Урок на тему: Старуха Изергиль

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.ГОРЬКИЙ. СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ

Алмаева Жадыра Нуркужаевна

Учитель русского языка и литературы

Казалинского аграрно - технический колледж

В 11-ом классе по общеобразовательный программе учащиеся начинают проходить творчество писателей и поэтов 20-го века. Обзорно пройдя становление художественной литературы в начале ХХ-го столетия, учащиеся знакомство начинают с творчества Максима Горького. Но в наше время, в эпоху достижения высоких технологий, спустя целый век, мы, учителя русской литературы, должны заинтересовать вырастающее поколение художественной литературой прошлых лет, вникать в смысл прочитанного, развить любовь к чтению. Беседуя со своими учениками, я вижу, что они охотнее сидят подолгу за компьютерами, переписываются по электронный почте, находят новые знакомства, входят в, почти бессмысленные, сайты интернета, и, конечно, смотрят телесериалы.

И поэтому моим долгом является привить на уроках русской литературы хоть частичку любви к чтению. На своих уроках я стараюсь применять как можно больше наглядностей: с помощью диапроектора мы смотрим фотографий из жизни писателей, знакомимся с илюстрациями художников к их произведениям. Очень часто прибегаю к методам критического мышления, самоанализа и мозгового штурма.

Максим Горький - яркий писатель своего времени. Учащиеся знакомы с его биографией еще с 7-го класса по рассказам «В лесу» и «У чертежника». В 11-ом классе они шире и поподробнее знакомятся с его жизнью и творчеством.

Проходя творческий путь писателя, по школьной программе целый час отведен на романтический рассказ «Старуха Изергиль».

Максим Горький во всех своих произведениях раскрывает образ человека со всех сторон будь то плохая или хорошая сторона. Он, не искажая, выставлял на показ и отрицательные черты человека, но при этом писал, что «Глубоко верю, что лучше человека ничего нет на земле...»

В профессиональном лицее, где я работаю программа русской литературы дана в сжатой форме, поэтому на изучение жизни и творчества М.Горького отводится два часа. Так как мои учащиеся уже знакомы с биографией писателя, мы сразу же приступаем к изучению рассказа «Старуха Изергиль».

Сперва вместе с учащимися вспоминаем о направлении в литературе - романтизме, ведь рассказ имеет романтический характер.

Прочитав рассказ, мы узнаем, что композиционно «автобиография» Изергиль располагается между сказками, и это подчеркивает, что героиня обьединяет черты двух полярно противоположных сказочных персонажей: крайний индивидуализм и стремление к яркому и исключительному, вплоть до самопожертвования. Рассказ делится на 3 части - легенда о Ларре, воспоминания Изергиль, подвиг Данко. Во всех трех частях решается, по существу, один вопрос: в чем смысл жизни человека? Три части произведения как бы освещают три пути, возможные в жизни. Тема рассказа - осуждение крайнего индивидуализма и утверждение героического начала.

Здесь мы работает над термином индивидуализм.

Сделав словарную работу, мы проводим беседу о том, есть ли среди нас Изергили, Данко и Ларра. Беседуя с ребятами, мы раскрываем смысл слов эгоизм, сомолюбие, одиночество. Дети приходят к выводу, что в их современном мире все больше самолюбивых, эгоистичных людей. Рассуждают об одиночестве, как о большом наказании для человека. И здесь же они приводят примеры о старых больных людях в домах перестарелых, которых бросили их же собственные дети.

«Но в конце концов мир спасет доброту, - вот к такому выводу приходят мои ученики, - таких людей как Данко много!» И они вспоминают героические подвиги людей, отдавших жизнь в Великую Отечественную Войну. Среди современников приводят в пример поэта и мыслителя, политика Олжаса Сулейменова, который остановил своим движением испытательные взрывы в Семипалатинске.

Закончиваем обсуждение рассказа ответами на вопросы:

  • Какую роль играет образ старухи Изергиль в рассказе Горького?

  • Каков смысл последовательности трех частей рассказа?

  • В чем видят смысл жизни герои рассказа?

  • С помощого каких изобразительных средств языка Горькому удалось создать запоминающиеся образы Ларры и Данко?

В заключительной части урока предлогаю ребятам задуматься о том, как бы прожили они жизнь, какой путь они избрали бы, которые даны в рассказе: путь Ларры, подвиг Данко или жизнь старухи Изергиль.

Завершаю урок словами Изергиль: «И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут - судьба? Каждый сам себе-судьба!»

© 2010-2022