Технологическая карта урока по развитию речи Сурхарбан - национальный бурятский праздник

Урок по развитию речи предусматривает не только ознакомление учащихся с национальным бурятским праздником Сурхарбаном, но и нацелен на работу с текстами - смысловое чтение. Можно построить урок такого типа, используя любой материал, имеющий этнокультурную ценность для того или иного региона нашего страны.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока «открытия» нового знания

Учебный предмет: русский язык

Класс: 7 «Б»

Тема урока: Сурхарбан - национальный бурятский праздник. Урок по развитию речи

Тип: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: создание условий для усвоения темы; формирование у учащихся умений реализации новых способов действия через работу с текстом.

Содержательная цель: сформировать представление о национальном бурятском празднике Сурхарбан.

Задачи:

  1. Узнать о празднике Сурхарбан

  2. Способствовать установлению взаимодействия и взаимообогащения культур через этнокультурное образование (этнокультуроведческая компетенция)

  3. Способствовать формированию общекультурных ценностей

  4. Расширение лексического запаса

Этап

Деятельность учителя


Деятельность ученика


УУД

  1. Этап мотивации

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебного действия

Сообщаю о том, что в нашей республике ежегодно проводится национальный бурятский праздник Сурхарбан.

- Бывали ли на этом празднике?

- Когда он проводится?

- Что там наблюдали?

Отвечают на поставленные вопросы

Личностные (Л3): осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация пробного учебного действия: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебного действия и фиксирование каждым из них затруднений в пробном действии

- А почему проводится этот праздник?

Задание: прослушайте стихотворение бурятского поэта Есугея Сындуева «Сурхарбан» и расскажите, что вы узнали?

Слушают стихотворение в исполнении 6 учащихся;

Рассказывают, что узнали о празднике.

Л9: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

К12: построение монологического высказывания

П8: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  1. Этап фиксирования причины затруднений

Организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причины затруднений, осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знания

Дополнительные вопросы:

  1. Как давно возник этот праздник?

  2. В какое время года он проводится?

  3. Какие виды состязаний проводились?

  4. Какое влияние этот праздник оказывал на всех присутствующих?

  5. С какой целью проводится праздник?

  6. Достаточно ли вам этих знаний?

Отвечают на поставленные вопросы

П3: построение речевого высказывания в устной форме

П7: выделение существенной информации

  1. Построение выхода из затруднения

Построение проекта выхода из ситуации - построение целей учебной деятельности - выбор способа и средств реализации

- Что вам хотелось бы узнать?

- Какие вопросы вы бы задали?

- А как это можно сделать?

(Цель урока пишу на доске)

Отвечают.

Формируют цель урока

Л11: формирование границ собственного знания и «незнания»

П16: выдвижение гипотез

П18: формулирование проблемы

Р1: принятие и сохранение учебной задачи

  1. Этап реализации

Построение нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач

Даю задание по работе с текстами

Показ слайдов презентации

Обсуждение после работы с текстом №1:

- Что вы узнали из текста?

- Какие слова для вас оказались новыми?

- Какое отношение этот текст имеет к празднику Сурхарбан?

Моё слово о том, где проходил праздник.

- Вспомните, какие состязания проводились.

- Но встаёт вопрос (может, вы зададите его сами?): почему он называется Сурхарбан?

Работа с текстом №2

Вопросы к тексту №2:

- Что такое «сур»?

Почему праздник назвали Сурхарбан?

Каково отношение бурят к стрелам и луку?

Какую роль в жизни бурят играл конь?

Какая часть речи использована для выражения почтительного, уважительного отношения бурят к коню?

Кто считался проигравшим в борьбе? Почему?

Работают с текстами №1 и №2.

Работа в паре (текст №1)

Фронтальная работа (текст №2):

Чтение вслух по абзацам.

Ответы на вопросы к тексту №2

П1: осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием текстов

П3: построение речевого высказывания в устной форме.

П7: выделение существенной информации.

П13: установление причинно-следственных связей

К2: ориентировка на позицию партнёра в общении и во взаимодействии.

К4: стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

К7: построение понятных для партнёра высказываний.

К8: умение задавать вопросы.

К10: использование речи для регуляции своего действия.

К12: построение монологического высказывания

Р9: выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме

Л8: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения.

Л12: освоение основных моральных норм

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при работе с текстами

Прошу поделиться тем, что узнали.

Какое значение для каждого из вас имеют новые знания, полученные вами?

Рассказывают. Делятся впечатлениями.

Л1: осуществление гражданской идентификации личности (Л2)

Л4: формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно- преобразующей деятельности человека.

Л12: освоение основных моральных норм

  1. Этап рефлексии

Самооценка результатов своей деятельности

Прошу оценить степень своей удовлетворённости работой на уроке, уровнем полученных знаний

Заполняют лист самооценки (2 - полностью удовлетворён своей работой на уроке, тем, что узнал новое; у меня хорошее настроение;

1 - удовлетворён, но частично, т. к. я это знал; не в полную силу работал на уроке;

0 - не узнал ничего нового, мне всё было известно; не работал на уроке; у меня плохое настроение)

Л15: оценка своих поступков



© 2010-2022