным написанием, про-/пра-. Приставки пре-/при-, Ы/ И после приставок.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.
Орфограммы в глаголе
Правописание личных окончаний глагола.
Употребление мягкого знака в глагольных формах.
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Правописание гласной перед суффиксом прошедшего времени -л-.
Правописание гласных е и и в переходных и непереходных глаголах.
Правописание н и нн в различных частях речи
Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных.
Слитные и раздельные написания имён числительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.
Дефисное написание наречий.
Правописание причастий и деепричастий
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),
-ом- (-ем-), -им-.
Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Правописание гласных перед суффиксом деепричастия совершенного вида.
Правописание не с разными частями речи
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.
Написание не с именами существительными, прилагательными.
Написание не с причастиями.
Написание не с наречием.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Правописание служебных частей речи.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.
Пунктуация в предложениях с обращениями.
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Пунктуация в сложных предложениях.
Средства контроля
-
№ п.п.
Тема
Форма контроля
Итоговая работа по курсу: «Трудные случаи пунктуации и орфографии»
Тест
Учебно-методические средства обучения
Литература для учителя
-
Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 48 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. - Киев, 1987.
-
Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. - 2-е изд., перераб. М., 1982.
-
Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. - 2-е изд., испр. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
Литература для учащихся
-
Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 58 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М. : Просвещение, 1991.
-
Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 78 классов / М. В. Панов. - М. : Просвещение, 1984.
-
Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. - Минск : Пейто, 1998. - 176 с.
Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов.
Итоговая тестовая работа
Вариант 1.
I. Укажите слова, в корне которых пишется буква е.
1. наб…рать номер телефона
2. зап…реть дверь на замок
3. усм…рить буйного
4. прот…реть через тёрку
5. кл…новый лист
6. св… той источник
II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.
1. стоять на пер…оне
2. срочная телеграм…а
3. гал…ерея образов
4. идти по кор…идору
5. водные рес…урсы
6. пятибал…ная система оценивания
III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. чре..мерный, и..подтишка, не..говорчивый
2. пр..градить, пр..страстный, пр..следователь
3. не..правданный, п..становка, под..зрение
4. без..сходный, под..грать, по..грать
IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1. (Диван)кровать, где (же), (розовато)сиреневый;
2. (один)одинешенек, (пол)яблока, пройдет (ли);
3. потому (что), (рок)группа, (метео)станция
4. (вице)президент, (русско)испанский, (темно)русый.
V. В каком слове пропущена буква Е?
1. Быль за сказкой не угон..тся.
2. Друга за деньги не куп..шь.
3. Какое слово произнесешь, такое и услыш..шь.
4. Дитя не плач..т, мать не разуме..т.
VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.
2. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.
3. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.
4. (Не) факт; (не) делает чести
5. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.
VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Разработа (1) ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова (2) ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё (4) ой в иероглифическом письме.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4
VIII. В каком слове пишется Е?
1. Отча..ться
2. засе..но
3. вывал..вшийся
4. упорядоч..нный
IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью ( ) и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.
1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
X. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Одни только грачи (1) привыкшие к степному шуму (2) спокойно носились над травой (3) ни на что не обращая внимания.
1) 123 2) 2 3) 12 4) 23
Вариант 2.
I. Укажите слова, в корне которых пишется буква о.
1. непром…каемый плащ
2. лучший пл…вец
3. не к…саться этой проблемы
4. раск…чать лодку
5. бой гл…диаторов
6. б…льной человек
II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.
1. стать первокурс…ником
2. военный кор…еспондент
3. тихая ал…ея
4. выйти на тер…асу
5. дрож…евое тесто
6. прес…ная вода
III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. с..ехал, обез..яний, транс..европейский
2. пр..небрежение, пр..тендент, пр..скорбное
3. поз..вчерашний, н..кинутый, пр..родина
4. об..ск, об..грать, сверх..нициативный
IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1. (Пол) Петербурга, как (будто), (черно)белый;
2. (военно)обязанный, (кисло)сладкий, там (же);
3. (юго) восток, (русско)французский, (пол)лимона;
4. (фото)аппарат, все (ли), (режиссер)постановщик.
V. В каком слове пропущена буква Е?
1. Язык - стяг, дружину вод..т.
2. Хорошее дело само свет..тся.
3. Родительское слово мимо не молв..тся.
4. Правда в огне не горит и в воде не тон..т.
VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
1. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.
2. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.
3. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.
4. (Не) факт; (не) делает чести
5. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.
VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.
1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3
VIII. В каком слове пишется Е?
1. Наве..ть
2. раскле..нный
3. наде..вшийся
4. послыш..лся
IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.
1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
X. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Громом (1) возвестив весну (2) гроза звенела (3) по траве (4) давно ожидавшей влаги и прохлады.
1) 124 2) 23 3) 4 4) 24