Внеурочное занятие по русскому языку Доказательства в рассуждении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТОЕ ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5А КЛАСС


21.11.2015

Доказательства в рассуждении.

Представление о результатах:

  • личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.

  • коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

  • регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;

  • познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.

  • предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-рассуждение по алгоритму выполнения задания

Цель урока: развитие умений по применению знаний для составления текста-рассуждения.

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.

Конспект урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, мальчики и девочки! Вы готовы к нашему занятию? Всё ли вы приготовили?

II. Разминка (Слайд 2)









Работа в парах

Карточка №1


Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть порог, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_следование, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_града, пр_ручить, пр_строить, пр_забавный котенок, пр_данный врагами пр_увеличивать значение , пр_уменьшать расходы.

Карточка №2


Правописание приставок, оканчивающихся на -З,С

Бе…шумный, ра судительный, бе…звучный, ра молвка, бе…покойный, ра сказ, бе…грамотный, и ходная, бе…славный, во горание, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, …гибать, …беречь, …делать, …говориться, …жать, ра…глядеть, ра…певать, и…менить, бе…грамотный.

III. Актуализация знаний.

  1. Давайте вспомним, какие типы речи существуют в русском языке

-ПОВЕСТВОВАНИЕ (повествовать, значит, рассказывать; много глаголов)

-ОПИСАНИЕ (описывать, значит, создавать словесную картину; много прилагательных)

-РАССУЖДЕНИЕ (рассуждать, значит, доказывать; употребляем вводные слова)

Введение в тему (Слайд 3)

На доске слова:

Тезис, аргументы, доказательства, вывод

В. Какое понятие ассоциируется с этими словами?

В. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

В. Какие слова равнозначны?

Добавляются слова:

Рассуждение, сочинение, вступление

В. Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня?

В. Создайте схему построения сочинения-рассуждения


Вступление

Тезис

Аргументы = доказательства

Вывод

IV. Повторение изученного материала.

Задание 1.Терминологический диктант. (Слайд 4)

Запишите названия типов речи.

1) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.

2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать

сказанное словами было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно,

поэтому.

3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все

эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.

Ответ: 1.Описание

2.Рассуждение

3.Повествование

Задание 2. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы (Слайд 5)

а) 1) Моя собака.

2) Зачем мне нужна собака?

3) Как мы однажды с собакой…

б) 1) Зачем нужно ходить в школу?

2) Мой счастливый школьный день.

3) Как я прогулял уроки.

в) 1) Как я играл в футбол.

2) Моя любимая игрушка.

3) Почему я люблю играть в футбол?

Ответы:

а) Описание

Рассуждение

Повествование

б) Рассуждение

Описание

Повествование

в) Повествование

Описание

Рассуждение

5. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя. Работа на доске (Слайд 6)

В сочинении-рассуждении необходимо использовать следующую схему:

  1. определить основную мысль (сформулировать ведущий тезис);

  2. подобрать доказательства и наметить последовательность их изложения;

  3. сформулировать вывод.

Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из

книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).

2. Задание: (Слайд 7)

1. Найдите доказательство в рассуждении и подчеркните его. Соответствует ли оно тезису? (тексты на партах)

Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ? (Слайд 8)

Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому - терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.

Почему же нужно заниматься спортом?

Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.

Во-вторых - выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.

В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь - простудных.

Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу.

Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.

2. Найдите части рассуждения. Дополните схему алгоритма словами,которые связывают части рассуждения. Какие слова используются для введения доказательств в текст?

Средства связи частей рассуждения.(Слайд 9)

I.ТЕЗИС.

Докажем это.

Это можно доказать так (следующим образом).

Почему?

И вот почему.

Это объясняется следующим.

II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:

1.Во-первых,… Например,…

2.Во-вторых,… К примеру,…

3.В-третьих,… Допустим,…

III. ВЫВОД.

Итак, …

Обобщим всё сказанное.

Таким образом, …

Следовательно, …

2. Представьте себе, что вам предложили закончить сказку «Курочка Ряба». (Тексты на партах) Слайд 11

Задание:

Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо тоже полезно, как и золотое.

Модель ответа:

Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.

Во-первых, _________________________ ;

во-вторых, ____________________________ ;

в-третьих, ____________________________».

Значит, _____________________________.

Обрадовалась баба и плакать перестала.

Для справки:

Яичная скорлупка содержит много кальция, который очень важен для живого организма. (Укрепляет кости человека; курицы начинают больше нестись)

8. Взаимопроверка.

Проверка выполнения задания (Слайд 12, 13)

Модель ответа:

Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не

скажи.

Во-первых, можно яичко поджарить или приготовить омлет;

во-вторых, курица может высидеть цыплёнка из яйца;

в-третьих, скормить скорлупу курочке, и она будет лучше нестись».

Значит, простое яйцо не менее полезно, чем золотое.

Обрадовалась баба и плакать перестала.

Проверьте работу соседа по парте, опираясь на таблицу.

Привел три аргумента

3 б

Два аргумента

2 б

Один аргумент

1 б

Сделал вывод

2 б

Допустил 0 ошибок

5 б

1

4 б

2

3 б

3

2 б

4

1 б

5

0 б

Максимальное количество баллов

10 б

Оценки: 9 -10 б.- «5»

7 - 8 б. - «4»

4 - 6 б. - «3»

1 -3 б. - «2»

10. Оценивание деятельности.

Кто сколько баллов набрал? Какие отметки кто получил?

11. Самостоятельная работа

  1. Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что напрасно так огорчились баба с дедом. Золотые скорлупки тоже можно применить с большой пользой для себя.

Модель ответа:

« А что с этими скорлупками делать, выбросить?»- спрашивает баба. Дед отвечает: «От них тоже много пользы.

Во-первых, _______________________ ;

во-вторых, _________________________ ;

в-третьих, __________________________» .

Обрадовались баба с дедом и ……

9. Подведение итогов.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на занятии. Выскажите своё отношение к сегодняшнему занятию.

(Слайд 14)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

Список литературы:

  1. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 384 с. - (В помощь школьному учителю).

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2013. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).

  3. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.

  4. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 224 с.

  5. Ресурсы сети интернет:

  • knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3ad78a5d43b89521206d37_0.html

  • gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=197&id=1597512

  • vkjournal.ru/doc/808677 *

  • uroki.net/karta.htm

  • edu.znate.ru/docs/1960/index-62913.html

  • gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=197&id=1597512

  1. Сычугова Л.П. Конспекты уроков для учителя русского языка: 5 кл. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛПДОС, 2004. - 336 с. - (Конспекты уроков)


















Приложение 1


Карточка №1


Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть порог, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_следование, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_града, пр_ручить, пр_строить, пр_забавный котенок, пр_данный врагами пр_увеличивать значение , пр_уменьшать расходы.






Карточка №2


Правописание приставок, оканчивающихся на -З,С

Бе…шумный, ра судительный, бе…звучный, ра молвка, бе…покойный, ра сказ, бе…грамотный, и ходная, бе…славный, во горание, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, …гибать, …беречь, …делать, …говориться, …жать, ра…глядеть, ра…певать, и…менить, бе…грамотный.







Приложение 2


1. Найдите доказательство в рассуждении и подчеркните его. Соответствует ли оно тезису? (тексты на партах)

Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Не случайно акул считают опасными рыбами.

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?


Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому - терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.

Почему же нужно заниматься спортом?

Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.

Во-вторых - выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.

В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь - простудных.

Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу.

Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.

2. Найдите части рассуждения. Дополните схему алгоритма словами, которые связывают части рассуждения. Какие слова используются для введения доказательств в текст?

Приложение 2


1. Найдите доказательство в рассуждении и подчеркните его. Соответствует ли оно тезису? (тексты на партах)

Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Не случайно акул считают опасными рыбами.

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?


Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому - терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.

Почему же нужно заниматься спортом?

Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.

Во-вторых - выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.

В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь - простудных.

Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу.

Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.

2. Найдите части рассуждения. Дополните схему алгоритма словами, которые связывают части рассуждения. Какие слова используются для введения доказательств в текст?

Приложение 3


Задание:

Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо так же полезно, как и золотое.

Модель ответа:

Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.

Во-первых, _________________________

во-вторых, ____________________________

в-третьих, ____________________________ ».

Значит, _____________________________.

Обрадовалась баба и плакать перестала.

Для справки:

Яичная скорлупка содержит много кальция, который очень важен для живого организма. (Укрепляет кости человека; курицы начинают больше нестись)

Приложение 3


Задание:

Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо так же полезно, как и золотое.

Модель ответа:

Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.

Во-первых, _________________________

во-вторых, ____________________________

в-третьих, ____________________________ ».

Значит, _____________________________.

Обрадовалась баба и плакать перестала.

Для справки:

Яичная скорлупка содержит много кальция, который очень важен для живого организма. (Укрепляет кости человека; курицы начинают больше нестись)

Приложение 4


Задание:

Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что напрасно так огорчились баба с дедом. Золотые скорлупки тоже можно применить с большой пользой для себя.

Модель ответа:

« А что с этими скорлупками делать, выбросить?»- спрашивает баба. Дед отвечает: «От них тоже много пользы.

Во-первых, _______________________

во-вторых, _________________________

в-третьих, __________________________ » .

Обрадовались баба с дедом и …….

Приложение 4


Задание:

Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что напрасно так огорчились баба с дедом. Золотые скорлупки тоже можно применить с большой пользой для себя.

Модель ответа:

« А что с этими скорлупками делать, выбросить?»- спрашивает баба. Дед отвечает: «От них тоже много пользы.

Во-первых, _______________________

во-вторых, _________________________

в-третьих, __________________________ » .

Обрадовались баба с дедом и …….


© 2010-2022