Тема урока: Вопросительные местоимения

Ахметвалиева Т.М. МБОУ «Новоузеевская основная                                                                                                                                          общеобразовательная школа»   Тема урока: Вопросительные местоимения Цель: Образовательные: актуализировать знания учащихся о местоимении как часть речи, ознакомить с вопросительными местоимениями; формировать умение отличать вопросительные местоимения от других разрядов;   Создать условия, направленные на формиро... № п/п Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения 1 Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас внимательных и сосредоточенных.   Какую роль играют местоимения в нашей жизни?         Приводят примеры того, насколько важны местоимения в нашей речи.           Хотя местоимений в языке очень мало, роль их исключительно велика. Если допустить невероятное – что они исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек не смог бы обозначить себя как говорящего – я. Не смог бы назвать собеседника – ты и лицо, о котором идёт речь, - он.                    Местоимения позволяют избежать повторов в речевом высказывании, разнообразят речь Метапредметные результаты: личностные: настрой на позитивное начало урока. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества.               2 Осмысление материала Организация воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся. 1.Что такое местоимение?        Какие разряды местоимений мы знаем?                    Прочитайте предложения, подобранные дома с местоимениями изученных разрядов (личные, возвратные, притяжательные), и расскажите об их особенностях.             Вспоминают правило.   Местоимение – это часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак и количество, но не называют их.                                        Вспоминают изученные разряды: личные, возвратные, притяжательные и рассказывают об их особенностях. К личным местоимениям относятся я,ты, он, мы, вы, они. Личными они называются потому, что обозначают лица, которые участвуют в речи Местоимение себя указывает на лицо и называется возвратным. Возвратное местоимение себя не имеет фо... Метапредметные результаты:         Регулятивные УУД:                                    самостоятельный учёт выделенных ориентиров в учебном материале;          - проговаривать последовательность действий на уроке;                                         - высказывать свое предположение на основе учебного материала;                 Познавательные УУД:- анализ объектов с целью выделения признаков;               -определение основной и второстепенной информации;                           - анализ... 3. Обобщение и систематизация знаний. Обобщение изученного на уроке и введение в систему ранее усвоенных знаний. .Сегодня на уроке мы должны познакомиться с вопросительными местоимениями.    Запишите столбиком вопросы, на которые отвечают существительные, прилагательные, числительные, наречия.                        Как будут называться эти местоимения, если с их помощью мы ставим вопросы к существительным, прилагательным и числительным, наречиям?   На что они указывают?                 С какими же частями речи могут соотноситься вопросительные местоимения?      Кто? Что?             Какой? Чей?        Который? Сколько?                          Когда? Где? Куда? Как? Откуда? Зачем? Почему?                                           Высказывают предположение. Если нет верного ответа, то дети обращаются к учебнику и находят ответ на вопрос. Это    вопросительные местоимения.   Они указывают на неизвестный предмет, признак, количество или обстоятельство, при котором совершается действие.   Они соотносятся с существительными, прилагательными, числительными... Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль . Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. 4 Развитие умений – применение знания. Закрепление.   Ответьте на загадки – шутки, назовите вопросительные местоимения.          1.Какой год продолжается всего один день? 2.Чем кончается лето и начинается осень? 3.Под каким деревом сидит заяц во время дождя?             Новый год, вопросительное местоимение какой. Буквой  «о», местоимение чем. Под  мокрым деревом, местоимение -«каким».   Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний находить ответы на вопросы, используя информацию. Регулятивные: осуществлять самоконтроль, овладеть умением прогнозировать, высказывать свое предположение на основе учебного материала.   Закрепление. Уметь определить роль вопросительных предложений в предложении. Работа с текстом.                                                 Белка лежала в  ветвях старой ели в своем гнёздышке. Вдруг она насторожилась. Что за странный шум услышала она? Вот с треском упало дерево, за ним ещё другое. Кто подошёл к её дереву? Белка выглянула из дупла и увидела человека. Зачем он приложил к стволу блестящий предмет? Дерево задрожало, закачалось и стало падать. А белка была уже далеко. Изо  всех сил помчалась она в самую глушь леса. Где ей спрятаться? Выписать предложения ... Дети выписывают предложения с вопросительными местоимениями и подчеркивают вопросительным местоимениям как член предложения. Что за странный шум услышала она? Кто подошёл к её дереву? Зачем он приложил  к стволу блестящий предмет?  (Что – дополнение, Кто – подлежащее, Зачем – обстоятельство)               Дети выполняют задание. Учитель проверяет в конце урока.               Слова с чередующейся гласной корня: прилОжил, блЕстящий.   Существительное 3-его склонения: глушь Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя. 5. Самостоятельная работа. Само и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке. 1.Организация тестирования:                          1)Какое  местоимение является личным?       1.Он                              2.Себя                                      3.Мой                                                      4.Наш                                           2)Какое местоимение не имеет И.п.?                          1.Вас                                       2.Себя                            3.Нас                                        4.Её                             ... Дети выполняют тест, осуществляют процедуру само – и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке (с помощью слайда презентации)                           Ключ к тесту:1 – 1; 2 – 2; 3 – 3.   Метапредметные результаты:                     Познавательные УУД:                         - контроль и оценка процесса и результатов деятельности;                  - выстраивание логической цепочки рассуждения;                              - рефлексия способов и условий действий.                               Коммуникативные УУД:- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.                                           Личностные УУД:   - устанавливать связь между целью деятельности и ее ре...       2.Составить вопросительные предложения с вопросительными местоимениями взамен предложений, которые читает учитель, делая ударение на слове, подлежащем замене. Из какого произведения предложения?              1.Вася принес Марусе Сонину куклу.                                       2.Маруся крепко обнимала Васю.   3.Прошло четыре долгих дня. Один ученик выполняет задание на доске, а остальные ребята выполняют в своих тетрадях.                        Эти предложения взяты из произведения «Дети подземелья» В.Г.Короленко.  Дети пишут готовые вопросительные предложения в тетрадь. 1.Чью куклу принес Вася Марусе?                             2. Кого крепко обнимала Маруся?              3.Сколько прошло долгих дней?     6. Рефлексия. 1.Организационно-методическая: проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных индивидуальных достижений учащихся 2.Подведение итогов  урока:                                        - О каком разряде местоимений мы сегодня говорили?      - Что было интересного на уроке?                          - Было ли трудно? А что показалось трудным?                                 Отвечают на вопросы, осмысляя результаты урока.                                   -Мы сегодня говорили о вопросительных местоимениях.   -Интересно было образовать вопросительные предложения от повествовательных предложений. Трудностей не было, потому что среди разрядов местоимений вопросительных легко увидеть. Местоимения кто, что, какой, чей и другие, когда они употребляются для вопроса, называются вопросительными. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения. Волевая саморегуляция оценки – выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. 7. Домашнее задание. Ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания. 3.Домашнее задание: 1.Познакомить с материалом учебника , страница 126.                                                      2.Упражнение 659, 661    3.Составить диалог (5 – 10 предложений) в вопросно-ответной форме с известным человеком (певец, актер, спортсмен, писатель) 1.Кто научился определить разряды местоимений, но остался вопрос по теме урока ,поставьте знак вопроса и выполните упражнение 659. 2. Кто научился определить разряды местоимений, но уверен, что самостоятельно может справиться... Выбрали нужный вариант домашней работы и написали в дневник. Познавательные УУД: уметь выбрать задание, обосновывать выбор.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ахметвалиева Т.М.

МБОУ «Новоузеевская основная

общеобразовательная школа»


Тема урока: Вопросительные местоимения

Цель: Образовательные: актуализировать знания учащихся о местоимении как часть речи, ознакомить с вопросительными местоимениями; формировать умение отличать вопросительные местоимения от других разрядов;

Создать условия, направленные на формирование УУД на основе технологии критического мышления.

Развивающие: создать условия развития орфографической зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

Воспитывающие: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Задачи:

  1. Формирование умения определять различие вопросительных местоимений от других типов

  2. Совершенствование умений, связанных с поиском вопросительных местоимений в тексте.

  3. Отработать трудные случаи отличия вопросительных местоимений.

Предметные результаты:

- познакомить с понятием вопросительные местоимения;

-знать об их основных морфологических и синтаксических особенностях

- формировать знание об орфоэпических нормах употребления вопросительных местоимений

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

- формировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цель рассуждений - анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Тип урока: комбинированный

Технологии: алгоритмического обучения с поэлементной отработкой действий, анализ результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного подхода, индивидуально-личностного обучения.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1

Мотивация к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас внимательных и сосредоточенных.

Какую роль играют местоимения в нашей жизни?


Приводят примеры того, насколько важны местоимения в нашей речи. Хотя местоимений в языке очень мало, роль их исключительно велика. Если допустить невероятное - что они исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек не смог бы обозначить себя как говорящего - я. Не смог бы назвать собеседника - ты и лицо, о котором идёт речь, - он. Местоимения позволяют избежать повторов в речевом высказывании, разнообразят речь

Метапредметные результаты: личностные: настрой на позитивное начало урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

2

Осмысление материала

Организация воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся.

1.Что такое местоимение? Какие разряды местоимений мы знаем? Прочитайте предложения, подобранные дома с местоимениями изученных разрядов (личные, возвратные, притяжательные), и расскажите об их особенностях.

Вспоминают правило. Местоимение - это часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак и количество, но не называют их. Вспоминают изученные разряды: личные, возвратные, притяжательные и рассказывают об их особенностях. К личным местоимениям относятся я,ты, он, мы, вы, они. Личными они называются потому, что обозначают лица, которые участвуют в речи Местоимение себя указывает на лицо и называется возвратным. Возвратное местоимение себя не имеет форм числа, рода и именительного падежа. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? и указывают на принадлежность. Читают предложения, написанные дома.

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельный учёт выделенных ориентиров в учебном материале; - проговаривать последовательность действий на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; Познавательные УУД:- анализ объектов с целью выделения признаков; -определение основной и второстепенной информации; - анализировать отобранную и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - учёт разных мнений; - планирование работы учебного сотрудничества; - Личностные УУД: - учебно - познавательный интерес; - самоопределение, самосознание.

3.

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщение изученного на уроке и введение в систему ранее усвоенных знаний.

.Сегодня на уроке мы должны познакомиться с вопросительными местоимениями. Запишите столбиком вопросы, на которые отвечают существительные, прилагательные, числительные, наречия. Как будут называться эти местоимения, если с их помощью мы ставим вопросы к существительным, прилагательным и числительным, наречиям?

На что они указывают? С какими же частями речи могут соотноситься вопросительные местоимения?

Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Когда? Где? Куда? Как? Откуда? Зачем? Почему? Высказывают предположение. Если нет верного ответа, то дети обращаются к учебнику и находят ответ на вопрос.

Это вопросительные местоимения. Они указывают на неизвестный предмет, признак, количество или обстоятельство, при котором совершается действие.

Они соотносятся с существительными, прилагательными, числительными и наречиями. Фронтальная беседа с проговариванием доказательств своего ответа.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль .

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4

Развитие умений - применение знания. Закрепление.

Ответьте на загадки - шутки, назовите вопросительные местоимения. 1.Какой год продолжается всего один день?

2.Чем кончается лето и начинается осень?

3.Под каким деревом сидит заяц во время дождя?



Новый год, вопросительное местоимение какой.

Буквой «о», местоимение чем.

Под мокрым деревом, местоимение -«каким».

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний находить ответы на вопросы, используя информацию.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, овладеть умением прогнозировать, высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Закрепление.

Уметь определить роль вопросительных предложений в предложении.

Работа с текстом. Белка лежала в ветвях старой ели в своем гнёздышке. Вдруг она насторожилась. Что за странный шум услышала она? Вот с треском упало дерево, за ним ещё другое. Кто подошёл к её дереву? Белка выглянула из дупла и увидела человека. Зачем он приложил к стволу блестящий предмет? Дерево задрожало, закачалось и стало падать. А белка была уже далеко. Изо всех сил помчалась она в самую глушь леса. Где ей спрятаться? Выписать предложения с вопросительными местоимениями. Подчеркнуть вопросительные местоимения согласно выполняемой синтаксической роли. Дополнительные задания: назовите слова с чередующейся гласной корня; - назовите существительное 3- его склонения

Дети выписывают предложения с вопросительными местоимениями и подчеркивают вопросительным местоимениям как член предложения. Что за странный шум услышала она? Кто подошёл к её дереву? Зачем он приложил к стволу блестящий предмет? (Что - дополнение, Кто - подлежащее, Зачем - обстоятельство)



Дети выполняют задание. Учитель проверяет в конце урока.



Слова с чередующейся гласной корня: прилОжил, блЕстящий.

Существительное 3-его склонения: глушь

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя.

5.

Самостоятельная работа.

Само и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке.

1.Организация тестирования:

1)Какое местоимение является личным? 1.Он 2.Себя 3.Мой 4.Наш 2)Какое местоимение не имеет И.п.? 1.Вас 2.Себя 3.Нас 4.Её 3)Какое местоимение является вопросительным? 1.Тебе 2.Свой 3.Куда 4.Его

Обменивайтесь тетрадями и проверьте тесты по данному ключу.

Дети выполняют тест, осуществляют процедуру само - и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке (с помощью слайда презентации)







Ключ к тесту:1 - 1; 2 - 2; 3 - 3.

Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД:- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты: - соблюдать ее основные орфографические нормы; - обнаруживать и исправлять ошибки;

2.Составить вопросительные предложения с вопросительными местоимениями взамен предложений, которые читает учитель, делая ударение на слове, подлежащем замене. Из какого произведения предложения? 1.Вася принес Марусе Сонину куклу. 2.Маруся крепко обнимала Васю. 3.Прошло четыре долгих дня.

Один ученик выполняет задание на доске, а остальные ребята выполняют в своих тетрадях.

Эти предложения взяты из произведения «Дети подземелья» В.Г.Короленко.

Дети пишут готовые вопросительные предложения в тетрадь.

1.Чью куклу принес Вася Марусе? 2. Кого крепко обнимала Маруся? 3.Сколько прошло долгих дней?

6.

Рефлексия.

1.Организационно-методическая: проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных индивидуальных достижений учащихся

2.Подведение итогов урока: - О каком разряде местоимений мы сегодня говорили? - Что было интересного на уроке? - Было ли трудно? А что показалось трудным?

Отвечают на вопросы, осмысляя результаты урока. -Мы сегодня говорили о вопросительных местоимениях. -Интересно было образовать вопросительные предложения от повествовательных предложений. Трудностей не было, потому что среди разрядов местоимений вопросительных легко увидеть. Местоимения кто, что, какой, чей и другие, когда они употребляются для вопроса, называются вопросительными.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения.

Волевая саморегуляция оценки - выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

7.

Домашнее задание.

Ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания.

3.Домашнее задание: 1.Познакомить с материалом учебника , страница 126. 2.Упражнение 659, 661 3.Составить диалог (5 - 10 предложений) в вопросно-ответной форме с известным человеком (певец, актер, спортсмен, писатель)

1.Кто научился определить разряды местоимений, но остался вопрос по теме урока ,поставьте знак вопроса и выполните упражнение 659.

2. Кто научился определить разряды местоимений, но уверен, что самостоятельно может справиться, скажите себе «Я работал хорошо!», выполните упражнение 661.

3.Кто научился определить разряды местоимений и может объяснять тему товарищу, скажите себе «Молодец!», составьте тест по теме: «Вопросительные местоимения»

Выбрали нужный вариант домашней работы и написали в дневник.

Познавательные УУД: уметь выбрать задание, обосновывать выбор.



© 2010-2022