Доклад «Словарная работа на уроках русского языка в средней школе с применением ЭОР»

Словарная работа, проводимая почти на каждом уроке, способствует обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывает орфографическую зоркость, развивает речь, а в целом, способствует формированию навыков грамотной письменной речи. Умение точно и целесообразно отбирать языковые средства в соответствии с содержанием, целями и задачами высказывания, является одним из компонентов правильной письменной речи, а знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Кулундинского района Алтайского края







Мастер-класс

«Словарная работа на уроках русского языка в средней школе

Учитель русского языка и литературы МБОУ Октябрьская СОШ: Голод Т.П

с применением ЭОР»





.

В условиях модернизации образования перед школой сегодня стоит важнейшая задача - воспитание личности, отличающейся самостоятельностью и независимостью суждений, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной свободно выражать свои мысли и чувства, как в устной, так и в письменной форме.
Однако опыт работы в школе показывает, что «больным» местом письменной речи учащихся является скованность, бедность словарного запаса

Словарные занятия на уроках русского языка являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. В методике слово рассматривается одновременно в четырёх аспектах:
1. Орфоэпическом (написанное на доске слово должно прозвучать);
2. Лексическом (выяснение значения слова);
3. Орфографическом (учимся писать это слово);
4. В контексте с другими словами (составляем словосочетания или предложения).

Расскажу подробнее, как я строю работу в данном направлении с использованием ЭОР, второй год в своей работе над словом я использую УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ, в котором собраны все словари, необходимые для словарной работы. Все


-Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Например, в 8 классе можно провести такой вид работы, как «Объясни разницу». Даются слова: прогресс и регресс. Учащиеся должны объяснить происхождение слов и дать толкование лексического значения. Несомненно, они обратятся к этимологическому словарю и выяснят, что прогресс - от латинского pro- вперёд gressus- движение. Антоним к слову прогресс- регресс (от латинского re-назад - движение назад).
-Слово на уроке должно прозвучать и прозвучать правильно. Поэтому можно проводить орфоэпические диктанты (на доске записаны слова, учащиеся должны расставить ударение и правильно их прочитать. Например, слова ровесник, президиум, приоритет, каталог, мельком, красивее) или игры «Выбери словечко» (учитель читает слова, а учащиеся выбирают правильный вариант, записывают слово и проставляют ударение. Например, дОсуг или досУг, фОрзац или форзАц, квАртал или квартАл, звОнит или звонИт и т.д.).
-Для выяснения лексического значения слова очень часто провожу творческие диктанты (даётся толкование слова, учащиеся записывают само слово). Например:
1. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (Айсберг);
2. Человек, занимающийся спортом. (Спортсмен);
3. Коллективная спортивная игра на льду с шайбой. (Хоккей);
4. Объявление о спектакле, концерте, вывешиваемое в публичных местах. (Афиша).проверяем правильность толкования слов по толковому словарю.

-При изучении фразеологизмов интересный, увлекающий детей приём «Составь пару» (учащимся предлагается два вида карточек. На одних записаны фразеологизмы, на других- толкование значений, нужно создать пару. Если учащиеся допустят ошибки, то обратятся к фразеологическому словарю). Например, воду мутить - извлекать выгоду, как с гуся вода- всё нипочём, кот наплакал- мало.
Для предупреждения ошибок в употреблении слов провожу игровой приём «Объясни разницу» (Даются пары слов: представить- предоставить, пребывание- прибывание, одеть- надеть, экономный- экономичный. Учащиеся должны объяснить отличие в значениях слов, при затруднении обратиться к толковому словарю.)
Словарно - орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

-Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Я использую следующие задания:

1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце,болотный,болотистый.

- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бород

- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

3) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

алмаз - бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг - внезапно,
весело - радостно,
ветер - ураган - вихрь,
воин - боец - солдат - витязь,
желать - хотеть,
извините - простите,
иногда - изредка - подчас - порой,
комната - светлица - горница - каморка,
космос - вселенная,
красивый - прекрасный,
путешественник - путник - турист,
рассвет - восход,
ребёнок - малыш - дитя - крошка - детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.

Антонимы:

богатство - бедность,
быстро - медленно,
весело - грустно,
город - деревня,
дорога - аллея, шоссе,
дорогой - дешёвый (товар),
женщина - мужчина,
здоровый - больной,
здравствуй - до свидания, прощай,
красиво - уродливо,
мороз - жара,
пришел - ушел,
рассвет - закат,
родина - чужбина,
спасибо - пожалуйста,
устный - письменный,
хорошо - плохо,
чёрный - белый

При обучении детей правописанию я обязательно использую орфографический словарь, причем электронный . Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяю следующие:

а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них "опасного" при письме места.

б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и

прочим признакам (по теме "животные", "вежливые слова" и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака;слова с безударной гласной "а": барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

ВЫВОД: Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У меня на уроке словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

Словарная работа, проводимая почти на каждом уроке, способствует обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывает орфографическую зоркость, развивает речь, а в целом, способствует формированию навыков грамотной письменной речи.
Умение точно и целесообразно отбирать языковые средства в соответствии с содержанием, целями и задачами высказывания, является одним из компонентов правильной письменной речи, а знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.










Литература

  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург, 1996.

  2. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. - М., 2003.

  3. Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой О.Л.- М., 2003.

  4. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.



© 2010-2022