- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе: О чем моя душа поет
Конспект урока по литературе: О чем моя душа поет
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кочелакова Л.Г. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: « О чем моя душа поет…»
Цель урока: Знакомство с пейзажной лирикой поэтов Хакасии, развитие патриотических чувств.
Задачи урока:
1.Образовательные:
а) способствовать формированию умения аналитического прочтения поэтических строк; навыка находить различные средства выразительности; развития образного мышления;
совершенствовать умение владения словом;
б) углубить знания по теме: «Пейзажная лирика в творчестве хакасских поэтов» (В.Г.Майнашева, А.П.Кыштымова, Н.Г.Доможакова).
2. Развивающие:
а) Способствовать развитию творческого мышления, активности учащихся;
б) совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
3. Воспитательные:
а) прививать любовь к слову;
б) повысить интерес к поэзии и живописи;
в) воспитывать бережное отношение к родной природе и гордость за малую свою родину.
Методы работы: урок - исследование, проектная деятельность, групповая работа, индивидуальная работа, фронтальный опрос.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
Слайд 1. Тема урока: « О чем моя душа поет…»
1.Оргмомент.
Учитель: «Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине, о людях, воспевавших в своих стихах красоту и величие нашей природы. Мы любим то место, где родились и выросли. Человек, прежде всего, узнает свой дом, игры детства, дорогу в школу. Мы никогда не забудем того, что для нас является символом Родины: это может быть и береза, которая растет у родного дома, тихая речка, городская улица и многое-многое другое. Так начинается любовь к своей стране».
Вашему вниманию предлагаю несколько картин, наших с вами родных мест.
Слайд 2,3,4.5, 6,7 Музыкальные пейзажные зарисовки.
2. Введение в тему.
Учитель:
- Какие картины природы запечатлены на фотографиях?
- Какие чувства у вас вызывают картины родной природы?
Учитель: « Сейчас я вам предлагаю познакомиться с творчеством хакасских поэтов: В.Г.Майнашевым, А.П.Кыштымовым, Н.Г.Доможаковым,, передающих в своих стихах любовь к нашей малой Родине. А передать эту любовь им помогла наша прекрасная природа, неописуемая красота и величие которой вдохновила «спеть» о ней в своих стихах. Все они - почти наши современники, жили в 19 веке.
У каждого человека есть исток его жизни и творчества, имя которому - родная сторона…
В.Г.Майнашев(биография)
«Стихи надо писать. Всегда. Ведь поэты, будь то и зрелые, и начинающие, видят мир по-иному…И вот это умение донести до других, показать красочный мир, в котором мы живем, можно сравнить с родником, к которому приходят люди. Испив из родника, они становятся лучше и чище..» Эти замечательные слова принадлежат Анатолию Кыштымову, о ком речь пойдет дальше.
А.П.Кыштымов (биография)
Реки, горы, озера, тайга, ветер звере и птицы воспринимаются этим поэтом в их естественной гармонии. Природа под пером поэта живет, приходит в соприкосновение с человеком, с его деятельностью.
Н.Г.Доможаков (биография)
3.Групповая работа.
Учитель:
.А сейчас нас ждет плодотворная, очень интересная работа в своеобразных лабораториях, которые мы сами создадим - их должно быть три. Каждый из вас становится исследователем в своей лаборатории».
- Предметом исследования в ваших лабораториях послужат стихотворения хакасских поэтов. Ваши задачи: познакомиться с содержанием, проанализировать их. Анализ будет состоять из 3-хэтапов. Переверните красные листочки и ответьте на вопросы. 3 минуты.
4. Презентация проектов.
Учитель:
- При рассмотрении творчества поэтов Хакасии мы замечаем, что в их наследии важное место занимает тема природы, показ ее в самых разнообразных проявлениях, связь природы и человека в творчестве поэтов - отражение того, что человек неотделим от окружающей его природы, он живет с ней одной одухотворенной жизнью. Давайте, с вами попробуем прочувствовать это единение человека с природой, познакомившись со стихотворениями поэтов, о которых мы с вами вели речь
Слайд 9. Портрет В.А.Майнашева на фоне родного аала.
У каждого поэта есть исток его жизни и творчества, имя которому родная сторона. Родина Валерия Гавриловича Майнашева является таежный аал Ах Хоол Абаканского района Мы видим ее в стихах поэта. В.Г.Майнашев относится к тем поэтам, кто способен видеть сущее в бездонных глубинах жизни, ощущать ход бытия в шуме метели, запахе талой воды, в аромате богородской травы, в шепоте первого снега, в голосе кукушки, в пении цветов. В его стихотворениях человеческое, личное и природа «переливаются» друг в друга. Давайте познакомимся с его стихотворением «Матери».
Учашийся:
«Матери»
Прости, что я пишу не часто мама
Что я пишу какие то стихи,
Что я все чаще слышу здесь утрами,
Как в телефон звонят мне петухи.
Мне детство в душу эхом отдается,
Я сердцем ощущаю все без слов.
Вот снова вижу как там, у колодца,
Ты из ведра поишь своих коров
Я ясно вижу пору сенокоса
Как в полдень наработавшись сидим
И тень свою плакучая береза
Нам дарит вместе с щебетом своим
И мчало лето, надрывались грозы
И ты мне пела что- то в тишине.
И как смеялась, плакала береза
Чтобы потом не раз присниться мне
И мне давно, давно все это снится
Оставшись навсегда в моей крови
Чтобы потом на строчки просочиться
Как сны, как муки светлые мои.
Вопросы к анализу стихотворения:
- Каким настроением проникнуто стихотворение, о чем написано?
- Что являлось символом детства для Валерия Майнашева?
- Какими средствами выразительности воспользовался поэт?
Учитель:
Мир звуков его поэзии - мир вечный. Силой своего таланта В.Г.Майнашев извлекает эти звуки из таинственных глубин языка и с их помощью стремится показать гармонию мироздания.
Слайд 10. Портрет А.П.Кыштымова на фоне родной природы. Цитата из его собственного сочинения: « Я приду…Где я очень нужен.
Я предстану спасеньем и счастьем…
Свое сердце я отдал людям
И природе на равные части…»
Учитель:
Анатолий Кыштымов родился 10 февраля 1953 года в совхозе «Московский» Усть-Абаканского района. Писать стихи начал с одиннадцати лет. Любовь как к родной, так и к русской литературе привела его после школы на филологический факультет Абаканского пединститута. Анатолий Каштымов - талантливый хакасский поэт, рано ушедший из жизни, изображал явления природы, кажется ничего не выдумывает, рисует их такими, какие они есть, какими он их увидел и почувствовал. Познакомьтесь с его стихотворением «Сырое осеннее утро…»
Учащийся:
Сырое осеннее утро,
Заляпанный охрою сад
Где ветви деревьев, как руки,
Как руки вдоль тело висят.
И дождик унылый, бессильный
По ветру летит с высоты…
Где огненные георгины
Рубиновые цветы?
На пепельницу похожа
Клумба любимых цветов.
Пройдет одинокий прохожий
И пусто. На веке веков.
Вопросы к анализу стихотворения:
- Какая картина открывается вам перед внутренним взором?
- Какое выразительное средство преобладает?
Учитель:
Осень для Анатолия Кыштымова такая пора, когда он чувствует в себе неразрывное единение человека с поэтом, наполняющую каждую клеточку его существа легкой, щемящей, счастливой грустью.
Слайд 11.Портрет Н.Г.Доможакова на фоне родной природы.
Учитель:
Реки, горы, озера, тайга, ветер звере и птицы воспринимаются этим поэтом в их естественной гармонии. Природа под пером поэта живет, приходит в соприкосновение с человеком, с его деятельностью.
Родился Н.Г.Доможаков 20января 1916 года. В небольшом хакасском аале Хызыл Хас(Красный яр), который находился среди бескрайней Уйбатской степи.В детстве пас овец, но уже тогда мечтал учиться.И хотя у него сильно болели глаза, он успешно окончил начальную школу в деревне Райково, затем поступил в Минусинский педтехникум, который окончил в 1935 году. Работал учителем в деревне Усть-Чуль, Аскизского района. В 1944 году в Абакане был открыт НИИ языка , литературы и истории, первым его директором был Н.Г.Доможаков.
Стихи о природе Н.Г.Доможакова - это прямое обращение к рекам, горам, цветам, степи, в котором он ищет моральную поддержку, ответы на самые сокровенные вопросы. Понимание красоты природы имеет гуманистическую основу. Увидеть природу «живой» - вот один из основных признаков человечности. Родная земля, люди, живущие на ней, научили будущего поэта видеть прекрасное и в жизни, и в человеке. Послушаем его стихотворение «Весна».
Учащийся:
С зеленой листвой и с цветами, и с пеньем
В мой город приходит весна.
Хожу по полям и по паркам весенним,-
Везде перемена видна.
Цветок улыбнулся мне, словно девчонка,
Накинувши белый платок.
И птицы в степях соревнуются звонко.
И тянется к солнцу росток.
Все рады весне: и скотина, и птица.
Цветами украсили луг.
А ирис, желая пышней нарядиться,
Открыл свой зеленый сундук.
Задания к анализу стихотворения:
- Какова основная мысль в стихотворении?
- Как можно связать перемены, происходящие в природе (смена времен года) с внутренним состоянием человека?
- При помощи каких средств выразительности Н.Г.Доможаков передает нам неповторимый красочный мир природы?
Учитель:
О вечном процессе обновления природы говорится в небольшом стихотворении «Весна». Ничем не примечательные на первый взгляд образы позволяют поэту создать красочную природу, тот пейзаж, которым он привык любоваться в Абакане и его окрестностях.
5. Итог урока
Учитель:
Благодаря нашей совместной , творческой, плодотворной работе, мы соприкоснулись с творчеством людей, которых можно по праву назвать патриотами своей земли. Мы прочувствовали их трепетную, искреннюю любовь и преданность той Земле, на которой родились и выросли. Это чувство, несомненно, найдет отклик в наших душах.
Прошу оценить наш урок следующим образом: каждый из вас возьмет по листочку и приклеит его к нашему дереву знаний. Зеленый листок будет символом того, что на уроке было интересно и я узнал что-то новое; красный листок - настроение нормальное, но кое-что мне уже знакомо; желтый - к сожалению, было скучно.
Результатом наших исследований будет сочинение на тему: « О чем моя душа поет…», которое вы напишите дома. Благодарю за внимание.
Вопросы к анализу стихотворений
1этап
-
Прочитайте стихотворение выразительно.
-
Что изобразил поэт в своем стихотворении? Какие образы ( цвет, запах, звуки, ощущения) возникли при прочтении?
Мы с вами прослушали три стихотворения, каждое из которых имеет свою особенность, свою мелодику.Мир звуков их стихотворений - мир вечный, поэты извлекают эти звуки их природных глубин языка и при помощи них стараются передать гармонию мироздания.
2 этап-
Переверните зеленые листы.
-
Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие строки помогли вам это прочувствовать?
-
Какие художественные средства выразительности использовал автор?
Анатолий Каштымов - талантливый хакасский поэт, изображал явления природы, кажется ничего не выдумываея, рисует их такими, какие они есть, какими он их увидел и почувствовал.
Силой своего таланта В.Г.Майнашев извлекает эти звуки стихов из таинственных глубин языка и с их помощью стремится показать гармонию мироздания.
О вечном процессе обновления природы говорится в небольшом стихотворении «Весна». Ничем не примечательные на первый взгляд образы позволяют поэту создать красочную природу, тот пейзаж, которым он привык любоваться в Абакане и его окрестностях.
3 этап
-
Как вы думаете, что до нас хотел донести автор своим стихотворением?
-
Чему оно нас может научить?
Благодаря нашей совместной , творческой, плодотворной работе, мы соприкоснулись с творчеством людей, которых можно по праву назвать патриотами своей земли. Мы прочувствовали их трепетную, искреннюю любовь и преданность той Земле, на которой родились и выросли. Это чувство, несомненно, найдет отклик в наших душах.
Прошу оценить наш урок следующим образом: каждый из вас возьмет по листочку и приклеит его к нашему дереву знаний. Зеленый листок будет символом того, что на уроке было интересно и я узнал что-то новое; красный листок - настроение нормальное, но кое-что мне уже знакомо; желтый - к сожалению, было скучно.
Результатом наших исследований будет сочинение на тему: « О чем моя душа поет…», которое вы напишите дома. Благодарю за внимание.